Рефераты. Международная политика СССР в решениях съездов КПСС в период застоя

p align="center">1.2 Региональные конфликты и афганская война

1960-е гг. обозначили переход от открытой конфронтации (Карибский кризис) двух сверхдержав к скрытому противостоянию в различных регионах мира, Советские военные специалисты принимали участие в ряде локальных войн на стороне Алжира (1962-1964), Йеменской Арабской Республики (1962-1963), Египта (1962-1974), Вьетнама (1965-1974), Сирии (1967-1973), Мозамбика (1967-1979), Анголы (1975-1979) и Эфиопии (1977-1990). Общие потери, без учета умерших от болезней и в результате несчастных случаев, советских воинов-интернационалистов составили 145 человек, 7 человек пропали без вести. Значительная часть военной поддержки СССР развивающимся странам оказывалась через посредничество социалистических союзников Советского Союза (Куба, Вьетнам).

Наибольшие масштабы приняла помощь СССР, пришедшему в 1978 г. к власти правительству Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). 5 декабря 1978 г. между правительствами СССР и Афганистана был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, статья 4 которого предусматривала возможность предоставления военной помощи. Произошедший переворот в руководстве НДПА (октябрь 1979 г.), смерть прежнего главы государства Тараки и приход к власти Амина, проводившего репрессии в партии, усиление исламской оппозиции вынудили Советский Союз к принятию силового решения. С 25 декабря 1979 г. начался постепенный ввод в Афганистан отдельных частей 40-й армии. 27 декабря 1979 г. состоялся штурм дворца Амина и ввод основных подразделений на территорию соседней с Советским Союзом страны. Советскому руководству не удалось создать стабильного афганского правительства: новый руководитель Б. Кармаль держался только благодаря военной поддержке СССР. Задуманная единовременная акция превратилась в длительные широкомасштабные военные действия (1979-1989). Если при вводе войск (декабрь 1979 - февраль 1980 г.) потери составили 239 человек, то к апрелю 1985 г. они достигли уже почти 9 тыс., а всего за время военного конфликта - 14 453 убитых (в том числе 4 генерала), 417 попавших в плен или без вести пропавших, 53 753 раненых. Всего через Афганистан прошло около 620 тыс. человек, среднее количество войск составляло 80-104 тыс. солдат в различные периоды войны.

Ввод советских войск в Афганистан резко изменил отношение стран Запада к СССР. Многие прежние договоренности остались на бумаге. Московская Олимпиада-80 проходила в обстановке бойкота со стороны большинства капиталистических стран.

1.3 Внешняя политика СССР на рубеже десятилетий

После ввода советских войск в Афганистан международная атмосфера резко изменилась, вновь приобретая черты конфронтации. В этих условиях победу на президентских выборах в США одержал сторонник жесткого подхода к СССР Р. Рейган, называвший Советский Союз "империей зла". В США стали разрабатываться планы стратегической оборонной инициативы (СОИ), предусматривающей создание ядерного щита в космосе, получившей образное название планов "космических войн". В "Директивах в области обороны на 1984-1988 финансовые годы" США говорилось: "Надо направить военное соперничество с СССР в новые области и тем самым сделать бессмысленными все предыдущие советские расходы на оборону и сделать все советское оружие устаревшим". Советский Союз ежегодно будет вынужден тратить на космические программы около 10 млрд. рублей (72% военные программы). В СССР также стало известно о принятии на декабрьской (1979 г.) сессии Совета НАТО (за две недели до ввода войск в Афганистан) решения о размещении с ноября 1983 г. в Европе новых американских ядерных ракет средней дальности. В этих условиях СССР разместил в Чехословакии и ГДР ракеты среднего радиуса действия, которые были способны достигнуть европейских столиц в считанные минуты. В ответ НАТО стало разворачивать в Европе сеть американских ракет среднего радиуса действия, а также крылатые ракеты. В короткий период Европа оказалась перенасыщена ядерными средствами. Стремясь предотвратить дальнейшую эскалацию напряженности, Ю. В. Андропов пошел на уступки, предложив сократить количество советских ракет в европейской части СССР до уровня французских и британских ядерных средств, переместив остальные ракеты за Урал. Соглашаясь с возражениями об усилении напряженности в Азии, вследствие перемещения туда советских ракет, вывозимых из Европы, советское руководство заявило о готовности демонтировать излишек ракет. Одновременно Андропов приступил к урегулированию афганского вопроса, привлекая к процессу переговоров пакистанскую сторону. Снижение напряженности на афгано-пакистанской границе позволило бы Советскому Союзу сократить контингент советских войск в Афганистане и начать вывод войск. Инцидент со сбитым над территорией СССР 1 сентября 1983 г. южнокорейским пассажирским самолетом привел к свертыванию переговорного процесса. Советская сторона, отрицавшая некоторое время факт уничтожения лайнера (явно ведомого разведывательными службами США над военными объектами СССР), в глазах мировой общественности оказалась виновной в инциденте, унесшем 250 жизней пассажиров. Переговоры были прерваны.

Глава II. XXIV съезд КПСС и программа мира

Многие люди, которые касаются истории только в первый раз, этот период теоретических разработок международных отношений, больше всего вспоминают разрядку напряжённости и программу мира. К удивлению, стоит отметить, что в 1971 году, времени появления программы мира, она не являлась настолько доминирующей. Были и альтернативные направления. Работа съезда заключила положительное влияние социализма во всём мире, его расширение, усиление сотрудничества между странами коммунистического блока по каналам связи СЭВ-ОВД. Перед главой об этой программе идут главы:

1. «За дальнейшее развитие дружбы и сотрудничества социалистических стран»;

2. «Империализм - враг народов, общественного прогресса. Народы против империализма»;

3. «Борьба Советского Союза за мир и безопасность народов. Отпор империалистической политике агрессии».

Надо полагать из выше следующего, что международная программа СССР не должна представлять никаких иллюзий. Распространение социализма по всему земному шару предполагало исчезновение альтернативной политической системы. А такой системой был капитализм и империализм. СССР смешивал два этих понятия вместе, не видя между ними сущностных различий. Они главные враги. Как показали 1940-60-е годы, что долгие затяжные конфликты со странами Запада не привели к особым успехам. Поэтому методом борьбы в период сосуществования стран с различным общественным строем должно стать распространение идеи о мирном сосуществовании стран, и приверженности СССР принципов защиты мира. Так СССР планировал привлечь к себе стран - противников старой западной системы, и несведущих в отношении понимания смысла внутренней идеи мира со стороны СССР.

Программе мира уделяется всего две страницы в конце большой главы о международной политике СССР в составе третьей части. О чём это говорит? О незначительной роли этой идеи в политике СССР или о скрытом смысле практической реализации этих постулатов. В 1970-е годы Программа мира была, чуть ли не единственной, на которую обращало внимание советское телевидение в те годы в рамках теории советской международной политике. Как показала практика, имеет место несколько точек зрения. Программа мира сыграла своё решающее значение в политике разрядки напряжённости в середине 1970-х годов, но с другой стороны она не остановила существовавшие к тому времени конфликты и противоречия. В этом и заключается двоякость теории внешних отношений СССР, внешней политики к разным странам.

Вот как это описано в материалах съезда:

«Агрессивной политике империализма Советский Союз противопоставляет политику активной защиты мира и укрепления международной безопасности.

Главные направления этой политики хорошо известны. Наша партия, наше Советское государство в сотрудничестве с братскими странами социализма, с другими миролюбивыми государствами и при горячей поддержке многомиллионных народных масс во всем мире уже многие годы ведут борьбу на этих направлениях, отстаивая дело мира и дружбы между народами. Основные конкретные задачи такой борьбы в современной обстановке КПСС видит в следующем.

Первое.

-- Ликвидировать военные очаги в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке и содействовать политическому урегулированию в этих районах на основе уважения законных прав государств и народов, подвергшихся агрессии.

-- Давать немедленный и твердый отпор любым актам агрессии и международного произвола. Для этого должны в полной мере использоваться и возможности Организации Объединенных Наций.

-- Отказ от применения силы и угрозы ее применения для решения спорных вопросов должен стать законом международной жизни. Со своей стороны Советский Союз предлагает странам, которые разделяют этот подход, заключить соответствующие двусторонние или региональные договоры.

Второе.

-- Исходить из окончательного признания территориальных изменений, происшедших в Европе в результате второй мировой войны, осуществить коренной поворот к разрядке и миру на этом континенте, обеспечить созыв и успех общеевропейского совещания.

-- Сделать все для обеспечения коллективной безопасности в Европе. Мы подтверждаем совместно выраженную странами--участницами оборонительного Варшавского Договора готовность к одновременному аннулированию этого договора и Североатлантического союза или -- в качестве первого шага -- к ликвидации их военных организаций.

Третье.

-- Заключить договоры, ставящие под запрет ядерное, химическое, бактериологическое оружие.

-- Добиваться прекращения всюду и всеми испытаний ядерного оружия, включая подземные.

-- Содействовать созданию безъядерных зон в различных районах мира.

-- Мы выступаем за ядерное разоружение всех государств, обладающих ядерным оружием, за созыв в этих целях конференции пяти ядерных держав -- СССР, США, КНР, Франции, Англии.

Четвертое.

-- Активизировать борьбу за прекращение гонки вооружений всех видов. Мы высказываемся за созыв всемирной конференции для рассмотрения вопросов разоружения во всем их объеме.

-- Мы за ликвидацию иностранных военных баз. Мы выступаем за сокращение вооруженных сил и вооружений в районах, где военное противостояние особенно опасно, прежде всего -- в Центральной Европе.

-- Мы считаем целесообразной разработку мер, уменьшающих вероятность случайного возникновения или преднамеренной фабрикации военных инцидентов и их перерастания в международные кризисы, в войну.

Советский Союз готов договариваться о сокращении военных расходов, в первую очередь крупных государств.

Пятое.

-- Должны быть полностью претворены в жизнь решения ООН о ликвидации оставшихся колониальных режимов. Проявления расизма и апартеида подлежат всеобщему осуждению и бойкоту.

Шестое.

-- Советский Союз готов углублять отношения взаимовыгодного сотрудничества во всех областях с государствами, которые со своей стороны стремятся к этому. Наша страна готова участвовать совместно с другими заинтересованными государствами в решении таких проблем, как сохранение природной среды, освоение энергетических и других природных ресурсов, развитие транспорта и связи, предупреждение и ликвидация наиболее опасных и распространенных заболеваний, исследование и освоение космоса и Мирового океана.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.