В течение пяти лет после завершения конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны как Грузии, так и России. Затем, однако (особенно с приходом к власти Владимира Путина), Россия, вопреки решению саммита СНГ, запрещающему любые контакты с сепаратистами, начала постепенно восстанавливать трансграничные хозяйственные и транспортные связи с Абхазией. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму. Существенной поддержкой сепаратистского режима, по мнению Грузии и многих членов международного сообщества, является выплата населению российских пенсий и пособий, ставшая возможной после предоставления российского гражданства значительной части (более 90 %) населения Абхазии в рамках обмена советских паспортов.
В начале сентября 2004 возобновилось прерванное 12 лет назад железнодорожное движение по маршруту Сухум-Москва. Для восстановления дороги в Абхазию из Ростова была доставлена специальная техника, в том числе три вагона шпал. Было восстановлено 105 км железнодорожного полотна, более 10 км тоннелей.
В конце сентября 2004 было установлено регулярное автобусное сообщение между Сочи и Сухумом. При этом российско-грузинская граница на Военно-Грузинской дороге была, наоборот, на некоторое время закрыта после теракта в Беслане.
Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономика Абхазии (промышленность и туристический бизнес) так и не восстановлены в полном объёме, что и неудивительно если вспомнить о тотальной блокаде «мятежного» региона. Но, несмотря на это уровень жизни населения в Абхазии выше уровня жизни в Грузии.
Активизация действий Грузии
2006 год
В середине июля 2006 парламент Грузии принял резолюцию, требующую вывода российских миротворческих сил из Абхазии и Южной Осетии. В ответ на это парламент Абхазии призвал все страны, в том числе Россию, «незамедлительно начать процесс официального признания независимости Республики Абхазия», а также решил обратиться к ООН, ОБСЕ и другим международным организациям с просьбой «пресечь милитаристские планы грузинского руководства». Руководитель МИД РФ Сергей Лавров 20 июля в интервью газете «Коммерсант» заявил: «Благодаря миротворцам в Южной Осетии и Абхазии сохраняется мир и не льется кровь. Если кто-то забыл, можно вспомнить, как эти конфликты начинались и какой ценой, включая жизни наших солдат, удалось кровопролитие остановить. И в том, и в другом случае есть механизмы, одобренные международными организациями. Для Южной Осетии -- это ОБСЕ, для Абхазии -- это ООН. В рамках этих организаций одобрены, как я уже сказал, существующие миротворческие механизмы. Поэтому решение парламента -- это попытка обострить ситуацию до предела».
25 июля 2006 подразделения грузинских вооружённых сил и МВД (до 1,5 тыс. человек) были введены в Кодорское ущелье, составляющее более трети Абхазии, для проведения спецоперации против местных вооружённых сванских формирований Эмзара Квициани, отказавшегося подчиниться требованию министра обороны Грузии Окруашвили сложить оружие. Квициани обвинён в «измене родине».
Летом -- осенью 2006 Грузия восстановила контроль над Кодорским ущельем. 27 сентября 2006, в День памяти и скорби, указом президента Грузии Саакашвили Кодори был переименован в Верхнюю Абхазию.
Тем временем, 18 октября 2006 года, Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.
Эскалация кризиса
200 8 год
В конце апреля над Абхазией уже был сбит беспилотный самолет-разведчик, залетевший с территории Грузии. Как сообщили в министерстве обороны непризнанной республики, летательный аппарат был сбит утром 20 апреля над населенным пунктом Гагида Очамчирского района.
Этот инцидент вызвал серьезный международный скандал. Грузия обвинила Россию в том, что ее военно-воздушные силы сбили самолет, а также потребовала рассмотрения этого случая в Совете Безопасности ООН. Между тем СБ ООН не пришел к единому мнению по поводу ситуации в Абхазии. По обоим вопросам - об укреплении связей России и непризнанных республик и о полете грузинского беспилотного летательного аппарата - члены Совета лишь заслушали мнение России. [7]
После этих событий, ситуация в зоне грузино-абхазского конфликта резко обострилась. Москва ввела в Абхазию дополнительные силы миротворцев. А Тбилиси расценил этот шаг как военную агрессию.
20 апреля -- Грузинская сторона заявила, что российский истребитель МиГ-29 сбил беспилотный самолет-разведчик Hermes 450 МВД Грузии на грузинской территории. Инцидент обсуждался в Совете Безопасности ООН. Командование ВВС России и абхазские власти, в свою очередь, настаивают, что его сбил находящийся в распоряжении вооруженных сил непризнанной республики самолет Л-39, переделанный из учебной машины.[
30 апреля -- Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.
4, 8 мая -- Силами ПВО Абхазии были уничтожены два грузинских беспилотных летательных аппарата. Противостояние продолжается.
Вывод
Неразрешенность грузино-абхазского конфликта наносит ущерб народам Абхазии и Грузии, отрицательно сказывается на стабильности всего Кавказа, вызывает озабоченность Российской Федерации, за спокойствие на своих южных рубежах. К конфликту проявляют интерес США, заявившие о своих «жизненных интересах» в данном регионе. К урегулированию конфликта подключены ООН, ОБСЕ, международные дипломатические миссии.
Анализ грузино - абхазского конфликта показывает, что эту проблему нельзя решить без учета ее исторических, этнических, демографических, территориальных и правовых аспектов, без исправления ранее допущенных правовых ошибок. Весь ход историко-политических событий позволяет сделать следующие выводы:
1. Абхазы и грузины относятся к разным этносам
2. Абхазы проживают на территории современной Абхазии уже несколько тысяч лет
3. Абхазия обладает государственностью с момента образования «Абхазского царства» вот уже 1200 лет
4. За весь исторический период Абхазия и Грузия составляли единое государство лишь 250 лет в объединенном «царстве абхазов и картлов» и 60 лет в Советский период
5. Все остальное время это были два ничем не связанных между собой государства
6. В Российскую империю они входили по отдельности, что свидетельствует о том, что они не являлись единым целым
7. В 1931 году Абхазия как автономия вошла в Грузию под нажимом Сталина и против воли ее народа
8. Численный перевес грузин в Абхазии (1989) был достигнут за счет «махаджирства» абхазов в конце 19-века и массового заселения грузин на протяжении 20-века
9. На протяжении последних ста лет Грузия дважды совершала военную агрессию по отношению к Абхазии с целью захвата ее территории
10. После войны 1992-1993 гг. все государственно-правовые отношения между Грузией и Абхазией были разорваны, это de facto два разных государства.
2.5. Межэтнические конфликты в Центральной Азии
Обострение в 2007 году межэтнических отношений в странах Центральной Азии и, прежде всего, в самой крупной из них - Казахстане (см. рис. 5) - заставляет вспомнить события более чем пятнадцатилетней давности, когда прокатившаяся по азиатским республикам бывшего СССР на рубеже 1980-х - 1990-х гг. волна межэтнических конфликтов ускорила процессы распада единого государства[7].
(по материалам сайта http://www.centrasia.ru)
Развиваясь в рамках другой общественно-политической системы и иной исторической ситуации, те конфликты были порождены причинами, схожими с нынешними, и стали прообразом столкновений, происходящих в странах Центрально-Азиатского региона в наши дни.
Опасность повторения этих конфликтов имеет непосредственное отношение к современной России и не только ввиду наличия у нее самой длинной в мире государственной границы с Казахстаном (более 7 тыс. км). В случае дестабилизации положения в Центральной Азии в Россию может хлынуть массовый поток мигрантов, которыми, как показывает опыт гражданской войны в Таджикистане, может стать и некоренное, и гораздо более многочисленное коренное население стран региона. Это повлечет резкое изменение этнического баланса в ряде районов России, возрастание конфликтного потенциала межэтнических отношений и ухудшение криминогенной обстановки в нашей стране. Наконец, конфликты напрямую затрагивают безопасность проживающих в странах региона русских (около 5,5 млн. чел.).
В период после второй мировой войны республики Средней Азии и, в меньшей степени, Казахстан, пережили беспрецедентный демографический взрыв, результатом чего стало резкое увеличение населения. В 1959-1989 гг. численность жителей региона увеличилась в 2,1 раза, тогда как РСФСР - только в 1,3 раза. Наиболее быстро росла численность таджиков и узбеков, которые отличались более высоким уровнем исламизации. В посткочествых обществах, к числу которых принадлежали казахи, киргизы и туркмены, женщина традиционно пользовалась большей свободой в быту, что предопределило не столь высокий уровень естественного прироста. В условиях ограниченности земельно-водных ресурсов демографический «взрыв» вел к нарастанию аграрного перенаселения, с особой силой сказывавшегося в традиционных земледельческих районах, главным из которых была Ферганская долина. К 1990 г. плотность населения на ее территории достигала 100 чел. на кв. км, а в узбекской части - 300 чел.3, тогда как в среднем по СССР она составляла всего 13 чел.4.
В условиях характерного для СССР жесткого контроля над всеми сферами общественной жизни социальные конфликты в Средней Азии и Казахстане носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, провоцировавших конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства союзных республик, которая затрагивала экономические и политические интересы местных кланов.
В декабре 1986 г. первые после начала «перестройки» массовые волнения на этнической почве произошли в Казахстане. Поводом для беспорядков стало решение о замене прежнего руководителя республики Д.А. Кунаева бывшим первым секретарем Ульяновского обкома партии Г.В. Колбиным. В знак протеста против назначения главой республики русского 17-18 декабря 1986 г. на главной площади Алма-Аты прошли массовые демонстрации, в которых участвовала преимущественно казахская студенческая молодежь. Для подавления выступлений были использованы подразделения армии, милиции, внутренних войск и специально мобилизованных дружинников. Демонстрации и акции протеста прошли также в Джезказгане, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Сарыозеке, Талгаре, Павлодаре, Чимкенте и других городах. По ряду оценок, организаторы беспорядков использовали межклановую борьбу за власть и то, что недовольные отстранением от власти Д. Кунаева лидеры Старшего жуза инспирировали массовые выступления казахской молодежи. О технологии организации переворотов, названных впоследствии «цветными революциями», у нас тогда еще не слышали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8