Рефераты. Курдская проблема в Иракской республике в 90-гг. ХХ века

p align="left">Режим С. Хусейна, внимательно следя за деяниями турецких войск в пограничных районах Ирака и «пережевывая» в средствах массовой информации возникшие проблемы международного права, по сути, приветствовал карательные действия турков против курдов (которые к тому же сопровождались извинениями и заверениями Анкары в отношении нарушения пограничного суверенитета Республики Ирак).

Совершенно иную позицию заняли через неделю после начала курдской акции Турции правительства ряда западноевропейских гос-ударств - они стали требовать немедленного прекращения военных действий и вывода турецких войск с территории Ирака. Среди этих стран были ФРГ, Италия, Нидерланды, Швеция, Норвегия. Озабоченность акцией Анкары была высказана и МИД Российской Федерации в заявлениях от 23 и 30 марта 1995 г.

Под давлением мирового общественного мнения, главным образом со стороны вышеназванных государств, 24 марта 1995 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали заявил в Нью-Йорке о необходимости немедленного вывода турецких войск с оккупированных территорий6. Анкара была вынуждена отозвать свой экспедиционный корпус7.

Однако власти Багдада посчитали акции Анкары на севере Ирака недостаточными для ликвидации угрозы со стороны оппозиции. Поэтому в 1996 году правительственные танковые подразделения ворвались в город Эрбиль, служивший оперативной базой врагов режима С. Хусейна, и сровняли его с землей, а так называемая «армия оппозиции» была полностью уничтожена8.

Несмотря на то, что иракские курды пережили две крупные военно-карательные акции со стороны Багдада и Анкары, ныне на севере Ирака фактически существует суверенное курдское государство с парламентом и армией. Данное обстоятельство обусловлено активным вмешательством США, которые вплоть до сегодняшнего дня продолжают поддерживать режим созданной на севере Ирака «запретной для полетов иракской авиации зоны». Представители иракской оппозиции периодически ведут переговоры в Вашингтоне (причем американский Конгресс выделил 97 млн. долл. на финансирование 7 главных оппозиционных режиму С. Хусейна групп). Пользуясь этим, американская администрация проводит активную деятельность по примирению противоборствующих курдских организаций ДПК и ПСК, по консолидации антисаддамовской оппозиции по линии Иракского национального конгресса (ИНК). В данной связи, с 8 по 12 февраля 2000 года, невзирая на протесты РИ Генеральному секретарю ООН Кофи Анану и председателю Совета Безопасности, «делегация госдепартамента США в сопровождении представителей МИД Турции находилась в иракском Курдистане и встречалась с лидерами ДНК и ПСК с целью продолжения процесса примирения между указанными организациями в соответствии с договоренностями, заключенными ими ранее в Вашингтоне и Анкаре»9. Эксперты считают, что территориальной целостности Ирака не существует. Идет эволюционный процесс раскола страны.

В перспективе не исключены новые рецидивы вооруженныхдей-ствий между иракской армией и курдскими военными подразделениями. Причем, следует отметить, вооруженные стычки случаются и между самими курдскими организациями. Так, в сентябре 2000 года на севере Ирака произошли столкновения между бойцами ПСК (Ирак) и повстанцами из Курдской рабочей партии (Турция), в которых погибло более 60 человек10. Таким образом, можно констатировать, что политическая и социальная ситуация в Курдистане, в том числе и в его иракской части, продолжает оставаться напряженной11.

В 90-е годы весьма обострилась политическая и военная ситуация на юге Республики Ирак - в провинциях компактного проживания шиитского арабского населения. Чрезвычайность опасности для баг-дадского режима была обусловлена следующим: 1) здесь находятся главные шиитские святыни ислама - Кербела и Неджеф (гробницы верховных шиитских имамов Али и Хусейна); 2) Исламская Республика Иран, где у власти стоит шиитское духовенство, отстаивает принцип установления конфессиональной социальной справедливости в Республике Ирак - чтобы представители шиитской общины, состав-ляющей большинство населения этой страны, стали основной поли-тической силой иракской государственности. В противном случае ши-итский юг будет вести борьбу вплоть до своего отделения против любого режима Багдада; 3) в Тегеране обосновался и с начала 80-х годов активно противостоит Багдаду Бакр аль-Хаким - духовный руководитель шиитской антибагдадской оппозиции, так называемого Высшего совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ)12; 4) шиитское движение стало одной из ведущих сил координационного Совета Иракского национального конгресса - политической оппозиции режиму С. Хусейна.

Повстанческое шиитское движение охватило многие районы юга Ирака: как сельские и заливные (между Тигром и Евфратом) земли так называемые «болотных арабов», так и ряд городов, включая такие ключевые, как Кербела и Неджеф13.

Иракская армия применяла здесь ту же тактику, как и в Курдистане - выполняла приказ о вооруженном подавлении любого сопротивления властям. Она не остановилась и перед обстрелом городов (вне разрушений остались комплексы святых гробниц имамов Али и Хусейна). В дальнейшем, воспользовавшись разрушениями одних и ветхостью других построек вокруг этих гробниц, глинобитные и малоэтажные кварталы были снесены и образовались пустыри для разбивки открытых парков и лужаек14.

После упорных боев в населенных пунктах, понимая бесперспек-тивность сопротивления превосходящим их регулярным войскам ре-жима, повстанцы ушли в болотистые отдаленные места иракского юга.

Но затем и эти районы были подвергнуты методическим бомбар-дировкам и обстрелам иракской армии. Жертвы среди мирногонасе-ления были весьма крупными. В отчаянии массы людей нелегально переходили на иранскую территорию и стали влачить там существо-вание обездоленных беженцев15.

Обращения оппозиционных иракских организаций16 к СБ ООН привели к вмешательству Запада в ситуацию в этом регионе Ирака: на 32 параллели был установлен кордон, южнее которого было запрещено залетать иракской авиации под угрозой уничтожения без предупреждений ее самолетов.

Однако Багдад не примирился с потерей своего контроля над южными провинциями и искал повода для возвращения туда своих войск. В июне 1993 г., используя учения своих танковых частей, Багдад снова провел плотную бомбардировку шиитских повстанческих районов, что повлекло новые многочисленные жертвы среди мирного населения. В ответ на эти действия иракской армии в октябре 1993 года США провели военные учения ВВС вблизи города Эль-Кук, расположенного у 32 параллели, то есть на северной границе «запретной зоны», определенной СБ ООН для режима С. Хусейна17.

Следует отметить еще один негативный для Багдада аспект: в связи со сложной политической обстановкой на юге страны Тегеран использовал проблему иракских беженцев, переходящих через иранскую границу, для усиления дипломатического давления на режим С. Хусейна с целью добиться от него уступок по кругу проблем двусторонних межгосударственных переговоров (в частности, в вопросах об иракских самолетах, перелетевших в Иран, о расчистке, судоходстве, границе по реке Шатт-эль-Араб и другим)18.

В свою очередь, режим С. Хусейна развернул широкую пропа-гандистскую кампанию, разоблачающую «террористическую деятель-ность врагов Ирака при активной поддержке США и аравийских реак-ционных монархий». В Багдаде, Кербеле и Неджефе были открыты фотовыставки, показывающие результаты агрессивного вмешательства США во внутренние дела суверенного Ирака. На них демонстрируются боевые действия сторон, разрушенные города, деревни, мосты, электростанции, фабрики и заводы, жертвы среди мирного населения, горы трофейного американского оружия и другие свидетельства колониального подавления Америкой независимости иракского народа. Вместе с тем через средства массовой информации Ирака народ призывают оказывать сопротивление американскому диктату: приводятся трагические данные о жертвах среди населения страны как результате навязанной США тотальной блокады суверенного и гордого иракского государства. Так, по иракским и международным данным, всего за 10 лет действия международных санкций в Ираке погибли около 1,5 млн. человек (из них три четверти составляют дети в возрасте до пяти лет). Основные причины гибели людей - недоедание, респираторные заболевания, диарея19. С другой стороны, вооруженные силы Ирака, по возможности, оказывают сопротивление действиям авиации США, которая, по данным иракского правительства, с 1991 года совершила более 190 тысяч вылетов на иракскую территорию. За период с декабря 1998 г. по сентябрь 2000 года, как заявил представитель сил ПВО РИ Ясин Джасем, иракцы сбили или поразили более 10 западных военных самолетов20.

Следует отметить, что еще в 1998 году Багдад, обвинив экспертов Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в шпионаже в пользу США, прекратил всякое сотрудничество с ними. В ответ авиация США и Великобритании в декабре 1998 года бомбардировала Багдад и другие объекты страны. Такие действия США значительно расширили в международном сообществе круг стран, выступающих за скорейшее снятие санкций Совета Безопасности с Ирака21.

Хотя в последние годы режим С. Хусейна переживает критический период, когда север и юг страны фактически отсечены от контроля Багдада, население страдает от внешней блокады, а ряд западных экспертов через мировые средства массовой информации даже предрекает развал Республики Ирак на три самостоятельные части, следует отметить, что дисциплина в подконтрольной Багдаду части страны между 32 и 36 параллелями весьма стабильна и нет видимой угрозы дестабилизации общественного порядка. Более того, заклю-ченное в мае 1996 г. соглашение «нефть за продовольствие» между ООН и Ираком позволяет теперь режиму несколько подправить свое финансовое и материальное положение - на уровне около 2,7 млрд. долл. в год из 4 млрд., разрешенных получить Ираку за экспорт его нефти (причем, в 2000 году в связи с резким ростом мировых цен на нефть доходы Ирака также возросли)22. Естественно, ООН старается контролировать распределение большей части этих средств на продовольствие и медикаменты для населения различных регионов страны, в том числе и для южных и северных провинций. Однако, и иракское правительство предпринимает усилия для направления не-которых поступлений нефтедолларов на укрепление своей государ-ственной машины, на военные и государственно-хозяйственные цели. Нельзя не отметить, что имели место серьезные нарушения амери-канскими компаниями взятых обязательств по поставкам соответ-ствующих грузов.

В этом отношении весьма важна позиция иностранных государств относительно сохранения целостности Республики Ирак. Какими бы ни были претензии к нынешнему руководству Багдада со стороны правящих кругов Кувейта, ИРИ, США, Саудовской Аравии, Турции, никто из них не оспаривает необходимость сохранения единого неделимого Ирака и об этом публично заявляет. Естественно, у каждого из названных государств имеются свои причины в поддержку такой точки зрения, и, помимо прочего, все они заинтересованы в сохранении статус-кво в отношении сложившихся межгосударственных границ и в обеспечении политической стабильности в регионе Персидского залива.

Таким образом, в заключение можно констатировать следующее: военное поражение режима С. Хусейна в войне за Кувейт немедленно вызвало восстания этническо-курдской на севере и шиитско-конфессиональной на юге политической оппозиции; жестокое их по-давление правительственными вооруженными силами; установление натовского «воздушного зонтика» и другого силового прикрытия регионов Республики Ирак к северу от 36-й и к югу от 32-й параллелей; действие в течение всех послевоенных лет жестокой международной экономической и политической блокады Ирака, санкционированной СБ ООН. Ныне перед руководством РИ и иракским обществом продолжают стоять проблемы выживания и отмены навязанной извне военной, экономиче-ской и политической «удавки».

Список источников и литературы

1 Джомхуриеислами, 25 06 1993.

2 Файненшл таймс. 8.12.1991.

3 Монд, 17.01.1992.

4 Премьер-министр Тансу Чилер предварительно по телефону переговорила с Биллом Клинтоном и другими главами западных государств. Она уверила их в острой необходимости данной акции и соблюдении турецкими вооруженными силами принципов ООН (Нью-Йорк таймс, 22.03.1995).

5 Фигаро, 28.03. 1995.

6 Нью-Йорк таймс, 25.03.1995; Фигаро, 25.03.1995.

7 Курдистан рапор. - 1995. - № 9. - С.35-38; Джомхурият (Турция), 1.04.1995.

8 Аль-Ахрамуикли, июль 1995.

9 Ас-Саура (Дамаск), 22.03. 2000, с. 19.

10 Халидж таймс (ОАЭ), 1.10.2000; Джомхурият (Турция), 21.09.2000).

11 Зурбаева-Хатоева П. Проблемы, касающиеся курдов. - Тбилиси, 2000. - С. 5.

12 Джомхуриеислами (Тегеран), 6.01.1983; 14.10.1991.

13 Кейхан, 12.05.1991; Араб таймс, 9.06.1991.

14 Халидж таймс, 12.11.1991; 4.10.1993.

15 Эттелаат, 27.06.1993; 13,08.1995.

16 Высший Совет исламской революции (ВСИР), возглавляемый Бакромаль-Хакимом, Иракский национальный Конгресс (ИНК) и другие (Аль-Ахрам. 15.11.1991; 2.10.1991; 3.07.1992).

17 Аль-Гумхурия (Каир), 1.11.1993.

18 Эттелаат, 29,06.1993; Аль-Джомхурия (Багдад), 27.06.1993; Аль-Ахрам. 22.08.2000.

19 Аль-Гумхурия, 22.08.2000.

20 Баболь (Багдад), 11.09.2000; Аль-Гумхурия, 12.09.2000.

21 Аль-Ахрам (Каир), 30.08.2000.

22 Финансовые известия, 24.05.1996.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.