Рефераты. Культура кочевого общества

p align="left">70-е годы прошлого века были временем начала систематических поисков и изучения средневековых памятников в степном Приуралье. Наиболее масштабную в этом плане работу провел в 1973-1974 гг. Н.А.Мажитов, который открыл и исследовал серию курганов ХII-ХIV вв. в среднем течении р.Урал на территории Оренбургской области (Алабайтал, Жанаталап I, II, Карагач, Россыпино и др.)

В то же время А.Х.Пеничук раскопал 2 могильника ХII-ХIV вв- это IV Ивановский, у пос.Колеса мол.

В 1979г. археологи В.А.Заседателева раскопали в г.Орске курган, судя по внешнему облеку вещей, конца ХIII- начала ХIV в. В том же году исследователи вскрыли еще 6 курганов на Ново-Кумакском могильнике, раскопки которого были начаты в 1958-1962 годах.

В 1980г. экспедиция института истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии Наук СССР, возглавляемая В.А.Ивановым, после долгих безуспешных поисков обнаружила великолепный кипчакский могильник на правом берегу Сакмары, в 5 км к западу от г.Кувандыка возле с Тиявгулова.

В настоящее время исследования в данной области продолжаются, в них заняты такие ученые как Иванов В.А., Гарустович Г.Н., Питнева С.А.

Как показали работы последующих лет, на территории Уральской и Оренбургской областей, а также в Башкирском Зауралье и в Челябиской области, именно курганы ХII-ХIVвв. составляют основную массу выявленных в регионе средневековых кочевнических памятников.

Следовательно, благодаря исследованиям отечественной науки эпохи средневековья в половецкой земле - есть важнейший вклад в этническую, социально-экономическую и политическую историю кочевников-печенегов и половцев.

§3. Исследователи о причинах массовой миграции азиатских кочевников

Временный пик массового движения азиатских кочевников на запад приходится на период с середины IХ до середины ХI в., когда по евразийским степям прокатилось несколько кочевых волн: печенеги, Огузы (торки), кыпчаки. Современники этих событий полагали, что перемещались кочевники по цепной реакции, когда одни одни племена, захватывая пастбища соседей, вынуждали последних уходить на другие территории (аль-Марвади), выдвинули одну из причин миграции военно-политическую.

В своей книги «Курганы кыпчакского времени…» авторы предполагали точку зрения П.Н.Гумилева.

Он считал, что существовал 2 вида миграций:

1) при усушении степи кочевники в поисках воды и пастбищ конценрировались по окраинам зоны;

2) при увлажнении аридной зоны возрастало население степи, которое, чтобы сохранить привычный способ хозяйствования, было вынуждено расширять свои владения.

Гипотеза о гетерохронности увлажнения и усушения в аридной и гумидный зонах позволяет совместить периоды миграционной активности кочевников (по историко-археологическим данным) и климатические условия аридной зоны в это время (по данным палеоботаники и колебаниям уровня Каспийского моря).

Оказалось, что колебания уровня Каспия совпадают с колебаниями уровней Арала и озера Балхаш, показывая тем самым, что кочевые племена от Прикаспия до Принртышья обитали примерно в одинаковых климатических условиях. Северное Причерноморье не подвергалось столь резким колебаниям усушения и увлажнения. Богатые разнотраньем и надежно обеспеченные водой южнорусские степи были убежищем для кочевников в периоды усыхания степей восточнее Волги, где гидросеть развита слабо.

В.А.Иванов и В.А.Кригер проследим следующею закономерность: в Х в. Началось медленное усушение аридной зоны и поднятие вследствие перемещения фронта циклонов на север уровня Каспия, что повлекло за собой массовое переселение огузких племен на реки Илек, Волгу и печенежских- в южнорусские степи. Подобное переселение подразумевает переход кочевников к I стадии кочевания, археологически выражающейся в слабой насыщенности памятниками домонгольского периода (ХII-первая половина ХIII в.), поскольку сложившаяся к началу огузо-печенежкого передвижения на запад в степях Центрального Казахстана и Приуралья кочевая орда во главе с кыпчаками также была вынуждена уйти на более благоприятные северо-западным земли- и это сочетание экологических и военно-политических причин, по мнению тех же авторов.

Вновь вступают в период усушения с одновременным поднятием уровня Каспийского моря, но в это время в регилне, кроме чисто экологических причин, активно действуют причины военно-политические и социально-экономические, следствием которых явилось образование государство с относительно устойчивыми границами и искусственное ограничение свободы передвижения кочевников. Отсюда- широкое распространение в степях Южного Приуралья курганов золотоордынского времени (вторая половина ХIII-ХIVв.).

Таким образом, исследователи выявили несколько причин миграции азиатских кочевников, которые дали возможность археологам прследить за ходом переселения, проводя всесторонний типологический анализ имеющеюся материала на предмет его хронологизации и выявления общих и особенных черт на фоне синхронных памятников евразийских степей, а письменные источники, несмотря на свою фрагментарность, дают сведения о социальной структуре, материальный и духовной культуре кочевников в ХII-ХIV вв.

Глава II. Материальная и духовная культура кочевого общества ХIIIV вв

§1. Типология вещевого комплекса печенегов и кипчаков-половцев по данным археологии

Сведения Ибн-Фадлана о пребывании в начале Х в. Печенегов к востоку от волги органично дополняются данными археологических исследований, в результате которых в северной части Урало-Волжских степей, на территории современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей выявлена и изучена серия курганов, по своим признакам индентичных собственно печенежским курганам, в большом количестве известным в степях Украины и Северного Причерноморья (захоронения под небольшим земляными курганами, в простых прямоугольных могилах или в могилах со ступенькой длиной стенки, на которой лежали кости взнуздалого и оседланного коня (шкура), иногда в могилах встречены глиняны сосуды в виде плоскодонных горшков грубой ручной лепки и часто бронзовые и серебряные украшения поясов Иванов В.А. откуда ты, мой предок? (взгляд археолога на древнею историю Южного Урала). ТОО «Грань» УНЦ РАН СПб, 1994..

Печенежские погребения Южного Приуралья хотя пока и не многочисленны, но достаточно выразительны. Они обнаружены именно там, где и помешал их на своей карте Аль-Идриси- по берегам р. Урал (Шауран). Первым подобные погребениям исследовал в 1887г. историк-краевед Ф.Д.Нефедов в междуречье Урала и Илека (могильники Мертвые Соли и Ханская Моиела) на территории совместных Илекского Соль-Илецкого районов Оренбургской области. Однако из недостатком материала исследователи не смог определить, кем оставлены эти курганы, а потому дата и их этно принадлежность были обоснованы и доказаны уже в наше время Г.А.Федоровым-Давыдовым на страницах книги «Кочевники Восточной Европы под властью золотоардынских ханов» Иванов В.А. Путями степных кочевий.- Уфа, 1984г..

В 1960-1961 гг. обнаружены еще 2 захоронения печенегов. Первое в районе г.Уральска, на юго-восточном берегу озера Челкар, и второе- у села Увак Соль-Илецкого района Оренбургской области. Это были «Классические печенежские погребения» : умершие положены на запад, слева от них- остатки конской шкуры. Причем Уванское погребение было перекрыто деревянным настилом, шкура коня лежала на настиле, а под ним скелет человека. Конские черепа были взнузданы, а в увакском погребении среди конских костей находились остатки деревянного седла. В Челкарсом кургане был похоронен мужчина, а в Увакском- женщина, отсюда различия в составе сопровождающих вещей- у мужчины: сабля, лежащая справа от человека, костяные обкладки лука, пояс, украшенный серебряными с позолотой накладками; у женщины: серебряные серьги, подвески в виде стилизованных фигурок птиц, пуговицы- бубенцы, ножичек, а в изголовье- бронзовые зеркало, ножницы и остатки деревянного гребня. Но самое интересное- это остатки красной шелковой рубахи с черным набивным узором, в которую была одета женщина, и кожаных сапы, мыски которых украшали многочисленные серебряные бляшки.

Весь этот набор вещей и сложное устройство могли красноречиво свидетельствуют о том, что погребенная в Увакском кургане кочевница происходила из знатного печенежского рода.

В последние годы более 20 печенежских курганов было выявлено и изучено на территории Уральской области, причем в основном на правом берегу реки Урала. Далее к западу печенежские погребения известны в Астраханском и Волгоградском Заволжье (Быковские, Калиновские, Верхне-Погроменские, Колобовские курганы- раскопки И.В.Синицына, К.Ф.Смирнова, на территории, В.П. Шилова) и в междуречье Волги, Сакмарт и Иргиза на территории Самарской области (Александровский, Кировский, Покровские могильники- раскопки В.В. Гольмстен, С.А.Агапова, В.А.Скорбовенко и др.)** Иванов В.А. Путями степных кочевий.- Уфа, 1984г.

Население на карту, все эти погребения очень четко обозначают северную границу печенежских кочевий в Волго-Уральском регионе которая проходила по среднему течению реки Урала и реки Самаре. По мнению Иванова В.А. и Питневой С.А. на берегах данных рек печенеги искали спасения от суровых уральских зим с их холодами, вьюгой. Это согласуется с кочевнической традицией, зафиксированной этнографами, например, у казаков последние места для своих зимовок выбирали возле рек, где было много камыша и кустарника, служившего зимой кормом и защитой для скота, топливом для людей.

Также ученые сделали вывод, что летние кочевья печенегов простирались далеко на Север от берегов Урала и Самары и проходили по отрогам Бугульминско-Белебеевской возвышенности.

Материальная культура ХII-ХIV вв. представляет собой новый этап в развитии культуры кочевого общества степей Евразии. Прежде всего обращает на себя внимание ее большая однородность по сравнению с предшествующим, огузо-печенежским временем и отсутствие среди составных компонентов ярко выраженных этнографических признаков, например птицевидных нашивок и копоушек культуры племен огузо-печенежского объединения, которые коррелируют с определенным погребальным обрядом и сконцентрированы по левому берегу Волги, в пределах Волгоградского Заволжья. Отмеченная однородной материальной культуры кыпчакского времени, вероятно, обусловлена длительным совместным сосуществованием кыпчакских и кимакских племен в составе одного этнополитического объединения, а позже, в золотоордынский период, объединением кипчаков и половцев в политической и социально-экономической системе одного государства.

В своей работе Иванов В.А и Кригер В.А. по данным о 94 погребениях с вещами выдвинули следующие категории вещей:

1) принадлежности конской сбруи (стремена, удила, остатки седел);

2) вооружение (наконечники стрел, сабли, колчанные и их украшения, кинжалы, копья, доспехи);

3) украшения (серьги, перстни, бусы, зеркала, «бокка»);

4) бытовые предметы (кресала, ножи, ножницы жилья, гребни, сосуды);

5) отдельные предметы- пряжки, косметические щипчики, остатки кожаных сумок, бронзовые бубенчики и т.д. Иванов В.А. Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале ХII-ХIV вв.- М.: Наука, 1988.

Одним из важных компонентов материальной культуры и ярким образцом декаративно-прикладного искусства средневековых кочевников Южного Приуралья являются каменные извияния. По технологии изготовления все статуи однотипны- это низкий барельеф, в технике которого выполнены лицо, руки, грудь и предметы в руках. Спина без деталей, плоская. У мужских статуй имеются усы, женские же отличаются наличием груди, а также на всех женских статуях изображены сосуды, зажатые в руках на уровне пояса.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.