3
Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века
Задание 1. Осветите вопрос: «Кузнецкая земля в эпоху бронзы и раннего железного века».
Задание 2. Перечислите и опишите памятники археологических культур скифо-сибирского мира
Задание №3. Объясните термины:
1. Скифо-сибирский мир.
2. Курганный могильник.
3. Чекан.
4. Кельт.
5. Фигурно-штамповочный орнамент.
6. Кочевники.
Задание №4. Выполните тесты:
1. Гипсовые и глиняные погребальные маски являются памятниками:
а) тгарской культуры;
б) кулайской культуры;
в) андроновской культуры;
г) большереченской культуры;
д) таштыкской культуры.
2. Понятие «скифская триада» включает в себя сходные типы:
а) оружия (мечи-акинаки, кинжалы, стрелы);
б) конской сбруи (удила, псалии);
в) керамической посуды (сосуды с линейным орнаментом);
г) произведений искусства («звериный стиль»);
д) земледельческие орудия труда (серпы, зернотерки).
3. Геометрический стиль достиг своего расцвета в эпоху:
а) ранней бронзы;
б) развитой бронзы;
в) поздней бронзы;
г) раннего железного века.
Земля Кузнецкая - это территория Кузнецкого угольного бассейна, или Кузбасса. В настоящее время под этим названием в народнохозяйственном отношении подразумевается единый экономико-географический комплекс, охватывающий города и районы Кемеровской области РСФСР.
Кемеровская область богата памятниками далекого исторического прошлого. Археологи обнаружили на территории области 135 памятников археологии от палеолита до 15 века н.э. Это курганские группы, могильники, стоянки, городища, поселения, наскальные рисунки - «писаницы» эпохи неолита и бронзы с изображениями животных, сцен охоты далеких предков, населявших Кузнецкую землю.
«Эволюция племен, населявших Землю Кузнецкую, постепенно вносила новые элементы в их жизнь и быт. При занятии охотой и рыболовством они частично переходили к оседлому образу, жизни и ведению примитивного сельского хозяйства. Особенно большое значение в этом отношении имело влияние развития искусства металлургии - изготовление медных, а затем бронзовых изделий, орудий труда и оружия, относящихся примерно к 1500-1200 годам до нашей эры. Наконец, переход к черной металлургии - получению железа в примитивных печах и изготовление из него орудий производства, в особенности для сельского хозяйства, в значительной мере повлиял на повышение материальной культуры древнего человека» [2,с.33].
Во II тысячелетии до нашей эры местное население освоило металлообработку - сначала из самородной меди, а позже из сплава меди с оловом (бронзы). Признаки добычи руды и выплавки меди и олова (в виде куч шлака чудскими племенами имеются на северо-восточном склоне Салаирского кряжа (Чечулинские рудники в 12 км севернее г. Салаира). Самородная медь, открытая древним человеком на Алтае и в бассейне р. Енисея, также использовалась на разные поделки и орудия племенами Земли Кузнецкой. Наряду с каменными и костяными орудиями стали выделывать топоры, ножи, шилья из самородной меди, поддающейся ковке даже в холодном состоянии.
«Бронзовый век (сер. III тыс. - нач. I тыс. до н.э.) - новый период в истории человечества, связанный с освоением металла. В это время на территории Сибири живут различные народы и, соответственно, существуют отличные друг от друга культуры: афанасьевская, окуневская, андроновская, карасукская, ирменская и др. Люди разных племен отличаются друг от друга по этническому типу, основному роду занятий, мировоззрению и т.д.» [2,с.34].
Бронзовый век (сер. III тыс. - начало I тыс. до н.э.) - принципиально новый период в истории человечества. Освоение металла изменило жизнь древних коллективов. Сначала медь, а затем бронза (сплав меди с оловом) значительно расширили возможности хозяйственного освоения природного окружения. Однако появление металлических изделий было лишь следствием изменения экономического базиса древних обществ. Возникновение земледелия и скотоводства позволило человечеству регулировать процесс получения пищевых продуктов. Экономическая стабильность с неизбежностью повлекла за собой усложнение форм социальной организации. В этой ситуации металл сразу попал в разряд престижных ценностей. Первоначально из металла изготавливались только украшения. Затем мелкие орудия и, наконец, оружие, наряду с сельскохозяйственными инструментами.
В самом термине «бронзовый век» заложен общий смысл тех кардинальных изменений в хозяйстве древнего населения Южной Сибири, которые происходят со II тыс. до н.э. Наличие рудных источников позволило древним металлургам уже в эпоху ранней бронзы наладить производство металлических изделий. Принципиально важно, что в Рудном Алтае уже в древности разрабатывались месторождения олова. Благодаря этому металлурги использовали при производстве орудий сплавы: оловянные бронзы (концентрация олова в меди превышает один процент), оловянно-мышьяковистые (помимо олова в них наблюдается повышенная концентрация мышьяка).
Отливка бронзовых изделий осуществлялась в двухсторонних литейных формах. Литейные формы изготавливались из камня и обожженной глины. Металл поступал в форму через литниковый канал. Для отливки изделий со втулкой использовался керамический сердечник, который помещался между створками формы.
После отливки изделий совершались операции по металлообработке. Для придания орудию прочности древние металлурги могли использовать наклеп (холодную проковку), изделия шлифовались и рабочая кромка затачивалась.
Археологические исследования позволили восстановить весь ассортимент орудий: топоры-кельты, наконечники копий, стрел, ножи, кинжалы, серпы-косари, шилья и иглы. Особую группу изделий составляют украшения: браслеты, бляхи, гвоздевидные подвески, трубчатые накосники щитковые перстни, кольца, свернутые из пластин или проволоки.
Погребальный обряд
«Сама идея погребения умерших сородичей зарождается еще в каменном веке, но в эпоху бронзы этот аспект мировоззренческой деятельности наполняется новым содержанием. В этом сложном комплексе представлений центральное место занимала идея о том, что мир мертвых в общих своих чертах соответствует миру живых людей. Именно отсюда берет свои истоки традиция снабжать покойного всем необходимым для последующей жизни. Пища, орудия труда, посуда и оружие - вот те неизменные атрибуты, которые составляют погребальный инвентарь» [2,с.45].
С III тысячелетия до н. э., когда на территорию Южной Сибири проникает афанасьевское население, распространяется подкурганный обряд погребения. Участок, на котором расположены могилы, обносился каменной оградой, а затем сооружалась земляная насыпь. Покойных хоронили на спине с согнутыми в коленях ногами. В головах устанавливали сосуды с заупокойной пищей, а вдоль стенок могил помещали орудия труда. Афанасьевцы были скотоводами, поэтому состав погребального инвентаря включал не только орудийный набор, но сопровождался заупокойной пищей - мясом домашних животных.
Во II тыс. до н. э. на территории Южной Сибири формируется новое население, которое оставило памятники окуневской культуры. Подобно афанасьевцам, они хоронили своих умерших сородичей в грунтовых ямах, которые обносились оградой и перекрывались насыпью. Окуневцы знали не только скотоводство, но и продолжали традиции хозяйственной жизни, свойственные населению каменного века. Старое и новое органично сочеталось в рамках погребального обряда. Погребальные одежды и обувь были богато украшены зубами диких животных, а среди орудий часто встречаются каменные. В могилы ставили керамические сосуды и помещали медные изделия. Кроме того, стенки каменных ящиков, в которые укладывали погребенных, украшались рисунками антропоморфных существ и домашних животных. Сложные композиции передают отношение человека к окружающему миру, а точнее говоря - «картину» мироздания.
В середине II тыс. до н. э. на территорию Южной Сибири проникает андроновское население. Кочевники - коневоды, они в краткий срок освоили степные участки межгорных котловин. Как и их предшественники - афанасьевцы - они практиковали подкурганный обряд захоронения. Это были невысокие земляные курганы, под которыми находились глубокие могилы. Внутри могил сооружались деревянные рамы, которые сверху перекрывались накатом из толстых бревен. Внутри ямы помещали погребенных в скорченном положении на левом боку головой на юго-запад.
В эпоху поздней бронзы ирменское население стало хоронить своих покойных «на траве», не сооружая грунтовых ям, однако курганная насыпь по-прежнему возвышалась над могильным пространством. Это были уже земледельцы, которые верили, что после смерти душа переселяется в иной мир.
Искусство эпохи бронзы [1]
Наскальные рисунки - ценнейший источник знаний современного человека о жизни других поколений в бесписьменные времена. Этот древнейший вид изобразительной деятельности донес до нас свидетельства сложного процесса формирования мировоззрения первобытных обществ. Рисунки эпохи бронзы широко распространены по всей территории Евразии. В каждом из регионов они имели свои специфические особенности, которые отразились в предпочтении тех или иных сюжетов, а также в приемах изображения, формировавших различные стили.
Из всего комплекса разновременных изображений, наскальные рисунки эпохи бронзы на территории Южной Сибири выявляются, главным образом, в сопоставлении с изображениями из так называемых «закрытых комплексов», погребений, относящихся к кругу культур эпохи бронзы. Среди них своего рода «эталонами» могут служить гравировки на плитах погребальных каменных ящиков окуневской культуры (могильник Черновая VIII и рисунки в каменных ящиках из могильника Каракол на Алтае). Сопоставление наскальных изображений и рисунков из погребальных комплексов позволяет датировать эту изобразительную традицию первой половиной II тыс. до н. э.
Древнему населению Южной Сибири в эпоху бронзы было известно несколько способов исполнения изображений: гравировка, выбивка. Именно этими приемами выполнены излюбленные образы: быки, антропоморфные изображения, солнцеголовые и быкоголовые существа, рожающие женщины, фантастические хищники и солярные символы. Многолетние усилия ученых позволили вплотную подойти к пониманию «языка» этих изображений, в которых заключены представления о бесконечном круговороте времени, в ходе которого происходит извечная борьба добра и зла, тьмы и света. Одним из центральных звеньев этой древней космогонической системы был мотив преследования солнца фантастическим хищником. Каменные стелы развитого бронзового века воплощали представления о неизменном возобновлении жизни, а на рубеже бронзового и железного веков были связаны с культом предков.
Остатки бронзового века (так называемой андроновской эпохи, получившей это название по могильнику у дер. Андроновской в Минусинском крае) в Кузнецком бассейне установлены М.Г. Елькиным при исследовании могильников на левобережье р. Ур в районе дер. Ур-Бедари. Группа из 36 курганов при ширине ее до 80 м и длине 900 м расположена вдоль дороги из этой деревни в с. Пестеровское, что на северо-восточном склоне Салаирского кряжа. Максимальная высота сохранившихся насыпей курганов 60 см, большинство же из них имеют высоту 15-20 см при диаметре до 10-16 м.
Страницы: 1, 2