Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Курманджан-датка - мать кыргызской нации
Курманджан-датка - мать кыргызской нации
16
Содержание
Введение
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
Глава 2. Политическая деятельность курманжан-датки в 60-90х годах 19 века и её прогрессивный характер
Заключение
Список используемой литературы:
Введение
Её открыли все, кто причастен к появлению двух замечательных изданий, соприкасающихся с великой личностью "матери кыргызской нации", овеянной легендами и оставшейся в веках благодаря историческим хроникам и записям тех, кто имел счастье видеть ее и общаться с этой подлинной "Царицей гор".Первая книга "Горная царица "Курманжан и ее время" издана благотворительным фондом, носящим имя Курманжан датки, и вышла она в издательстве "Илим" под редакцией академиков А. Какеева и В. Плоских. Издание это замечательно иллюстрировано, и все его разделы. Представляют собой как бы новый экскурс в какую-то иную ипостась неведомый уголок жизни и свершений этой выдающейся государственной деятельницы, тонкого дипломата, удивительной матери, феноменальной личности и мудрой провидицы. И её появление на исторической арене, как горянки-мусульманки, алайской царицы, Президент А. Акаев в предисловии к изданию называет явлением уникальным и в то же время глубоко органичным. Она явление национальной истории уже потому, что сама активно сию историю творила и вершила. Женщина, сумевшая достичь высот государственной власти тех непростых лет и как бы предвидевшая драматизм своей судьбы, пошла на это, не ведая страха, так как сжигала себя лишь одним, но воистину государственным желанием в условиях жестокого века защитить свой народ и вывести его на путь правды, веры, самососознания себя в мироустройстве той далекой поры.Разделы книги "Соприкосновение с памятью предков", "Эпоха Курманджан датки", "В зените", "От забвения к славе" - это дань памяти единственной женщине в последний двухтысячелетний период истории Азии, сделавшей невероятный политический взлет и добившейся величайшего признания и права вписать свое благородное и гордое имя на скрижалях всеобъемлющей матери-истории, оставив себя в ней как царицу Алая.Издание удачно дополняет раздел, где свои мысли о роли Курманжан датки оставили люди, которые немало сделали, чтобы книга состоялась: постоянный координатор ООН в Кыргызстане Ежи Скуратович, глава представительства Всемирного банка в республике Мохиндер Мудахар, руководитель Швейцарского бюро по сотрудничеству в Кыргызстане Урс Херрен. В книге, которая, мы уверены, будет подарочным изданием, опубликована хроника жизни и правления алайской царицы, издана библиография (что чрезвычайно важно) литературы о самой Курманжан датке самых разных жанров и стилей.Миниатюрное издание "Курманжан", вышедшее в издательстве "Шам" на трех языках - кыргызском, русском и английском и великолепно исполненное мастерами из Кыргызполиграфкомбината, также инициировано фондом Курманжан датки - это как бы историко-творческий путеводитель в замечательную жизнь выдающейся дочери кыргызского народа. В нем использованы материалы В. Плоских и Ж. Жолдошевой "Курманжан-датка, царица Алая", С. Мамытова "Поэтическое творчество Курманджан", поэтические вещи царицы Алая в периодах М. Рудова и статья самого переводчика "За началом - продолжение" экземпляров.Вышло, что старшее поколение Курманжан датку "не проходило", а дети о яркой исторической личности сочинения пишут. Жылдыз Джолдошова, сегодня - председатель благотворительного фонда имени Курманжан датки, впервые услышала это имя от... финнов. Жили *они тогда, в 1982-м году, с мужем в Прибалтике, "отрабатывали дипломы" после окончания московских вузов и пользовались возможностью смотреть телепрограммы из Финляндии. Вот финны и рассказали историю о "царице Алая" (так назвал ее, оказывается, генерал царской армии Скобелев) о ее встрече с маршалом Карлом Маннергеймом. Да-да, тем самым - отказавшимся возглавить борьбу белофиннов против большевиков, предвидя победу последних, за что вскоре Финляндия получила независимость прямо из рук большевистского правительства. А еще позже, в 1939-м, именно оборонная "линия Маннергейма" остановила Красную Армию". Так вот, Маннергейм, тогда еще полковник Генштаба российской армии, путешествуя в течение двух лет верхом через северный Китай и Японию, начал свою экспедицию в 1906 году с южной Киргизии, с Алая...История жизни Курманджан датки этой выдающейся женщины Востока, незаурядного государственного деятеля Центральной Азии достаточно хорошо изучена по устным преданиям ее современников, родственников и детей. Легенды и были о ней бережно передавались из поколения в поколение. Слишком уж феноменальным было это явление женщины-предводителя на Восток Русские и зарубежные путешественники Генералы штаба России, другие деятели и чиновники колониальных властей, посещавшие юг Киргизии, непременно наносили визит Курманджан датке. Им было важно знать позицию влиятельной правительницы "беспокойных", вольнолюбивых южных киргизов.Эта тема всегда была и останется актуальна, Курманджан датка всегда будет жить в наших сердцах, кыргызский народ всегда будет помнить тот вклад, который она внесла в развитие кыргызской культуры. Эта великая женщина - пример нашему и будущим поколениям. Мы всегда будем любит и почитать эту необычную женщину, передавать знания о ней нашим детям и внукам, ведь без знания своего прошлого невозможно построить прекрасного будущего.
Глава 1. Изменения в общественно-политической жизни южного кыргызстана во второй половине 19 века
В 1865 году крупными военными силами русских под предводительством генерала М.Г. Черняева был осаждён и взят Ташкент. Отныне власть Кокандского ханства ограничивалась лишь Ферганской долиной и кыргызскими кочевьями Памиро-алая. Ограничения территории вызвало сокращение доходов казны, что побуждало хана увеличить размер налогов и податей с оставшегося населения. Тяжесть двойного гнёта: кокандских налогов и повинностей собственным феодалом, бесконечные кровавые родо-племенные и дворцовые междоусобицы разоряли народные массы, подрывали экономику края, уносили множество человеческих жизней.В этих условиях южные кыргызы также стали подумывать о присоединении к России. Этому способствовали и успехи русского оружия в борьбе с Кокандом. Россия не вмешивалась во внутриэкономическую политику ханства и признавала Худояр-хана суверенным государём. Туркестанский генерал - губернатор Кауфман, исходя из интересов Российской империи, даже взял под защиту Худояр-хана и старался оградить его от внутренних смут. Это существенно осложнило политическое положение южных кыргызов и пошло не на пользу тем, кто держал ориентир на России, что особенно сказалось в ходе анти - кокандского восстания 1873 - 1876 г. г. его участники, борясь против ханского гнета, искали поддержки и помощи у России и изъявляли желание принять её подданство.Весной 1874 года часть восставших во главе с кыргызом Мамыром обратилась генерал-губернатору Туркестана с просьбой принять их в русское подданство. В апреле того же года восставшие кыргызы, число которых составляло - по их собственному подсчету - более 200 тысяч, в письме, адресованном российскому поданному Журабеку (бывшему в близких отношениях с Туркестанским генерал-губернатором и владевшему русским языком), просили его ходатайствовать о принятии их в подданство России.Повстанцы, в частности, писали: "Как Вам известно, все кыргызы, подведомственные Коканду, считаются подданными Худояр-хана, Притеснения, гонения, страшные казни, как-то: сажание на кол, которым подвергаемся мы со стороны хана, и наказания палками, принудили нас отпасть от хана и принять враждебное положение в отношении его Рода обозначенных кыргызов: мундуз, кушчи. утуз-оглы. туялас, наймаи, кызыл-аяк, нуйгут, кыргыз-кыпчаки, адыгене. ахтачи, бури и барги. за исключением автобачн; численность кыргызов и кыпчаков доходит до 200 тысяч кибиток. Если будет возможность и не составит для Вас труда, доложите обо всем вышеизложенном гснерал-губернатору. При согласии его превосходительства, мы, несчастные кокандские подданные, могли бы извиться от тиранства Худояр-хана и найти спокойствие".С осени 1875 г. царская администрация Туркестана открыто и полностью поддержала власть кокандских ханов и даже оказывала им вооруженную помощь в подавлении восстаний. Стихийные и разрозненные выступления повстанцев охватывали все новые и новые районы ханства, особенно южную часть Кыргызстана. Движущую силу восстания составляли рядовые кыргызы-скотоводы и узбеки-земледельцы. Выступлениями кыргызов руководили выходцы из народа - Мамыр Мергенов, Момун Шамырканов и мулла Исхак Хасан уулу, известный под именем Пулат-хан. Восставшие боролись теперь не только против хана, но и против его защитника - царизма.Предводитель повстанцев Пулат-хан пытался установить связи с туркестанской колониальной администрацией, направлял своих посланцев к генерал-губернатору К.П. Кауфману. Однако царские власти арестовали членов его делегации (14 человек во главе с Ахун-Дамуллой-Мир-Бадал-Муляви) и тем самым выказали свое отношение к повстанцам. Пулат-хан старался привлечь на свою сторону и некоторых русских военнопленных, Но и тут не имел успеха. После бегства кокандского хана под защиту русских на территории ханства шли военные действия против повстанцев под руководством Скобелева. А на стороне повстанцев оказалось немало представителей феодальной знати, которые, естественно, преследовали свои корыстные интересы.В этих условиях восстание, не теряя своей антифеодальной сущности, приобрело и антиколониальный, антирусский характер. Действия восставших все более направляются против царских властей, взявших под военную защиту свергнутых кокандекских ханов Худояра и Насредди-на и направивших карательные отряды для подавления восстания. На этом этапе восстание в известной степени приобрело религиозную окраску, появились лозунги газавата ("войны с неверными"). Однако в целом изменить народный характер восстания не могли и действия таких его руководителей, таких, как Абдурахман Автобачи, Иса-Аулие, и других феодалов, пытавшихся направить наступление повстанцев как против русских вообще.Жестокость царских войск при подавлении восстания в Фергане вызывало яростное сопротивление кыргызов и узбеков. Но силы не были равны. Преследуемые царскими войсками, повстанцы отступили к городу Ош, а затем в районы Кара су и Узгена.10 сентября 1875 года Ош был занят русскими войсками. Полковник Скобелев потребовал от жителей выдачи предводителей восстания, сдачи имевшегося у них оружия и наложил контрибуцию продовольствия. Такие же условия были предъявлены и населению Узгена.19 февраля 1876 года территория Кокандского ханства (а следовательно, и подвластных ему южных кыргызов) царским манифестом объявляется присоединенной к России и преобразовывается в Ферганскую область в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Первым военным губернатором области стал её завоеватель Скобелев. Однако горные районы южного Кыргызстана, в частности, Алай, оставались непокорёнными. при продвижении отрядов Скобелева в кыргызские кочевья им оказывалось вооружённое сопротивление.Абдулла-бек, Оморбек, Маматбек, Асанбек - сыновья Алымбека - датхи и "алайской царицы" Курманжан-датхи - начали борьбу против всупивших в их пределы русских воск. Используя горную местность, повстанцы пытались сдержать продвижение русских войск на Алай.1500 джигитов заняли труднодоступные позиции в высокогорной местности Жанырык в 25 ерстах от Гульчи.25 апреля 1876 года они оказали упорное сопротивление русским войскам. Бой продолжался целый день. Отряду Скобелева удалось вытеснить кыргызов с занимаемых позиций, они понесли большие потери. Русским оказал значительную помощь сарыбагышский манап Шабдан Джантаев. Его джигиты активно во главе с Баяке-батыром Кумтугановым активно действовали против Алайских повстанцев, оказавших сопротивление русским войскам.
Страницы: 1,
2
,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.