Перед читателями новиковских журналов проходила галерея крепостников. Одни из них прославились истязанием крестьян, другие - взиманием непосильных оброков, третьи уподобляли крепостных крестьян скоту. Новиков осмеивал закоренелые предрассудки, не щадил невежество помещиков. В дальнейшем он поднялся до обобщения - от критики личности и отдельных примеров до критики системы: причиной всех пороков являлось крепостное право, унижавшее человеческое достоинство крестьян и растлевавшее господ своей безнаказанностью. Обсуждение крестьянского вопроса охватило обширную аудиторию. Он осмеивал взяточничество, казнокрадство, административный и судебный произвол, писал о невозможности простому человеку добиться справедливого решения. Виной всех пороков являлся деспотизм, отсутствие свобод. Новиков высказался за равенство всех людей, был противником сословного строя. Ему принадлежит изречение: «Крестьяне такие же люди, как и дворяне».
В отличие от французских просветителей, преклонявшихся перед Екатериной и видевших в ней идеального монарха, Новиков был свободен от ее идеализации и не обольщался относительно ее умения поддерживать в себе репутацию философа на троне.
Несмотря на яростное желание перемен в существующей ситуации, Новиков, как и многие другие деятели российского Просвещения, был значительно сильнее в критике социально-политических порядков, чем в определении путей достижения идеального общественного строя. Здесь он находился в плену ложных представлений о том, что достаточно убедить монарха и помещиков в аморальности крепостничества и деспотизма, как те путем реформ сверху установят справедливые порядки. Г.П. Макогоненко писал: «Как истый просветитель, он исповедовал убеждение, что «истина всегда согласна с разумом», что «пишучи правду» можно найти «себе таких читателей, которым оне будет приятно». Именно в этом заключалась слабая сторона новиковских воззрений эпохи «Трутня». Весь талантливый сатирический материал «Трутня» таил в себе трагический разрыв между художником, сатириком, увидевшим звериный лик русского помещика и чиновника, и проповедником моральных сентенций, наивно обращавшимся к этим же тиранам и мучителям с призывами к моральному воскрешению» Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С.198-199..
Вторая половина 70-х годов потребовала от Новикова больших усилий по организации в условиях реакции после разгрома пугачевского восстания просветительского объединения, по созданию материальной базы русского просвещения. Организовав в Москве просветительский центр сначала с одной, а затем и с тремя типографиями, развернув подготовку и издание сотен книг, организовав несколько периодических журналов, которые укомплектовал сотрудниками и редакторами, реформировав «Московские ведомости», превратил их в политическую газету.
В продолжавшейся полемике принимали участие и другие журналы, разделившиеся на два лагеря. После пугачевского восстания императрица особенно настойчиво повела борьбу с независимым общественным мнением.
Борьба, однако, была неравная, «Трутень» сначала должен был умерить тон, совершенно отказаться от обсуждения крестьянского вопроса, а затем Новиков, получив намек о возможном закрытии журнала в 1771 году перестает его издавать. Скоро «Живописец» вынужден был изменить тон, заменив живую сатиру на современные нравы серьёзными статьями отвлеченного содержания, а затем и совершенно прекратился в 1773 г.
Глава III. Новиков и русское масонство
В изучении описываемых событий исследователи особое внимание уделяют вопросу связи масонства с литературной и издательской деятельностью Н.И. Новикова. Согласно мнению А.М. Пыпина, не стоит отделять эти две сферы его жизни, скорее всего «между двумя этими периодами не было резкого и глубокого различия, напротив, один весьма последовательно развивался в другой» Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916. С. 173.. Вступление Новикова в масонскую организацию произошло в 1775 году. Он был принят в одну из петербургских лож так называемой «елагинской системы» (английское масонство). Несмотря на то, что он вступил в масонство «не по собственному исканию или побуждению, но по приглашению» Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 157., все же масонское учение какими-то своими сторонами было близко Новикову, соответствовало его собственным воззрениям. Что привлекало его во взглядах и деятельности масонов? «Причины эти следует искать прежде всего в общей обстановке, создавшейся в стране после подавления крестьянской войны 1773-1775 гг. и установления потемкинской диктатуры, когда значительные слои дворянской интеллигенции, напуганные пугачевским движением, начали искать выхода в мирной проповеди «нравственного самоусовершенствования», в масонском учении о «познании самого себя» Там же. С. 158.. Борясь против крепостного рабства и царского деспотизма средствами сатирической публицистики, Новиков отрицательно относился к тем методам разрешения социальных споров, к которым прибегали крестьяне, не мог сочувствовать им. Оказавшись, по его собственному признанию на «распутьи между вольтерьянством и религией», в поисках «точки опоры или краеугольного камня, на котором мог бы основать душевное спокойствие», Новиков сделался масоном. Вероятно, что именно эта его душевная раздвоенность, колебания, страстные поиски нравственного идеала и новых форм общественной деятельности, без чего он не мыслил сознательной жизни, и были одной из существенных причин, приведших его к масонству.
Масонство, несмотря на расплывчатость и неопределенность своих идейных установок, казалось, давало Новикову возможность выхода из духовных противоречий. В письме к Рейхелю он пишет, что в масонстве «решился терпеливо упражняться в нравственности, самопознании и исправлении себя». Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915. С. 16. Оно привлекало его вниманием к человеку, проповедью взаимной любви и взаимопомощи, призывами к нравственному обновлению, к освобождению от жизненных пороков, и недостатков, к веротерпимости, благотворительности, поискам идеала. Многое во взглядах Новикова не выходило за рамки утопических доктрин масонства, не противоречило им. С другой стороны, многие положения масонов в основном соответствовали взглядам и иллюзиям Новикова как дворянского просветителя и утописта.
Таким образом, Новикова к масонству привели его идеалистические взгляды на общество, на его переустройство путем воспитания, просвещения, морального самоусовершенствования людей нравоучительной пропагандой человеческих добродетелей. Кроме того, будучи человеком религиозным, Новиков не мог не отреагировать на призывы мартинистов к действенной «любви к ближнему», это соответствовало и его филантропической деятельности. Именно в то время, «когда русское общество жило особо интенсивно политической жизнью, Новиков считал важным всячески способствовать быстро растущему самосознанию русских людей» Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.;Л., 1951. С. 360..
Не последнюю роль в обращении Новикова к этой организации сыграли отношения личной дружбы со многими видными деятелями масонства, общие литературные и общественные интересы. Знакомству с М.М. Херасковым он был обязан получением в аренду типографии Московского университета. Переехав в Москву, «здесь он сблизился с энергичнейшим масоном «строгого наблюдения» профессором И.Е. Шварцем. Вдвоем они быстро организовали и «дружеское общество», и «Педагогическую семинарию», и книгоиздательство, и масонский круг - наступило памятное десятилетие в истории русского просвещения, которое Ключевский назвал «новиковским» Там же. С. 17.. В развернувшейся книгоиздательской, книготорговой и благотворительной деятельности в Москве он также постоянно опирался на помощь, содействие и сотрудничество масонов, участников «Дружеского ученого общества» и «Типографической компании».
В масонстве Новиков искал не только нравственную теорию. Оно было для него удобной организацией для широкой просветительской работы и благотворительности. «Материальные средства масонов он использовал для этих целей, в самых широких масштабах и с максимальной эффективностью» Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 93.. Помимо этого он опирался на организационную базу масонов. Спустя несколько лет после вступления Новикова в это движение, его книгоиздательская, журнальная, культурно-просветительская и филантропическая деятельность приобрела грандиозный размах. Он устраивал, улучшал и распространял университетскую типографию. Развивал торговлю книгами в обширных размерах не только в Москве, но и других городах. Хотя он и печатал в своих типографиях мистические книги «Познание самого себя» Иоанна Масона, программное масонское сочинение «Хризомандер» и многие другие издания мартинистов, он не ограничился узкими рамками мистико-нравоучительной литературы. В его огромной книжной и журнальной продукции 80-х годов безраздельно господствовали гражданские, просветительские тенденции и мотивы. Новиков мало уделял внимания масонским делам, в чем сам не раз признавался: «По приезде моем в Москву 1779-го года упражнен я был и совершенно занят типографскими делами, а масонством совсем не занимался» Там же. С. 164.. Его время больше занимали издание самых передовых философских, литературных и общественно-политических произведений эпохи Просвещения: сатиры и повести Вольтера, печатает в «Пустомеле» вольнодумное произведение Фонвизина «Послание к слугам», в «Московском издании» помещает статью Дидро «Философ» из «Энциклопедии», излагает идеи Локка.
Такая активная общественная деятельность стала внушать подозрения, так как мистика тесно сплелась с политикой: если раньше в своих журналах деятели новиковского кружка считали мораль частной политикой, то сейчас политика провозглашалась общественной моралью. Екатерина не могла проглядеть подобную трансформацию взглядов и не проглядела ее. «Императрица считала уже масонство элементом вредным не только для отдельных лиц русского общества, но и для всего государства, теперь она находит, что не только надо над ним смеяться, но следует карать его приверженцев за успешную пропаганду вредного учения, несходного с общим установлением» Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2. С. 395..
В 1789 году началась Великая французская революция, знаменовавшей крушение феодально-крепостнического строя в ряде стран Европы. Ее идеи и лозунги распространялись все шире и оказывали огромное влияние на обострение социальных противоречий и критики существующего строя разных стран. В этих условиях деятельность новиковского кружка стала опасной для существующего строя. Борьба с революцией, с ее влиянием становилась центральным звеном во внутренней политике российского самодержавия. Екатерина II резко усилила репрессии против передовых деятелей русской культуры, любых проявлений свободомыслия, критики абсолютизма и крепостничества. В первую очередь эти репрессии обрушились и на Н.И. Новикова.
Все книги, изданные Новиковым, по приказу Екатерины II проверял митрополит Платон. Университету было запрещено продлевать Новикову аренду типографии. В 1791 г. основанная Новиковым Типографическая компания была закрыта. Типография и десятки тысяч напечатанных книг конфисковали. В 1792 году Новикова арестовали, а затем без суда по указу Екатерины заключили в каземат Шлиссельбурга.
Заключение
Противоречия во взглядах Новикова, особенно усилившиеся в последний период его жизни, явились причиной его душевной раздвоенности, отсутствием стройного мировоззрения. Свои сомнения он унес с собой в могилу. В этом была духовная трагедия Новикова.
Но, несмотря на все колебания и непоследовательность Новикова, на тяжелый груз масонский влияний, его яркие просветительские выступления в защиту народа, бескорыстное и самоотверженное служение делу просвещения, благородный патриотизм и освободительные стремления составляли главные черты его богато одаренной натуры, были главным делом его жизни. Все это намного перекрывало его идейные ошибки и заблуждения.
Преодолевая реакционно-мистические влияния масонства, он шел своим путем передового русского общественного деятеля и мыслителя, ищущего правды жизни и стремящегося быть полезным своему народу.
Отделить Н.И.Новикова - мистика и масона от Н.И.Новикова - просветителя трудно, да очевидно, и не нужно. Гораздо важнее здесь другое. Объективное содержание деятельности Н.И.Новикова и его кружка намного переросло первоначально отведенные им сравнительно узкие масонские рамки и немало способствовало росту общественного самосознания и пробуждению умственных интересов русских людей. В этом, собственно, и состоит историческое значение его деятельности.
Он был талантливым писателем-публицистом, выдающимся просветителем, замечательным деятелем освободительного движения в России. Просветитель всегда брал в нем верх. Об этом со всей убедительностью свидетельствуют его общественно-политические и исторические взгляды. Герцен, оценивая именно эту огромную по масштабу, разностороннюю и плодотворную, антикрепостническую по своему существу, деятельность в течение почти трех десятилетий, писал: «Новиков - один из тех великих людей в истории, которые делают чудеса на сцене, неизбежно остающиеся во мраке, - один из тех подпольных идейных руководителей, работа которых проявляется только к моменту огласки» Дербов Л.А. Общественно-политические и исторические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977. С. 142..
Список использованных источников и литературы
1. Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVII века. М., 1915.
2. Дербов Л.А. Общественно-политические взгляды Н.И. Новикова. Саратов, 1977.
3. Макогоненко Г.П. Н.И. Новиков и русское просвещение XVIII века. М., 1951.
4. Новиков Н.И. Избранное. М.; Л., 1951.
5. Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII-первой четверти XIX века. Пг., 1916.
6. Семека А. «Русские розенкрейцеры и сочинения императрицы Екатерины II против масонства» // Журнал министерства народного просвещения. 1902. №2.
Страницы: 1, 2