Рефераты. Кто разрушил сталинизм?

p align="left">«Секретный доклад» строился на последовательном изложении фактов, показывающих формирование «культа личности» Сталина и его проявления. Противопоставление Сталина Ленину, а авторитарного стиля руководства практике демократического централизма было основной идеей доклада. Особый акцент делался на ленинской приверженности коллегиальности в партийной работе. Формирование «культа» подавалось как результат последовательного предательства Сталиным Ленина, начиная с сокрытия его политического «завещания», факт которого впервые был предан гласности. Полностью отрицался один из основополагающих постулатов о Сталине как «продолжателе дела Ленина». В противовес этому возникал образ палача, виновного в уничтожении «ленинской гвардии», организовавшего убийство Кирова, расстрелявшего XVII съезд, виновного в выбивании показаний из честных коммунистов и репрессировавшего военных и партийных руководителей. Таким образом, главная вина Сталина состояла в преступлениях против партии, которая становилась основной жертвой «культа личности». Это позволяло полностью обойти вопрос о вине партии перед народом, не говоря уж о системе организации власти, в недрах которой зрел и развивался развенчиваемый «культ». Кроме того, Сталину вменялась в вину ответственность за депортацию кавказских народов, разрыв с Югославией, фабрикация послевоенных дел, прежде всего «ленинградского», «мингрельского» и «дела врачей». Особо Хрущев остановился на вине Сталина в начальный период войны. Сталин-полководец, генералиссимус превращался в карикатурный персонаж, в безвольного, растерянного и напуганного человека.

Таким образом, полной картины репрессий в докладе не было: сталинские преступления не распространялись на коллективизацию, голод 1930-х годов, репрессии против простых граждан и партийной оппозиции. Более того, борьба с троцкистами, оппозиционерами всех мастей признавалась одним из важнейших достижений Сталина. Доклад был полной неожиданностью и потрясением для большинства делегатов съезда, которые слушали его в полной тишине. Даже при всей отжатости фактов трагизм и леденящий ужас произошедшего пронизывал каждого сидящего в зале. Аплодисментов после доклада не было.

Поступок Хрущева долгие годы подавался исторической литературой как факт его личного мужества, главная его заслуга перед страной. Представляется, что концепция личного мужества здесь вряд ли уместна. Скорее речь идет о шаге талантливого политика, предпринятого на грани риска. Расчет Хрущева строился на знании общественных настроений, прежде всего среди делегатов, то есть высшего и среднего слоя номенклатуры. От поддержки именно этого слоя напрямую зависела судьба и самого Хрущева. Поэтому вопрос об ответственности за репрессии местных руководителей, находившихся под прессом «культа», не поднимался, а публичное осуждение репрессий гарантировало от их повторения в будущем. Обратной, но не менее важной стороной хрущевского расчета было понимание неизбежности такого рода события. Но в будущем он мог потерять инициативу, а в чьих руках она окажется, как повернется тогда вопрос о вине, в том числе его, Хрущева, за репрессии на Украине, вряд ли можно было предсказать. Скорее, он закрыл собой пробоину в корабле, чтобы не дать пучине поглотить и капитана, и всю команду, и корабль.

Закрытое заседание ХХ съезда КПСС не стенографировалось, было решено ознакомить с текстом «секретного доклада» первичные партийные организации, не публикуя его в печати. После съезда текст дорабатывался в течение недели и только после этого так называемый «секретный доклад» был разослан по первичным партийным организациям, где на собраниях прочитан коммунистам, а в конце марта с ним было ознакомлено все взрослое население страны. В обществе возник резонанс, превратившийся в самостоятельную политическую силу, которая в течение всей второй половины 1956 г. стремительно набирала мощь.

Присутствовал весь спектр мнений: от разочарования неполнотой постановки вопроса о «культе», требований партийного суда над Сталиным до неприятия такого быстрого и резкого отказа от незыблемых еще вчера ценностей. Сторонники и противники осуждения «культа» были во всех социальных слоях, но если первые высказывались открыто, то вторые старались скрыть свои настроения во избежание неприятных последствий. Не была согласна с хрущевской линией значительная часть номенклатуры, сделавшая карьеру после массовых репрессий 1930-х годов и боявшаяся личной ответственности за свое участие в практике «культа личности».

Контроль за критикой «культа личности» был установлен сразу же после доклада комиссии Поспелова. Факты о репрессиях тщательно отбирались. Однако эти шаги делались наверху, общество не было посвящено во все детали. Теперь же контроль принимал иной характер, означал публичный шаг назад, возвращение к более консервативному типу поведения, установлению идеологических рамок критики «культа» в обществе. Так, за «неправильное» обсуждение решений ХХ съезда была распущена Теплотехническая лаборатория АН СССР. На партийном собрании, которое продолжалось два дня, научные сотрудники пошли слишком далеко: пытались анализировать глубинные причины «культа», критиковали всю политическую систему в целом, высказывались о формальном характере народовластия. Решительные меры по пресечению таких выступлений уводили обсуждение темы репрессий в неформальную обстановку, в среду «своих», наиболее близких друзей и родственников. Доверие к Хрущеву, олицетворявшему собой линию на критику «культа личности», начало неуклонно снижаться.

Идеологическое сдерживание критики было оформлено в постановлении пленума ЦК от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», ставшего на последующее 30-летие основой интерпретации проблем сталинизма и оценки Сталина в советской историографии.

Согласно этому постановлению, «культ личности» возник, когда строительство социализма велось в условиях враждебного капиталистического окружения, постоянной угрозы нападения извне. Страна была вынуждена преодолевать трудности, а партия -- «нападки оппортунистов всех мастей». Сложная обстановка требовала твердой, железной дисциплины, а также повышения бдительности и строжайшей централизации руководства. Вследствие этого приходилось идти на временные ограничения демократии. В эти годы Сталин как крупный теоретик и организатор возглавлял борьбу против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков капиталистического окружения. Именно тогда, согласно июньскому постановлению, на фоне несомненных крупных заслуг Сталина как в строительстве социализма, так и на международной арене постоянно повышались его авторитет и популярность, стал складываться культ его личности. Решающую роль в развитии «культа» сыграли и некоторые отрицательные качества характера Сталина, который «уверовал в собственную непогрешимость, стал злоупотреблять доверием партии, нарушать ленинские принципы и нормы партийной жизни, допускал беззаконие». В заключение делался вывод, что все это, тем не менее, не могло нарушить объективных закономерностей социализма, изменить природу существующего строя. Особо подчеркивалось, что «в деятельности Сталина партия видела две стороны: положительную, которую она ценит, и отрицательную, которую она критикует и осуждает».

Интересное мнение на счет разрушения «сталинизма» имеется в журнале «Посев» (№9, 2008 г.):

«Почему началась оттепель? Раскрою причины некоторых событий, до сих пор не объясненных или неправильно объясненных нашими горе-обществоведами. Советские и постсоветские теоретики не задаются вопросом - почему кровавого Сталина сменил либеральный Хрущев?

В лучшем случае они ссылаются на решения XX партсъезда. Но в действительности, в реальной истории прошедшего века неизвестны случаи добровольной самолиберализации тоталитарной системы, власть такого типа прогибается лишь под мощным напором извне или огромным давлением изнутри. (Например, Ленинский переход к НЭПу - это ответ на Кронштадтское восстание.) Хрущев, подписавший в годы массовых репрессий в Украине и в Москве сотни документов, лишавших жизни тысячи людей, тоже не мог измениться «ни с того, ни с сего».

Историки знают, что в 1953-1954 годах, в ГУЛАГе - в Воркуте, Норильске и Кенгире прошли три мощнейших восстания, в которых участвовали десятки тысяч заключенных. Я присутствовал на заседаниях небольшой конференции, проходившей в Москве в память о 50-летии Кенгирских событий. На нее съехалось десятка полтора участников. Но даже сами протестанты не догадывались, к каким результатам привели их действия. Несколько раньше, в октябре 1989 года в Москве проходила первая конференция общества «Мемориал», где выступал руководитель воркутинского бунта Игорь Михайлович Доброштан. Он рассказывал, как его и его штаб самолетом возили в Москву на переговоры с членами президиума ЦК. Условия, выдвинутые бунтарями, обсуждались на высшем номенклатурном уровне. (Последние годы жизни Игорь Михайлович провел в Украине, в Харькове его должны знать и помнить).

Анализируя ситуацию, к концу 1953 года окончательно вышедшую из-под контроля компартии, Хрущев пришел к выводу: не только невозможны новые аресты и репрессии, но и ГУЛАГ придется срочно распускать, иначе взбунтовавшихся людей не остановят ни вохры, ни тайга, ни кремлевские стены. С этого времени, заручившись поддержкой одной части высших аппаратчиков, и, избавляясь от другой, несговорчивой части, первый секретарь решил проводить курс на либерализацию, называемую «хрущевской оттепелью». При этом сам Никита Сергеевич не собирался объяснять современникам и потомкам подлинные мотивы своих решений. Более того, всю славу десталинизации, добровольного признания собственных ошибок и «возвращения к ленинским нормам» совруководство присвоило самому себе. Но не должны же мы вечно держаться за этот лживый миф! И в тоталитарном СССР историю творил народ, а не партноменклатура.

В описанную здесь цепь событий необходимо добавить еще одно звено. Ответим на вопрос - кто поднимал восстания, кто был дрожжами гулаговских бунтов? Сидевшие там с довоенных времен большевики и другие «политические» были уже надломлены. Но в начале 1950-х за решеткой оказалась молодежь, те самые бандеровцы, которых эмгебешники хватали на западе Украины, и которые уцелели в кровавых стычках со спецвойсками. Эти ребята сохранили и боевой дух, и военную выучку, о чем пишет Александр Солженицын в своем знаменитом «Архипелаге». По логике вещей, в актив могли также входить молодые представители национальных движений Балтии, Белоруссии и т.д., но таких свидетельств у меня нет. Исследовательская работа здесь еще предстоит. Так что за крах сталинской системы мы должны благодарить тех самых бандеровцев и узников ГУЛАГа, которым страна до сих пор не поставила памятник. Украина внесла в свой календарь день памяти и скорби - день голодомора, уверен, он должен быть и в российском календаре, ведь от сталинских преступлений страдали все народы бывшего СССР. Но в нашей недавней истории есть и день народного мужества и гордости - вечная слава героям-воркутинцам, норильцам, кенгирцам!!

Раскрыв роль и значение в недавнем прошлом гулаговских бунтов, не трудно восстановить внутреннюю логику иных событий и политических решений того времени. Почему в середине 1950-х в стране началось массовое жилищное строительство, появились хрущевские пятиэтажки - да потому, что миллионы людей возвращались из лагерей, и им надо было где-то жить. Массовые репрессии сменились массовым жилищным строительством.

Почему началось освоение целинных и залежных земель, 2 миллиона молодых и наиболее активных людей было брошено в полунепригодные для земледелия казахские степи (а ведь было в стране и черноземье и даже субтропики!) Это не экономический, а, прежде всего, политический проект. Целина, в первую очередь, была механизмом косвенных репрессий, выталкиванием под пропагандистские фанфары в тяжелейшие бытовые условия, в отдаленные районы самой активной части общества. К 1956-му году были отпущены на родину последние немецкие военнопленные, а в 1955-м СССР неожиданно подписал с открытой некоммунистической страной - Австрией - договор о ее нейтралитете и вернул свои войска на родину (чтоб не разбежались). Период насилия и террора, как главная стратегия советского государства, себя исчерпал, начинался переход к новой стратегии...» Журнал «Посев», №9, 2008 г.

Имя И.В. Сталина продолжает до сих пор привлекать внимание и отечественной, и зарубежной общественности.

И в нашем государстве, и в других странах мира выходят литературные произведения о Сталине, снимаются кинофильмы о нем. Руководство нашей страны разрешило кинорежиссерам снимать фильмы на бывших сталинских дачах.

Пожалуй, самой популярной и известной книгой стало произведение Эдуарда Радзинского.

Собрав большой фактический материал о жизни И.В. Сталина и его окружения, автор по своему собственному усмотрению строит цепочку фактов и оценивает, комментирует все происходящее.

Через телевидение мо можем наблюдать всю полноту эмоциональной окраски событий, действующих лиц.

Творение Радзинского вызывает различные оценки соотечественников, и восторженные в более свободной, демократической прессе, и раздраженные в «просоветской» и «прокоммунистической».

Радзинский акцентирует внимание на личных качествах Сталина, таких как коварство, мстительность, раздражительность, сила воли, характера, непогрешимость и т.п., он пытается связать со всеми этими качествами сущность и содержание той тоталитарной системы, которая была создана великим вождем.

К 21 декабря (день рождения Сталина) и 5 марта (день его смерти) стали появляться статьи в журналах и газетах, фотографии Сталина.

Некоторые из этих статей и публикаций носят «дежурный» характер. Например, публикации в газете «Советская Россия» акцентируют внимание на том, что с именем Сталина в сознании его современников и ближайших потомков связано понятие Российской государственности. Именно его, Сталина, представляют великим государственником, который умел защитить интересы своей великой державы от любых нападок с других сторон любой ценой. Вероятно, этот акцент связан с проблемой российской государственности.

Хочется спросить: «почему же люди до сих пор уважают личность И.В. Сталина? Неужели они ничего не знают о жестоких репрессиях? Или просто забыли?»

Думается, происходит так вследствие того, что многих людей посещает довольно часто одно желание: разом уничтожить все дурное, все нехорошее, искоренить это. А еще люди, русские люди имеют такую особенность души - умение прощать и терпеть чужие недостатки. Ведь об этом писали многие выдающиеся литературные деятели.

Список использованной литературы

О преодолении культа личности и его последствий. Постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956 года. Госкомиздат. М. 1956 г.

О культе личности и его последствиях. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Хрущева Н.С. ХХ съезду КПСС 25 февраля 1956 года.

История России 1917-1940. Хрестоматия Под ред. проф. М.Е. Главацкого. Екатеринбург 1993 г.

Ласло Белади, Тамаш Краус. Сталин М. 1990 г.

Н. Верт. История Советского государства. 1900 - 1991 Издание 2е М. 1994 г.

Эдуард Радзинский «Сталин» М. 1997 г.

Жарова, Мишина История отечества 1900-1940 Учебная книга для старших классов средних учебных заведений. М. "Просвещение" 1992 г.

Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России - СПб: Издательство «Лань», 2001.

Журнал «Посев», №9, 2008 г

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.