Рефераты. Культура Древней Руси

b>2.2 Древнерусская литература и ее жанры

В Древней Руси большую роль в литературном процессе играла церковь. Рядом со светской широкое развитие получила и литература церковная. Средневековая словесность на Руси существовала только в рамках рукописной традиции. Даже появление печатного станка мало изменило ситуацию вплоть до середины XVIII ст. Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особого изготовления. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV-XVI ст. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. использовали гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономия письма: текст подавался в одну строку без слогораздела, слова, которые часто встречались сокращались под так называемыми титлами. Почерк XI-XIII ст. в науке носит название устава в силу своего четкого, торжественного характера. Тип древнерусской книги - объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянное плетение, обтянутая тисненой кожей. Уже в XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Плетение их оковывалось золотом или серебром, украшалось жемчугом, драгоценными камнями (Остромирово Евангелие (XI в) и Мстиславово Евангелие (XII в) 11 Лановик Б.Д., Матейко Р.М., Матисякевич З.М. Історія України: Навч. посібник. - К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000.- .

В основу литературного языка лег живой разговорный язык Древней Руси, точнее - областные его диалекты, южные и северные (Поднепровье и Новгорода Великого). Вместе с тем в процессе его формирования большую роль сыграл близкий ему, язык старославянский, церковнославянский. Именно на нем моравскими братьями Кириллом и Мефодием были переведены во второй половине IX в. книги Священного Писания. На его основе развивалась на Руси церковная письменность, велось богослужение. Будучи одним из диалектов древнеболгарского языка, церковнославянский имел большой набор абстрактных понятий, которые осели в древнерусском языке настолько крепко, что стали его неотъемлемым достоянием: пространство, вечность, ум, истина.

Вся древнерусская литература делится на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Церковностью древнерусской литературы обусловлен выбор переводных произведений, которые существовали в рукописной традиции и подход авторов, который прослеживался даже в описании истории, в бытовых повестях и в других, казалось бы, светских сюжетах. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся рядом со Священным Писанием достижениями раннехристианских родителей церкви IV-VI ст.: Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Ниского, Кирилла Иерусалимского.

Переводились также достижения массовой литературы - Хроника Иоанна Малали, "Христианская топография" Косьми Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовался Псалтырь.

Первые оригинальные произведения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI - начала XII ст. Среди них такие выдающиеся памятники, как "Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе", "Житие Феодосия Печерского", "Слово о законе и благодати".

Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI-XII ст. небольшое: летописание, житие и слово.

В литературоведении жанром принято называть тип достижения, которое складывается постепенно и развивается с течением времени. В связи с тем, что средневековые достижения, как правило, преследовали утилитарные целые, к формально-содержательным признакам всегда прибавляется еще и функциональный, который и становится для них основным. Распределение достижений древнерусской литературы на жанры довольно условно. Это происходит потому, что сами восточнославянские книжники не имели единых представлений о жанровых категориях. Тем самым, наиболее общим термином "слово" писатели называли и торжественный язык митрополита Илариона, и воинскую повесть.

Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись, которая развивалась на протяжении восьми столетий (XI-XVIII ст). Ни одна европейская традиция не имела такое количество анналов, как древнерусская. Преимущественно, хотя и не всегда, летописанием на Руси занимались монахи, которые прошли специальную выучку. Составляли летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Если летопись велась по прямому поручению, она носила более или менее официозный характер, отображая политическую позицию, симпатии и антипатии заказчика. Но не следует преувеличивать официозный характер древнерусского летописания, как это иногда делает историческая наука. В действительности же летописцы проявляли независимость мысли, отбивая точку зрения широких масс на то или другое событие, нередко подвергали критике действия князей, отображая "все доброе и недоброе" и "не украшая пишущего".

Древнейшая летопись называется "Повесть временных лет" (1068). В оригинале она имеет более длинное название: "Сие повести временного года, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал впервые княжить, и откуда Русская земля постоянная существовать". Дошла к нам эта летопись в рукописных копиях не старшее XIV в. Из них наиболее замечательные две: сборники 1377 г., условно названный Лаврентевской летописью по имени переписчика-монаха Лаврентия, который переписал ее для суздальского великого князя Дмитрия Константиновича, и сборник начала XV в., что получил название Ипатьевской летописи по месту сохранения - Ипатьевскому монастырю в Костроме.

Главное расхождение между обоими списками "Повести" - в ее окончании. Лаврентевская летопись заканчивается оборванным на полуслове рассказом о чудесном явлении 11 февраля 1110 г. огненного столба над Киево-Печерским монастырем. В Ипатьевском списке этот рассказ закончен и за ним вытекают еще несколько сказаний о 1111, 1112 и 1113 г. Авторство "Повести" приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, который создал ее около 1113.

Основная идея достижения глубоко патриотична - единство Русской земли. Княжеские междоусобицы и кровавые распри, которые начались тогда в Древнерусской земле, осуждаются летописцем. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, который повествует об истории Русской земли в целом.

Другой распространенный жанр древнерусской литературы - "житие" - буквально соответствует греческому "жизнь". Он представляет жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов - основателей монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех, которые считались церковью святыми. Отсюда житие в науке часто называется также термином "агиография" (писание про святых). Составление житий требовало соблюдение правил и стиля изложения. К ним относился неторопливый рассказ в третьем лице, композиционное соблюдение трех частей: вступления, собственно жития и выводы. Главное действующее лицо изображалось неопровержимо святым, а отрицательный герой вводился для контраста и действовал на заднем плане. По пересказу, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех первых житий, которые дошли к нам - двух житий первых христианских мучеников князей-братьев Бориса и Глеба и житие игумена Феодосия - основателя Киевской лавры.

Языки, которые назывались в давность поучениями и словами, относятся к жанру красноречия, "золотое столетие" развития которого на Руси приходится на XII ст., но уже в XIII в. он приходит в упадок и совсем исчезает из литературного быта в XIV в.

Ярким образцом этого жанра есть "Поучение Владимира Мономаха", которое дошло к нам в Лаврентеевском списке "Повести временных лет" 1096 г. В начале "Поучения" один из выдающихся князей в свое время Владимир Мономах дает своим сынам ряд моральных наставлений в поучении, выписав для них цитаты из Священного Писания. Однако очень вскоре эта тема, которая морализирует, заданной церковной традицией, перерастает в политическое завещание, в урок сынам, как княжить, руководить государством. Есть в конце "Поучения" автобиография князя.

Торжественное красноречие - область творчества, которая требовало не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейший памятник этого жанра, который дошло до нас - "Слово о законе и благодати", авторство которого приписывают первому киевскому митрополиту Илариону и датируют между 1037 и 1050 г.

3. Развитие градостроительства, архитектура и ремесло

Больше тысячи лет многим украинским городам: Киеву, Чернигову, Галичу, Переяславу, Белгород-Днестровску. Это все города ІХ-Х столетий. В XI ст. в письменных памятках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII ст. - еще о 134 городах, а в начале XIII ст. - еще о 47 городах. На самом деле городов было значительно больше, только они не все вошли в летописи. Большинство этих городов сохранились и по сей день. А тогда в них работали ремесленники, зодчие, богословы, писатели и переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением славянская культура IX и X столетий во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, которые накопленные за столетия, мудрости и опыту, которые передали своим далеким потомкам их могущественные и мудрые пращуры.

Киевская Русь Х-ХІ столетий - время единства славян, время ее славы и могущества. Киевская Русь была наибольшим государством средневековой Европы. Уже в Х и XI столетиях в Киевской Руси окреп феодальный строй с его двумя классами: крестьян-земледельцев и феодалов-землевладельцев. Угнетение крестьян становилось все большим, а в XI ст. стало просто невыносимым. Летописцы XI ст. отмечают ряд крестьянских восстаний, которые были поддержаны городскими низами. Восстания были придушены, и напуганы ими феодалы пошли на уступки. К тому времени развилась даже проповедь мягкого отношения к "сиротам" (как называли тогда крестьян), и при этом продолжали возникать все новые и новые княжества11 Петро Толочко. Київська Русь. - К.: Абрис, 1996..

Киевская Русь была страной высокоразвитого ремесла: искусство ремесла гончарного, металлообработки, ювелирного. В Х в. появляется гончарный круг, и на всей территории бывшего Киевского государства археологи до сих пор находят замечательные шиферные пряслица, грузики для веретен. К середине XI в. относится первый известный меч с русской надписью "Людота ковал", с этих пор русские мечи встречаются в археологических раскопках в Прибалтике, Финляндии, Скандинавие. Ювелирная техника русских мастеров была очень сложной, а изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке того времени.

Много украшений выполнено в характерной технике зерна (на изделие напаивался узор, который состоял из великого множества шариков), применялся также скань-рисунок. Делались высокоценные ювелирные изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, типично русские украшения.

Под большим влиянием церкви находился и другой вид древнерусского искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства начинается широкое строительство культовых домов, церквей и монастырей. Одним из первых центральных монастырей был Киево-Печерский, основан в середине XI ст. Антонием и Феодосием Печерскими. Пещеры - это места, где сначала селились христианские подвижники и вокруг которых потом возникали поселения, которые превращались в общий монастырь. Рядом с Киевским известный также Иллинский подземный монастырь в Чернигове - уникальный историко-архитектурный памятник в толщи Болдиной горы, по пересказам основанный тем же Антонием около 1069. Также известен Печерский монастырь под Изборском Псковской области.

Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством и связано с именем его апологета преподобного Антония. Неординарное явление христианской духовной культуры, названное еще исихией - это путь духовной практики преобразования человеческого духа через аскетизм, отход от мира. Подземные монастыри были кострами исихии на Руси, так как здесь ни звук мира, ни свет солнца не мешали молитвенной концентрации внимания. Традиционная жизнь в общих монастырях не была такой суровой. Люди, отрекшись от обычной жизни шли в монастыри, но могли продолжать выполнять много мирских обязанностей. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. Монастыри становились центрами распространения духовных знаний. Рядовой монах мог стать летописцем, зодчим, иконописцем. Несомненно, что именно монастыри сыграли определяющую роль в приобщении русского народа к культурным богатствам Византии, в распространении образования и создании литературных и художественных ценностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.