Рефераты. Монография К. Валишевского "Сын Великой Екатерины. Павел I"

монографии К. Валишевский предоставляет на информацию, что в Гатчине Павел чувствовал себя более свободным от шумного двора Екатерины и, что большую роль в формировании политических взглядов Павла сыграли события великой французской буржуазной революции: казнь французского короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты страшно напугали Екатерину II и Павла и все дворянство Европы. А массовые убийства дворян во Франции вызвали в Павле ненависть к революционерам. И в присутствии Екатерины II Павел заметил, что нужно в Европе просто расстрелять всех восставших. На что Екатерина ответила, что с идеями нельзя бороться пушками, а сын ее - зверь, и нельзя, чтобы в такие руки попало государство. С этого времени у Екатерины возник план окончательного отдаления Павла от наследования престола и передачи его своему внуку - Александру II. Тем временем, Павел жил в Гатчине причем, как отмечает Валишевский, в постоянном страхе за свою жизнь, боясь, что в любую минуту мать прикажет его арестовать или кто-то отравит, или убьет его. Историк подчеркивает, что пребывание Павла в Гатчине сыграло огромную роль в формирование его как будущего императора. Рассматривая период жизни Павла с его увлечением прусскими порядками, автор пишет о противоречивости его натуры: с одной стороны наследник мнил себя философом - филантропом, заботился о крестьянах, поскольку считал их кормильцами всех сословий и хотел улучшить их положение. Но в то же время был жестоким и деспотичным человеком, считавшим, что с людьми нужно обращаться как с собаками. Все его планы носят характер общей неопределенной теории, в них нет ни одного практического указания. Павел желал преобразовать всю жизнь своего государства, не зная, однако, с чего начать.

С горечью повествует Валишевский о непонимании между отцом и сыном, при этом, не обвиняя ни Павла, ни Александра, поскольку весомую роль в этих разногласиях сыграла Екатерина II, которая с самого начала взялась за воспитание Александра. И тот с самых ранних лет в нравственном отношении был сбит с толку неправильным воспитанием. Екатерина, незадолго до смерти, пыталась привлечь Александра II взойти на престол, минуя своего несчастного отца. Но все эти желания великой императрицы неожиданно прервались ее смертью 6 ноября 1796.

Говоря о первом периоде жизни Павла, как наследника престола, К. Валишевский пишет, что дальнейшая судьба и кончина Павла, это следствия трагических событий детства, когда сторонники Екатерины убили его отца Петра III, что родило в Павле страх до конца всех его дней. Несмотря на все усилия его воспитателей, они не смогли удержать или подавить его страхи, его иногда больные фантазии, неумение управлять собственными эмоциями, горячность, нетерпеливость, постоянное ожидание покушения на его жизнь со стороны неизвестных или придуманных им врагов. Измена первой любимой жены рождает в нем неуверенность и недоверие к людям. Кровавые события французской революции рождают страх перед революцией в России и Европе, и он пытается защититься системой прусского образца управления государством, беря за образец прусского короля, "философа на троне" (С.40), Фридриха II. Знакомство с мальтийским орденом развивает в Павле I романтический склад личности. Взаимное недоверие между сыном и матерью рождает постоянную подозрительность и долгое ожидание престола, страх потерять его в будущем.

На престол должен был вступить сам для себя непредсказуемый, неуправляемый своими эмоциями новый император России Павел I.

Глава II. Царствование Павла I

К. Валишевский подробно представляет читателю события, произошедшие в период начала царствования Павла I. Вот лишь ключевые моменты этого времени: находясь в Гатчине и узнав о смерти матери, Павел сначала не поверил, подумав, что это провокация. Но, когда ему об этом сообщили представители различных слоев общества, он, ожидавший столько лет престола, на время даже растерялся. Но вскоре, уже упоенный неожиданно свалившейся властью, Павел был верен своим фантазиям. И одну из них воплотил в жизнь. Едва вступив на престол, Павел приказал извлечь тело своего отца Петра III из могилы в Александро-Невской лавре, надел ему на голову корону, тем самым, возвратив ему его императорский титул, поскольку, когда Петра III убили, он был отречен от власти. Затем Павел дал эту корону убийце Петра А.Орлову, который и нес ее вдоль выстроенных вдоль Невского войск за гробом убитого им императора.

5 апреля 1797 года совершилась коронация самого Павла, и в этот же день было обнародовано несколько важных узаконений.

Указ о престолонаследии устанавливал определенный порядок в наследовании престола и полагал конец провозглашенному Петром I произволу государя в деле назначения себе преемника. "Учреждение об Императорской Фамилии" определяло порядок содержания лиц царствующего дома, отводя для этой цели особые, так называемые удельные имения, и организуя управление ими. По этому акту престол переходит старшему в роде по мужской линии. Что касается женщин, то они вправе получить наследство на престол только по пресечению всех мужских представителей династии.

Другой указ, изданный под той же датой, касался крепостного крестьянства и, запрещая отправление барщины по воскресным дням, заключал в себе совет помещикам ограничиваться трехдневной барщиной крестьян. Большинством этот закон понят был в смысле запрещения более высокой барщины, чем три дня в неделю, но в этом понимании он не нашел себе практического применения ни при самом Павле, ни при его преемниках. Последовавший через некоторое время указ запретил продавать в Малороссии крестьян без земли. С этими указами, во всяком случае, говорившими о том, что правительство вновь взяло в свои руки охрану интересов крепостного крестьянства, плохо гармонировали другие действия Павла, направленные к увеличению числа крепостных. Будучи убежден, по незнакомству своему с действительным положением вещей, будто участь помещичьих крестьян лучше участи казенных, Павел за время своего кратковременного царствования роздал до 600 000 душ казенных крестьян в частное владение. С другой стороны, права высших сословий подверглись при Павле серьезным сокращениям, сравнительно с тем, как они были установлены в предшествовавшее царствование: важнейшие статьи жалованных грамот дворянству и городам были отменены, уничтожены были и самоуправление этих сословий, и некоторые личные права их членов, как, например, свобода от телесных наказаний.

Историк считает необходимым отметить особенность деятельности Павла: за 100 лет от начала царствования Петра 12 дворянских дворов получили княжеское и графское достоинство; Павел же отличается и в этом направлении -- за четыре года правления он создал пять новых княжеских фамилий и 22 графские.

В государственной деятельности Павел, по мнению К. Валишевского, допускал несуразности, а иногда и перегибы. Павел приказал майору К. Ф. Толю изготовить модель Санкт - Петербурга так, чтобы не только все улицы, площади, но и фасады всех домов и даже их вид со двора были представлены с буквальной геометрической точностью. Он запретил слова "клуб", "совет", "представители", "гражданин", "отечество". Издал указ, в котором определялось, во сколько часов жители города должны гасить свет в своих домах. Через обер-полицмейстера Павел запрещал танцевать вальс, носить широкие и большие букли, бакенбарды. Устанавливал цвета воротников, обшлагов, женских сюртуков и т. д.

Автор монографии ни раз упоминает роль Пруссии в формировании политических взглядов Павла I. Тот, напуганный событиями Французской революции, стремился создать в России государство абсолютного порядка. А образцом для него служила именно Пруссия. Отсюда и прусская муштра в гвардии и армии, прусская форма, прусская железная дисциплина. Павел хотел, чтобы гвардия, сделавшаяся с давних пор лишь игрушкой, занялась теперь серьезной работой. Но последствием слишком радикальной военной реформы стал созданный очаг оппозиции новому режиму. Резкие поступки, капризы и странности нового государя приводили всех в смятение. Конечным итогом такого хода дел было полное расстройство всего административного механизма и нарастание все более серьезного недовольства в обществе. Убежденный в необходимости охранять русское общество от превратных идей революции, Павел предпринял целое гонение на либеральные мысли и заморские вкусы, носившее при всей суровости, с какой оно совершалось, довольно курьезный характер. В 1799 году были запрещены поездки молодых людей за границу для учения, и для избежания надобности в таких поездках основан Дерптский университет. В 1800 году был запрещен ввоз всяких книг и даже нот из-за границы; еще ранее, в 1797 году были закрыты частные типографии и установлена строгая цензура для русских книг. Одновременно с этим, налагался запрет на французские моды и русскую упряжь, полицейскими приказами определялся час, когда жители столицы должны были тушить огни в домах, из русского языка изгонялись слова "гражданин" и "отечество" и т. п. Правительственная система, таким образом, свелась к установлению казарменной дисциплины в жизни общества.

Что касается внешней политики, то Валишевский показывает и в ней влияние неоднозначной натуры государя. Павел придерживался сначала антифранцузских настроений и на просьбу австрийского императора Франца II спасти Европу от французов, и, прежде всего Италию, посылает великого Суворова, а на море - адмирала Ушакова. Противоречивая натура Павла сказалась и в создании им союза между Россией и Турцией, направленная против Франции. Но, разочаровавшись в действиях Австрии, фактически предавшей армию Суворова на гибель, так как боялась усиления влияния России на Балканах и в Италии, и неожиданно для всей Европы Павел рвет отношения с Англией и Австрией и создает союз с Наполеоном. Павел своим большим умом понял, что время романтической французской революции закончилось, начинается время захватов колоний, земель, начинается созидание Французской империи. Он написал письмо Наполеону, в котором указал, что не нужно им спорить, важно говорить о создании мира в Европе, в котором она так остро нуждается. В то время адмирал Нельсон захватил Мальту, столицу Мальтийского ордена. Мальтийские рыцари бежали и предложили титул гроссмейстера ордена Павлу, как защитнику тронов и алтарей. Итак, Павел стал главой Мальтийского рыцарского ордена. Считая себя рыцарем, защитником веры и власти от посягательств французской революции, в нем проявилась и его романтическая натура. В облике Павла соединилось 3 человека: рыцарь Мальтийского ордена - поклонник прусского короля Фридриха II - почитатель французского абсолютизма эпохи Людовика XIV. В этих трех понятиях и складывалась противоречивая натура Павла, в громадной степени отражавшая противоречивость той эпохи, в которой он жил. Валишевский пишет, что Павел I - это "Иерусалим-Версаль-Потсдам" (С.417).

Историография павловского царствования изобилует общими оценками характера внутриполитической деятельности того времени. Между тем, государственные преобразования эпохи Павла I недостаточны изучены. В их ряду не последнее по значимости и своеобразию место занимает городская реформа. Выяснению причин, целей, хода и результатов ее реализации в Москве, а также осмыслению обстоятельств, сопровождавших ее отмену, Валишевский уделяет много места в своей монографии. В конце XVIII века городское благоустройство Москвы обеспечивалось, главным образом, натуральными повинностями податного населения столицы. Денежные отчисления на общегородские нужды были невелики, причем большая часть этих средств расходовалась на содержание судебных органов и думы. Все финансовые распоряжения последней были поставлены под жесткий контроль губернского начальства. Два важных павловских нововведения - передача полиции на содержание городской казны и строительство казарм для войск и квартир для приезжих чиновников - существенно изменили характер и сферу хозяйственного и финансового попечения столичных органов управления. Эти мероприятия стали ответом на проблемы, волновавшие еще екатеринскую администрацию. Реформа городского управления в Москве была попыткой приспособить столичный административный механизм к новым условиям, сложившимся в результате указанных преобразований. Приоритетным для законодателя являлось создание действенной системы городских учреждений, способных исполнять поручения и нести реальную ответственность перед вышестоящей властью. Устав Москвы, изменивший состав, структуру и функции столичных органов управления, создавался на основе нового петербургского положения. При составлении последнего был традиционно использован прусский опыт. Особенностями нового административного устройства в Москве было создание жесткой исполнительной вертикали, усиление отчетности и контроля за деятельностью органов, отвечавших за состояние городских финансов, размещение войск и снабжение населения продовольствием. Повысился административный статус столичных учреждений и должностей, произошло обособление городского управления от губернского. Увеличились расходы на управление. Административно-хозяйственные преобразования привели к утверждению первого городского бюджета, явились непосредственным поводом к изданию положения, легализовавшего крестьянскую торговлю в городе, и обусловили составление цехового устава. Рост налогообложения поставил проблему уравнительного распределения повинностей и сборов. К последним было привлечено и московское дворянство.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.