В основу же создания нового Государственного совета согласно манифесту 1 января 1810г. легли другие принципы: [1) все основные вопросы империи рассматриваются в Совете и только через Совет докладываются императору; 2) проекты всех законов, указов, положений, уставов, новых учреждений рассматриваются опять же советом, 3)никакой закон. Устав и учреждение «не исходит из Совета и не может иметь совершения без утверждения верховной власти».]3 (стр. 93-94) Предел власти государственного совета был очень широк. Он задумывался как совещательный орган при императоре, посредством которого правителю представлялись решения трех новых органов (Государственной думы, Сената и министерств). Но в действительности Государственный совет не носил лишь законосовещательный характер, ему были переданы основные функции Государственной думы (рассмотрение и принятие законов). Таким образом, вся законотворческая деятельность оказалась в руках императора, поскольку именно он назначал членов Государственного совета.
Следующим пунктом у Сперанского шло реформирование министерств, созданных в 1802г., за которыми должна была закрепляться исполнительная власть. Он предлагал четко определить границы деятельности министерств, подготовить их внутреннюю структуру и порядок работы, упразднить министерство коммерции путем его слияния с министерством финансов, создать министерство путей сообщения, учредить государственное казначейство и государственный контроль (так как на деле выходило, что контролировал министра финансов сам министр финансов), создать министерство полиции (в ее состав должны входить учредительная и исполнительная полиции). Это предложение реформатора нашло претворено в жизнь. Согласно «Общему наказу» (1811г.), министерство возглавлял министр, которого назначал император, аппарат министерств состоял из нескольких департаментов во главе с директором, а они, в свою очередь, делились на отделения, возглавляемые начальником. Отделения состояли из столов во главе со столоначальником. Вся работа министерств строилась на принципе единоначалия. Министрам фактически была дана безграничная власть. В комитете министров Сперанский видел совещательный орган. «Учреждением Комитета министров» от 20 марта 1812 г. Он определялся как высший административный орган, состоящий из 15 членов: 8 министров, 4 председателей департаментов Госсовета, главнокомандующего Петербурга, начальника штаба и начальника морского штаба. [Вместо органа, объединяющего и направляющего деятельность министерств, Комитет министров в своей деятельности или подменял министерства, или занимался делами, не свойственными исполнительной власти. Он мог отменить решение Сената и одновременно с этим рассмотреть по первой инстанции малозначительное уголовное дело.]3 (стр. 104)
Со временем значение деятельности Сената становилось все более расплывчатым. Поэтому Сперанский считал необходимым немедленно реорганизовать Сенат, которому принадлежала судебная власть. Он предлагал разделить Сенат на две составляющие - Правительствующий и Судебный Сенаты, которым будут принадлежать правительственные и судебные функции, соответственно. Первый должен был состоять из государственных министров, их товарищей и быть единым для всей страны. В его компетенцию должны были входить следующие дела: обнародование законов, заключение договоров и размещение подрядов на крупные суммы, назначение на ответственные должности, доклад важных дел императору. По мнению Сперанского, высшим законодательным органом должна была быть именно Государственная дума, а не Сенат. При помощи реформы сената он хотел открыть дорогу Думе. Судебный Сенат задумывался как высшая судебная инстанция и формировался из сенаторов, назначенных руководящей верхушкой. Сенат должен был обеспечить населению законность, в котором оно столь сильно нуждалось. Реформа Сената была утверждена государственным советом, но она таки не была реализована. Реформа Михаила Михайловича настроила против него всех консерваторов. В знаменитой записке «О старой и новой России» выдающийся историограф Николай Михайлович Кармазин призывал царя отказаться от замысла реформ и вернуться к старым государственным институтам. Он был противником каких-либо изменений в жизни страны.
В конце первого десятилетия XIX столетия финансовая система России находилась в плачевном состоянии. Многочисленные войны, неграмотное управление и континентальная блокада привели финансы к упадку. Правительство пыталось покрыть дефицит бюджета выпуском новых ассигнаций, которые в конечном счете привели бы страну к огромному долгу. В ноябре 1809г. император Александр I поручил Сперанскому составить план для выхода из сложившейся в области финансов неблагоприятной ситуации. Через два месяца доклад Сперанского был готов. В своей работе Михаил Михайлович опирался на идеи Адама Смита. Он считал, что изменения в бюджете в положительную сторону не возможны без сокращения расходов. [С тем, чтобы вывести Россию из катастрофического положения, план требовал «сильных мер и важных пожертвований» Эти сильные меры сводились: 1) изъятию из обращения ассигнаций и образованию капитала для их погашения; 2) сокращению расходов всех государственных ведомств; 3) установлению жесткого контроля над государственными расходами; 4) устройству монетной системы; 5) развитию торговли как внутренней, так и внешней и, наконец, 6) установлению новых налогов.]3 (стр.117) Следуя плану великого реформатора уже в 1811г. удалось сократить дефицит государственного бюджета со 105 млн. руб. до 6 млн. руб., а доходы возросли до 300 млн. руб. Опять же со стороны начали доноситься недовольные мерами Сперанского, в частности увеличением налогов, голоса.
Параллельно Сперанский работал над таможенным тарифом и торговым уложением. В них ставка делалась на поощрение отечественного производства и сокращение ввоза иностранных товаров. Эти тарифные меры помогли России выстоять в годы континентальной блокады. Позже Михаил Михайлович подготовил записку «О монетном обращении». В этой записке он критиковал меры правительства в области финансовой системы и предлагал меры для ее оздоровления. К этим мерам относятся: введение банковских билетов, установление курса обмена ассигнаций на банковские билеты во всех банках, обмен ассигнаций на банковские билеты. Сперанским впервые в истории были внесены начала проверки финансового состояния страны. Бюджет, составленный им, впервые обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом и министерством финансов. Эти меры способствовали установлению контроля над бюджетом и устранению произвола в финансовых делах.
То, с какой быстротой Сперанский писал свои проекты, их легкость стиля изложения, свидетельствует о том, с какой увлеченностью и страстью работал над ними реформатор. Александр I одобрил государственный план своего помощника в 1809г. Но и это мало что смогло поменять в основе государственной власти, которая отождествляла реформы с политикой жестоких репрессий.
Кроме проекта общего преобразования и его постепенного введения он занимался в это время самыми разнообразными делами. Им была составлена и введена: финляндская конституция, осуществлено освобождение крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский лицей, преобразованы духовно-учебные заведения, в том числе устав духовных академий, таможенный тариф, спроектированы положение об освобождении крестьянства в России, новое гражданское Уложение. Дворянское правительство было вынуждено идти на небольшие уступки, дабы спасти феодальную систему. Право на собственность переставало быль исключительной привилегией дворян, создавался институт вольных хлебопашцев, расширялись экономические права крепостных и зависимых крестьян; крестьяне Прибалтики получили личную свободу. Вокруг реформатора постепенно начинали сгущаться тучи в лице недовольных реформами. Ситуация еще более усугубилась после издания в апреле 1809г. Указа о придворных званиях, а в августе 1809г. Реформы чинопроизводства. Указ от 3 апреля 1809г. в корне менял порядок получения званий и ряда привилегий. Звания теперь рассматривались как простые знаки отличия. А привилегии мог получить только тот, кто нес государственную службу. В течение многих десятилетий дети дворян получали (начиная с колыбели) чины камер юнкера. А через некоторое время звания камергера. Теперь же, не состоящим на действительной службе, необходимо было в течение двух месяцев выбрать род деятельности, иначе им грозила отставка. Реформа чинопроизводства гласила о том, что для продвижения по гражданской службе требовалось иметь университетское образование или глубокие знания в словесных, исторических, юридических, математических и физических науках и сдавать по ним экзамены.
4. Ссылка 1812-1816 гг.
Реформы М.М. Сперанского затронули все слои русского общества. Но более всего они коснулись дворянства и чиновничества. Чувствуя нарастающее напряжение и постепенно разочаровываясь в своей деятельности, Сперанский в 1811 г. просит у императора отставку, на что получает отказ. Но дальнейшая работа приносит ему новых врагов. Против него создается настоящий заговор. К числу заговорщиков относились шведский барон Густав Армфельд, министр полиции Балашов, агент тайной полиции де-Сан-глем и Розенкампф. Разработанная до мельчайших подробностей интрига против Сперанского строилась с учетом личных характеристик императора. Император был очень самолюбив и чрезвычайно боялся насмешки над собой. Заговорщики начали регулярно сообщать императору о насмешках Сперанского над ним. Также они довели до правителя, что Михаил Михайлович якобы состоит в тайной масонской организации и живет тайной жизнью, стремясь подчинить себе волю государя. И еще множество самых разных доносов на Сперанского поступало в адрес государя, среди них так же были и обвинения в измене Родине и работе на Францию.
Заговорщики добились своего. 17 марта 1812 г. император сообщил Сперанскому об отстранении его от службы. В этот же день дома М.М. Сперанского ждал министр полиции Балашов с сообщением о том, что ему следует покинуть столицу. Не попрощавшись с родными, которые спали в это время в соседней комнате, Михаил Михайлович отправился в ссылку. Тогда он даже и представить не мог, что сможет вернуться домой лишь спустя двенадцать лет, в 1821г. Современники назовут это падением Сперанского. Но это было падением не простого чиновника, а Реформатора. Причины же смещения Сперанского не были оглашены и долгое время оставались загадкой для общества. Местом ссылки был определен Нижний Новгород. 15 сентября 1812г. Сперанский по повелению Александра I был увезен из Нижнего Новгорода в Пермь. Причиной перемены места ссылки послужило донесение нижегородского вице-губернатора Крюкова министру полиции Балашову о разговоре Сперанского с протоиреем Моисеем. Суровый климат, жизнь без копейки денег, без дела, без книг, беспричинность наказание сделали пребывание в Перми Сперанского невыносимым. Он даже не знал, был ли он лишен своих прав, званий и чинов. Губернатор и его жена установили почти полицейский режим в отношении опального реформатора. Сперанский пишет письмо императору, в котором описывает все ужасы своего пребывания в Перми. Балашов вскоре присылает губернатору указание: «Разуметь сосланного государственного секретаря как тайного советника». Это письмо сразу же сделало свое дело, исчез жестокий надзор над Сперанским, изменилось отношение к нему местных чиновников. В 1814 г. Сперанскому было разрешено проживание в своем небольшом имении Великополье Новгородской губернии. Здесь он встречался с А.А. Аракчеевым и через него ходатайствовал перед Александром I о своем полном «прощении». М.М. Сперанский неоднократно обращался к императору и министру полиции с просьбой разъяснить его положение и оградить от оскорблений. Эти обращения имели последствия: распоряжением Александра надлежало выплатить Сперанскому по 6 тысяч рублей в год с момента высылки.
5. Возвращение на службу
1 октября 1816 г. М.М. Сперанский был возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора. В Пензе он снискал всеобщее уважение. К нему обращались министры с вопросами по важнейшим делам губернии. Местные чиновники и до него, и при нём были жалкими, большей частью -- совершенно безграмотными. Губернаторская власть в центре оказалась бесконтрольной.
Сперанский не успел проявить себя в этой должности, так как в марте 1819 г получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири. Сперанский очень быстро вник в местные проблемы и обстоятельства. Чтобы как-то поправить положение. Сперанский энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформирования аппарата управления Сибири. Особое значение среди них имели два проекта, утвержденные императором: «Учреждения для управления Сибирских губерний» и «Устав об управлении инородцев». Кардинально новым было предложенное Сперанским новое деление коренного населения Сибири по образу жизни на оседлое, кочевое и бродячее.
В конце января 1820 года Сперанский направил императору Александру краткий отчет о своей деятельности, где заявил, что сможет окончить все дела к маю месяцу, после чего пребывание его в Сибири «не будет иметь цели». Император предписывал ему прибыть в столицу к последним числам марта будущего года. Эта отсрочка сильно повлияла на Сперанского. В его душе начало преобладать чувство разочарования. Но уже в марте 1821 года Михаил Михайлович вернулся в столицу.
После того как выработанные им или под его наблюдением проекты преобразований в Сибири получили силу закона, Сперанскому приходилось все реже видеться с государем, и его надежды на возвращение прежнего значения не оправдались, хотя в 1821 г. он и был назначен членом государственного совета. После смерти Александра I в 1825г. на престол взошел Николай I. Сперанский принял участием в Верховном суде над декабристами, он лично писал для них приговор. Но главным делом Сперанского в царствование нового императора было составление «Полного Собрания» и «Свода Законов», обнародованных в 1833 г. «Свод Законов» состоял из 45 томов, в него были включены законы, начиная с «Уложения» царя Алексея Михайловича до конца царствования Александра І. А с октября 1835 г. по апрель 1837 г. Сперанский вел беседы о законах с наследником цесаревичем. 1 января 1839г., в день своего рождения Сперанский был награжден графским титулом. Случилось это незадолго до его смерти, наступившей 11 февраля 1839г.
Заключение
Несомненно, Сперанский был выдающейся личностью, настоящим явлением первой половины XIX века. Он без ложного преувеличения может быть назван Реформатором с большой буквы. Это человек, который всю свою жизнь, весь свой талант посвятил будущему своей страны. Его стоит уважать даже только за то, что, будучи сыном бедного сельского священника, он сумел собственными умственными способностями, своим трудолюбием и самоотверженностью пробиться на самый верх политической власти. И находясь там, на верху, он ни разу не задумывался о личной выгоде, его не когда не посещало желание отступиться от собственных идей, ради корыстных целей. Ему многие завидовали, многие желали его свержения. Чего в итоге и смогли добиться. Он прожил очень сложную жизнь, в которой были как высокие взлеты, так и падения. Сам Сперанский часто говорил, что люди, которые сближаются, с ним теряют счастье.
Нам остается лишь сожалеть о том, что не все его государственно-правовые идеи были полностью претворены в жизнь. Возможно, случись это, то народ смог бы значительно раньше освободиться от крепостного гнета, а экономическое, политическое и духовное развитие страны пошло бы более энергично. Идеи и взгляды Сперанского оказали сильное влияние на формирование мировоззрения декабристов. Сперанский и декабристы одинаково понимали дух особенность своей эпохи, дух времени, пронизанный революционными мыслями, остро ощущали необходимость глобальных перемен в стране.
И по сей день интерес к этому выдающемуся деятелю не гаснет. Его труды являются настоящим кладом не только для историков, но и для юристов, экономистов, философов и государственных деятелей.
Список использованной литературы
1. В. Томсинов «Сперанский» (Москва, изд-во «Молодая гвардия», 2006г.)
2. С.И. Сперанский «Учение М.М. Сперанского о праве и государстве» (Москва, изд-во «Ось- 89», 2004г.)
3. С.А. Чибиряев «Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского» (Москва, газетно-журнальное объединение «Воскресенье», 1993г.)
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87М.М. (Сперанский, Михаил Михайлович)
5. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/speran.htm (Сперанский, «Введение к уложению государственных законов (План всеобщего государственного преобразования)»
Страницы: 1, 2