Рефераты. Крито-Микенская цивилизация

p align="left">Из за большой прочности устоев военной демократии процесс создания царств в материковой Греции между 1900 и 1700 годами происходил медленнее, чем на Крите. Основным занятием населения было земледелия и скотоводства.

Позднеэлладский период (XVI - XII века до н.э.) - этим периодом датируется наибольшее число замечательных микенских памятников материковой Греции, древнейшие из которых - знаменитые шахтовые гробницы XVII - XVI вв. до н.э. с богатейшим погребальных инвентарем к XVв. До н.э. относятся погребальные камеры с дромосами и купольные гробницы. Крепости и дворцы возникают в XIII и начала XII в. до н.э., т.е. вплоть до того времени, когда на Балканском полуострове начинается новое крупное передвижение племен. Вторгнувшиеся с севера в Среднюю Грецию и Пелопоннес дорийцы уничтожают и разрушают основные центры микенской культуры Сергеев В.С. История Древней Греции\ В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с. 86..

Археологические открытия 1820 - 1970 годов показали, что в Микенах, в Иолке, Орхоменге, Гла, Фивах, Афинах, Тиринфе, Пилосе - во второй половине II тысячелетия возникли раннеклассовые государства. Политическая обособленность этих царств, которую так ярко отразили греческие легенды, сочеталась с общностью их производственных и культурных традиций. Поэтому, признавая ведущую роль Микен в XIV - XIII веках, следует определить время между XVII - XIII веками, согласно памятникам письменности и литературы, как период возвышения ахейцев среди всех остальных греческих племен Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с. 679-680..

Для этого времени характерны изменения в формах захоронений. В III - II тысячелетиях насчитывалось 5 основных групп погребений - купольные, камерные, шахтовые, ящичные и ямные.

Ослабление Микен начинается с середины позднеэлладского периода. Предполагается, что жители города ожидали какого-то нападения. Об этом говорит и следующий факт: источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды Персеи. Одновременно перестройке подвергаются оборонительные сооружения Тиринфа. В XIII в. до н.э. прекращаются связи с Египтом.

Середина XII века до н.э. была кризисным. В конце XII века появляются дорийцы, которые находились на достаточно низком уровне, которые уничтожили микенцев. Дорийцы стали основой формирования Эллады.

Таким образом, изучить материалы некоторых ученых, археологические исследования и особенности памятников материальной культуры, сохранившиеся на Крите и на материковой Греции, можно удостоверится в том, что Минойская и Ахейская Греция очень различны в истории своего существования.

Глава 4. Культура Древнейшей Греции

4.1 Искусство Эгейского мира

Многие центры эгейской цивилизации, стали известны сравнительно недавно. Трою с ее постройками и сокровищами нашли во второй половине XIX в., а о богатейшей культуре, о Крите лишь догадывались по греческим мифам о Тезее и Минотавре.

Отличительной чертой критской архитектуры являлось отсутствие симметрии, в расположении жилых, парадных и хозяйственных зон. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты, характерные для лабиринта Дедала, усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только через световые колодцы, в потолке и других источников освещения не было Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр. Академия, 2003,16л.ил.: ил.с.89..

Б.Р. Виппер в своей книге «Искусство Древней Греции» отметил: «чередуя световые шахты со сквозными лестницами, портиками и водоемами, критский архитектор добивался такого динамически одухотворенного впечатления, какое не было доступно ни египетской, ни греческой архитектуре» Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. - М.: Московский Лицей, 1997.с.27..

Изобразительное искусство Крита достигло, небывалых высот и было исключительно динамичным и красочным. Движение волн, порывы ветра, надувающиеся паруса кораблей, вечная стихия, окружающая критских художников, обусловливали в их искусстве динамичные композиции. В пейзажных композициях основными темами росписей являлись море с рыбами, заросли кустарников с яркоперыми фазанами, могучими быками, грациозными козочками, вертлявыми обезьянами.

Минойские художники середины II тысячелетия искусно воспроизводили детали туалета участников пышных шествий, женские и мужские одеяния: одежда мужчин была проста и состояла из набедренной повязки, пояса и головного убора; каждая из женщин была олицетворением богини-матери. Костюм женщины-аристократки поражает больше, чем все искусство в целом. Это прекрасно разработанный крой, подчеркивающий характерные особенности женской фигуры: пышную грудь, тонкую талию, округлые, широкие бедра. Роскошные распущенные волосы критянок поддерживала драгоценная диадема или венец. На большинстве изображений женщин, и особенно на статуэтках богинь, узкий лиф платья оставлял грудь совершенно обнаженной.

От Эгейского мира сохранилось также множество предметов мелкой пластики: статуэтки со змеями в руках, божества, заботящиеся о благосостоянии дома. Всевозможные сосуды.

Извержение вулкана на Крите в XV в. до н.э. и успешный исход войны с Троей в пользу ахейцев обусловили перемещение культурных центров с Крита на Пелопоннесский полуостров. Археологические раскопки обнаружили много памятников, дающие представления об особенностях культуры ахейцев.

В противоположность критским дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и - залов. Центральным помещением являлся мегарон, имевший кровлю с отверстием, под которым находился очаг.

Торжество физической силы пронизывало микенскую культуру, находя отражение в мощности крепостных стен, в сюжетах и сценах охоты во фресковой живописи и в изображении батальных сцен. Но динамичная, присущая настроению мастера линия исчезла, уступив место застывшим формам и сухому орнаменту. В изобразительном искусстве ахейцев преобладали жесткость и статичность композиции Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр. Академия, 2003., 16л.ил.: ил.с.90..

Ювелирное дело Микен известно нам благодаря целому ряду различных предметов, найденных в могилах акрополя Шлиманом. Эти сосуды можно разделить на 2 категории: сосуды для хранения жидкости и для разливания и сосуды для питья. Уже среди первой категории имеются экземпляры, не лишенные изящества; но наибольшая изобретательность ювелирного искусства сказывается главным образом в сосудах для питья Пиро Поль. Быт и нравы древних греков. - Смоленск: Русич, 2000, ил.- (Популярная историческая библиотека), с. 510.. Между ними нет ни одного, который был бы точной копией другого. По - видимому, мастера в Микенах были очень искусные.

Высокое состояние ювелирного искусства видно в композиции драгоценных украшений - диадема в форме золотой повязки удлиненного овального вида, древние пуговицы, сделанные из листка золота, наложенного на деревянный или костяной остов, на котором был выгравирован рисунок, серьги, пластинки и кружки, крепившиеся к одежде.

Говоря о культуре Крито-Микенской цивилизации, нельзя обойти и величие дворцов, а также письменность, которые описаны в предыдущих главах.

Таким образом, Эгейское искусство обладает, как заметил один из первых его исследователей Б.В.Фармаковский, и одним общим языком форм, испытавшим долгое, медленное и строго постепенное развитие…Величие этого искусства состоит в его необычайной свежести. Художник с восторгом изображает простую действительность.… Здесь не так, как на Востоке, где человек дрожит в страхе, в полной покорности перед владыками земными и небесными. « То, что отличает это искусство от восточного, не что иное, как то, что выделяет искусство греческое от искусства восточного» Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. - М.: Московский Лицей, 1997.с.23-24..

4.2 Религия Крито-Микенского периода

Религия данного периода интересна и своеобразна. Среди имен божеств, встречающихся в пилосских надписях, фигурируют имена богов позднейшего греческого пантеона - Зевса, Геры, Посейдона, Артемиды, Гермеса, Диониса. Таким образом, надписи опровергают существовавшее прежде мнение некоторых ученых о том, что культ Диониса заимствован греками у фракийцев.

Культ Зевса и Геры засвидетельствован как в Пилосе, так и в Кноссе. Некоторые микенские боги в позднейшей религии греков уже не встречаются.

На острове Крит господствовал культ верховного женского божества. Великая богиня, имя которой неизвестно до сих пор, приобретала в представлении критян различный облик. Ей посвящались деревья, с культом богини были связаны птицы, чаще всего голуби. Во дворцовых и домашних святилищах Крита очень часто встречаются фигурки богини со змеями в руках. Они сделаны из фаянса или слоновой кости, щедро украшены золотом. В бедных домах можно встретить грубые глиняные фигурки той же богини. Великая богиня посчиталась и как владычица дверей Сергеев В.С. История Древней Греции\ В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.96.. На кносских геммах она изображается в виде женщины, у ног которой распростерты два льва. Иногда она выступает в роли охотницы, убивающий вепря.

Также в критском пантеоне встречается мужское божество, олицетворяющее силы природы. Символом этого божества был двойной топор - лабрис, изображение которого часто встречается в критском искусстве Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, с. 703.

. Мужское божество олицетворялось и в образе бога - быка. Культ данного бога предусматривал игры с быком, послужившие сюжетом для одной из кносских фресок. Во время религиозных празднеств на Крите происходили торжественные процессии, приносились жертвы, исполнялись священные танцы и песни. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения культовых сцен на фресках, сосудах, рельефах, печатях. В культовых церемониях критян ведущая роль отводилась женщинам - они выполняли различные религиозные обряды. Мужчины редко появлялись в культовых сценах Сергеев В.С. История Древней Греции\ В.С. Сергеев; Под общ. ред. проф. Э.Д. Фролова.- Изд. испр.и доп.- СПб.: Издательство «Полигон», 2002.:96л.ил,с.96..

Монументальные храмовые здания в Критской религии отсутствовали, во дворцах и домах среднего слоя населения во время раскопок были обнаружены лишь небольшие святилища с жертвенными столами и священным изображением лабриса, сакральных рогов, фигурками богини и т.д.

Также для религии данного периода характерно то, что люди, очеловечивая богов, наделяли их же только достоинствами, но и недостатками Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999,с 703..

Влияние критской религии на последующие религиозные представления и обряды греков, несомненно. Объясняется это тем, что греческая мифология поместила на Крите пещеру, в которой рос Зевс, там же провели свое детство Аполлон, Дионис и Геракл. Некоторые из священных символов, почитавшихся критянами, были также восприняты религией древних греков. Конечно, эти заимствования не дают еще права связывать происхождение греческой религии с одним только Критом. Но преемственность несомненна, критская культура оказывала сильное влияние на весь Эгейский мир. Другие центры столь же высокой культуры на материковой Греции - Пилос, Микены, Тиринф, Фивы, Орхомен, Иолк.

Таким образом, Крито-Микенская культура не исчезла бесследно. В последующее время греки заимствовали часть религии данного периода. Искусство Крито-Микенской эпохи выдающееся, и это доказывает то, что существовавшие на Крите и материковой Греции раннеклассовые государства находились на довольно высоком уровне развития.

Заключение

Крито-Микенская эпоха, первая страница греческой истории, просуществовавшая в период с III по II тысячелетия до н. э., не исчезла бесследно. Она осталась в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, расшифровка которых дала узнать нам много нового. Те герои и события того периода, некоторые появились затем в мифических произведениях античных авторов.

Подробно изучив Крито - Микенскую цивилизацию, можно сделать вывод:

- Для изучения истории данной эпохи большое влияние оказали мифы и сказания, которые донесли до нас античные авторы - Геродот, Фукидид, Диодор и другие. Благодаря указаниям древних комментаторов к тексту «Илиады» и «Одиссеи» были произведены раскопки Трои, Микен, которые изменили мнение ученых конца XIX в. о том, что мифические легенды и сказания времен античности не имеют достоверных сведений о реальной жизни критян;

- Благодаря археологическим раскопкам была найдена, а позднее расшифрованы письмена на глиняных табличках, тексты которых пролили яркий свет на общественную жизнь Крита и материковой Греции, на экономику, государственное управление, наличие социальной структуры общества;

- Характеристика периодов существования Минойской цивилизации и Ахейской Греции показала, что данные цивилизации, бесспорно, имея взаимовлияния в экономике, культуре, религии того времени, различаются характером управления государством, внешней политикой, строительством дворцов, способами изображения тех или иных предметов, их стилистики, обрядами захоронений.

Таким образом, данное исследование показало, что греческие общества микенской эпохи были не примитивными общинами, а централизованными государствами с большим бюрократическим аппаратом, частной собственностью на землю и развитым рабовладением это были государства со своими особенностями в религии и искусстве, культуре. Очевидно, Крито - Микенская цивилизация исчезла, потому что эти ранние государственные образования Древней Греции достаточно прочным социально - экономическим фундаментом, необходимым для длительного исторического существования. Подданные этих государств не были заинтересованы в сохранении государства микенской правящей знати и не оказали решительного сопротивления дорийцам.

Литература

1. Всемирная история: У истоков цивилизации. Бронзовый век/А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 1999, - 864 стр.

2. Пиро Поль. Быт и нравы древних греков. - Смоленск: Русич, 2000 - 624 стр., ил.- (Популярная историческая библиотека).

3. Древняя Греция. История. Быт. Культура. Из книг современных ученых/сост. Л.С. Ильинская. - М.: Московский Лицей, 1997. 380 с.

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособия для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: издательский центр. Академия, 2003. - 544с., 16л.ил.: ил.

5. Сергеев В.С. История Древней Греции/ В.С. Сергеев; Под. общ. ред. проф. Э.Д. Фролова. - Изд. испр. и доп. - СПб.: Издательство «Полигон», 2002 - 704с.: 96л.ил.

6. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.