Рефераты. М.В. Ломоносов, как ученый и педагог

М.В. Ломоносов, как ученый и педагог

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

1.1 Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове

1.2 Ломоносов - естествоиспытатель

1.3 Ломоносов - крупнейший философ

1.4 Ломоносов - историк

2 ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика

2.2 Дидактические идеи в педагогической теории М.В. Ломоносова

2.3 Развитие М.В. Ломоносовым русской педагогической терминологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВВЕДЕНИЕ

Обогащение науки и практики тесно связано с глубоким анализом социальных идей, накопленных человеческой цивилизацией в прошлые эпохи. Особый интерес в этом отношении представляет изучение творческого наследия М.В. Ломоносова. Гений, которого необходимо рассматривать на фоне развития мировой и русской культуры.

Выдающийся ученый жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования, шла острая борьба в религии, развивалась русская наука, большое распространение получило просветительство.

Как достойный преемник просветителей М.В. Ломоносов выступил борцом за создание национальной науки и культуры, сторонником широкого народного просвещения. Острый, наблюдательный ум естествоиспытателя позволил ему в эпоху российского просвещения на высоком научном уровне поставить такие проблемы, как предмет педагогики, сущность воспитания и образования, организация обучения, его содержание.

Широко понимая назначение педагогики, М.В. Ломоносов считал ее неотъемлемой частью мировой и русской культуры. Формирование молодого поколения российского юношества в духе общечеловеческой нравственности, поощрения к познанию окружающего мира, научных и культурных ценностей - эти основополагающие ломоносовские идеи остаются актуальными и сегодня.

1. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.В. ЛОМОНОСОВА

1.1 Краткие биографические сведения о М.В. Ломоносове

Родился М.В. Ломоносов 8 ноября (19 - по новому стилю) 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич - являлся довольно зажиточным человеком. Мать будущего ученого - Елена Ивановна - была дочерью дьякона. К сожалению, она очень рано умерла, оставив единственного сына сиротой. Весь уклад жизни северной поморской стороны наложил отпечаток на впечатлительного М.В. Ломоносова.

Жизнь среди поморов, поморские плавания с отцом, борьба с лишениями, суровыми природными условиями способствовали появлению в М.В. Ломоносове необычайных физических и нравственных сил, закалили его характер, приготовили к борьбе. В нем рано пробудился интерес к чтению, к познанию необычного, нового.

Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он у соседа, крестьянина Шубного, а мотом у местного дьяка Сабельникова. Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимой 1730 г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою своих книг - грамматикой и арифметикой, составляющих тогда всю его библиотеку. В январе 1736 года М.В. ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академия. В академии Ломоносов за пять леи постиг то, что иным не удавалось и за восемь. Не довольствуясь поурочными заданиями М.В.Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики.

1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ М.В.Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.

В сентябре1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.

В июне 1741 г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в академии наук. Он проработал в ней свыше двадцати лет, доказав, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему вражеская судьба. Лишь в 1745 г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии. Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765 года.

1.2 Ломоносов - естествоиспытатель

Величайшая заслуга М.В. Ломоносова состояла в том, что он был одним из создателей химии как науки. Он положил в основу химии точные начала. Ломоносов ввел в химическую практику основные принципы количественного и качественного анализа. Он считал, что уверенность в результатах опытов зависит от работы с чистыми химическими веществами и реактивами. Огромной заслугой М.В. Ломоносова является создание первой в России химической лаборатории. Почти сразу же после возвращения из Германии в 1742 г. Ломоносов обращается в Академию с прошением о постройке лаборатории. В этой лаборатории он провел большинство своих химических и физических опытов, составивших славу русской науки.

Велика и никогда не изгладится в сознании нашего народа роль М.В. Ломоносова не только в развитии химии и физики, но и других отраслей естествознания. Выдающуюся роль он сыграл в развитии астрономии, географии, геологии и метеорологии. Он был одним из создателей астрономических обсерваторий в России, организатором многих географических экспедиций, наставником целого поколения русских ученых.

Ломоносов чрезвычайно много сделал и для русской географической науки. Его творческий гений с особой силой сказался в постановке проблем географии Северного Ледовитого и Тихого океанах.

М.В. Ломоносов был одним из создателей геологии. В своих трудах «Слово о рождении металлов от трясения земли» (1757г.), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763г.) и «О слоях Земных», - Ломоносов заложил основы геологической науки. В своем учении о Земле Ломоносов исходил из признания того, что наша планета имеет свою собственную историю. По Ломоносову земля развивается, но и изменяется. Огромная заслуга М.В. Ломоносова состояла в том, что он не только заложил основы геологии, но фактически явился создателем горнорудного дела в России.

Еще в 1742г. Ломоносов пишет «Первые основания горной науки», затем на протяжении своей жизни неоднократно пишет не только теоретические труды, но и практические руководства для осуществления горных выработок. Он собирает коллегии минералов при географическом департаменте Академии наук, систематизирует их, отправляет многочисленные геологические экспедиции в разные концы России, страстно убеждает русских людей в неисчисляемых богатствах нашей страны

1.3 Ломоносов - крупнейший философ

М.В. Ломоносов не только великий естествоиспытатель, но и крупнейший философ - материалист ХVIII века. Свое мировоззрение и систему естественно - научных взглядов Ломоносов называл «корпускулярной философией». В основе ее лежала атомно - молекулярная теория строения вещества, обобщение достижений химии, физики и других естественных наук.

Во всех своих опытах и исследованиях, во всех рассуждениях о натуре (природе) М.В. Ломоносов безоговорочно признает материальность бытия. С первых шагов своей научной деятельности он сознательно делает упор на материалистический подход к изучению действительности.

Ломоносовское понятие материи непременно связывается с определенной структурой вещества, а именно, с корпускулами и элементами. Совершенно ясно, что под корпускулами Ломоносов понимает молекулы, а под элементами - атомы. Согласно учению Ломоносова, у материи два основных вида: материя собственная (или связанная) и материя посторонняя (или протекающая, проникающая). К первому виду он относит материю тел, ко второму - всемирный эфир. Все тела обладают определенными или частными качествами. Основные из них - это протяженность, сила инерции и движения.

Учение о неразрывности материи и движения - безусловно признается и всесторонне защищается Ломоносовым на протяжении всей его жизни. Идея неразрывности материи и движения находит наиболее общее и глубокое выражение в открытом Ломоносовым всеобщем законе природы. Некоторые авторы рассматривали этот закон, как только предвосхищение открытия Лавуазье, трактовали его как физико-химический закон. А между тем он имеет гораздо большее значение, ибо в нем даны в концентрированной форме основные положения передового материалистического мировоззрения ХVIII.

1.4 Ломоносов - историк

При всей своей разносторонности своих научных интересов М.В. Ломоносов с особой любовью и патриотическим вдохновением занимался историей родной страны. Он был основоположником и зачинателем исторической науки в нашей стране. Он стоял у колыбели молодой, делавшей первые шаги науки истории. М.В.Ломоносов дал исторической науке то направление, по которому она развивается в течение двухсот лет, поставил проблемы, которые не утеряли своей актуальности в наши дни и разрешаются советскими историками.

М.В. Ломоносов был не только великим писателем, физиком, химиком, но и великим историком. Он был вооружен знанием всех доступных тогдашнему историку источников, правильно понимал место и долг по отношению к своему народу и владел передовой для своего времени методологией. Это позволило ему заложить научные основы прогрессивной русской историографии, наметить пути развития исторической науки в нашей стране.

Исторические взгляды М.В. Ломоносова являлись высшим достижением русской передовой мысли ХVIII века. По многим вопросам М.В. Ломоносов значительно опередил не только современную ему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века.

Труды М.В. Ломоносова по отечественной истории должны быть поставлены в один ряд с открытиями ученого в экспериментальных науках. Гений М.В. Ломоносова проявился в полной мере и в его занятиях историей.

2. ВКЛАД М.В. ЛОМОНОСОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

2.1 Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова, их характеристика

В январе 1742 г. М.В. Ломоносов подал в академическую канцелярию прошение, в котором напомнил о своих успехах в физике, химии и горнозаводстве и, «выставляя», что он может учить других этим наукам - жаловался, что просьбы его остаются без исполнения. Это прошение было уважено, и уже через несколько дней М.В. Ломоносова назначили адъютантом по физическому классу. Специальным предметом была обозначена химия. Но поскольку в академии действовала учебная часть, включающая гимназию и университет, то молодому ученому было поручено преподавать, кроме химии, физическую географию, минералогию, стихотворство и штиль российского языка. С этого момента М.В. Ломоносов начал заниматься активной педагогической деятельностью. Условно в ней можно выделить несколько этапов.

Самый первый из них приблизительно следует ограничить 1742-1745 гг. Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Это этап связан непосредственно с преподавательской работой М.В. Ломоносова. Он сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. В отличие от других коллег он не только занимался многогранной научной деятельностью, но и стремился обучать молодых людей из «природных россиян». М.В. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью, вносить посильный вклад в подготовку молодых ученых национальных кадров. С целью популяризации научных знаний он разработал публичных лекций, их должны были начать читать с 1 сентября 1742 года. Сложность, с которой столкнулся М.В. Ломоносов в этот период, состояла в отсутствии учебников на русском языке. Поэтому он начал готовить к изданию учебные пособия по различным предметам. Так, в 1742 году М.В.Ломоносов разработал руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.