Р.Ю.Виппер - историк, академик АН СССР писал однако: «Купечество как самостоятельная сила выросла на Западе из морского пиратства и сложилась раньше, чем национальное государство, поэтому западные наблюдатели усматривали в подчиненном, незаметном положении московских торговцев и промышленников, в направлении торговли путем приказов признаки варварства, а иностранные предприниматели обольщали себя надеждой добиться монополии в этой стране, столь слабой самостоятельным почином. Не один раз обращались англичане с такими предложениями к Ивану Грозному. Та же мысль не переставала занимать воображение купечества старой ганзейской столицы, Любека: на широком плане стать руководителем торговли во всем Московском государстве основаны почти все представления Любека на рейхстагах и съездах германских князей, когда ганзейцы восторженно отзывались о выгодах русской торговли.
Поглощение государством частных предпринимателей, властное направление сил промышленной энергии составляло великое могущество московской державы: но в той же исключительности государственной опеки, не знавшей общественного почина, заложен был источник его слабости; в ней заключалась опасность самой его жизни» [10].
Н.И.Костомаров, русский историк, писатель, автор многочисленных работ по русской истории, писал: «Нет - это было необходимое условие той степени образованности, на которой еще стояла Россия, и обстоятельств, сопровождавших развитие торговли. Торговля, как и всякая другая ветвь человеческой образованности, проходит различные положения. В первобытные времена она была соединена с разбоями и набегами. На низкой ступени цивилизованного общества она неразлучна с новаторством и обманом, и чем выше общество становится на пути нравственного и умственного образования, тем более и торговые отношения принимают характер честности» [6].
Представитель одной из известных московских купеческих семей П.А.Бурышкин также отмечал: «Может показаться странным, почему я называю утверждения иностранцев о нарочитой беспечности русского купечества «легендой». Но я думаю, что картина, которую рисовали иностранные путешественники, не представляла фотографически отраженной действительности и, во всяком случае, была чрезвычайно односторонняя. Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность в России вышла из торговли. Нельзя строить здоровое дело на нездоровом основании. И результаты говорят сами за себя: торговое сословие было в своей массе здоровым, а не таким порочным, как его представляли легенды иностранных путешественников» [6].
2.2 Мемуары как источник истории русского купечества
Русская мемуарная литература является ценным источником для изучения отдельных исторических периодов, в т.ч. и купечества, т.к. авторы воспоминаний сами были из этого сословия.
Купеческие мемуары, как исторический памятник, прежде всего интересны описаниями быта и нравов той эпохи. Благодаря этому источнику, можно отчетливо представить атмосферу, окружавшую купца в первой половине XIX в., его мировоззрение, семейный уклад, деловую жизнь, что важно с точки зрения экономической истории, и общественную деятельность представителей торгового сословия политические события мало занимали купечество, если, конечно, они непосредственно не затрагивали его интересов, и поэтому слабо освещались в мемуарах. Авторы некоторых воспоминаний, например, Н.Вишняков, А.Волкова, отнюдь не приукрашивали своей жизни, а даже наоборот, критически относились к особенностям патриархального быта и нравов, имевших место в купеческой среде в дореформенный период.
Исчерпывающий материал о жизни, бытовом укладе, нравах и воззрениях среднего купца Николаевской эпохи предоставляет «Сведения о купеческом роде Вишняковых, собранные Н.Вишняковым». Переписка отца автора с женой и детьми, во время его поездок на Нижегородскую ярмарку, сохранившаяся в семейном архиве дает полное представление о личности главы дома, о взаимоотношениях в семье и ее частной жизни. «Сейчас от обедни ранней пришли, за чай принимаемси с Саровской просвирой», - писал купец Петр Вишняков в 1841 г. своей жене с ярмарки. «Вы, мой друг, всегда только мне говорите, чтобы я чай берегла, а того не скажете, что у нас семейка», - укоряла Анна Сергеевна Вишнякова своего супруга [13].
В них содержатся детские воспоминания автора, о жизни матери и старших братьев после смерти отца. Большое место в мемуарах отводится взглядам представителей купечества на воспитание, образование детей, отношению к общественной деятельности и к обществу в целом. «Наука плохо кормит, а в чиновники идти не к лицу: зазорно состоятельному купеческому сыну записываться в чернильные крысы. Вовсе дело не в учености, а в доброй нравственности, да благочестии, да послушании воле старших», - так излагал Н.Вишняков в своих «Сведениях» взгляды родителей и, вероятно, большинства из торгового сословия [13]. Кроме того, повествуется и о характерном для купеческой среды того времени явлении: о разделе имущества после кончины отца, дроблении рода и о прекращении существования единой, монолитной семьи, которая еще недавно была скреплена непререкаемым авторитетом и властью главы. «С наступлением 1854 года две ветви нашего семейства разделились бесповоротно навсегда», - с сожалением констатирует мемуарист.
Жизни той же самой семьи в 50-х гг. XIX века посвящены «Воспоминания детства» А.И.Волковой, дочери старшего сына П.М.Вишнякова, Ивана. Эти мемуары в некоторых местах перекликаются с предыдущими наряду с описанием патриархального уклада старинного купеческого дома, особое внимание автор уделила картинам своего детства, которое было наполнено страхом перед отцом и озлобленностью по отношению к членам семьи. «Я едва сидела за столом от страха, что отец меня будет сечь за какую-то детскую шалость», - вспоминает Волкова [13].
О семье, отличавшейся более передовыми для своего времени и сословия взглядами рассказывает «Семейная хроника Крестовниковых», которая проникнута любовью автора к своему детству, отрочеству. Жизнь в этой семье была далека от представлений о купеческих нравах и быте, сложившихся в обществе с легкой руки А.Н.Островского. То же можно сказать и применительно к семейству Найденовых, которое, судя по воспоминаниям Н.Найденова, придерживалось довольно либеральных взглядов: даже женщины в этой семье имели образование: «Сестра, была отдана в пансион И.И.Бельфельд; а затем переведена в Петропавловское женское училище, меня же обучала первоначально мать»; и все в ней, по определению автора, «жили душа в душу» [13]. Но почтение к старшим и старине, замкнутость и необщительность, характерные для большинства купеческих домов Москвы, были присущи и им.
Книгу Г.Т.Полилова-Северцева «Наши деды - купцы» можно отнести как к воспоминаниям, так и к сборнику занимательных рассказов и описаний, повествующими о жизни петербургских «коммерсантов». Хотя Петербургу и было свойственно снисходительное и слегка насмешливое отношение к старомодной Москве, но во многом нравы и быт купцов «невских берегов» совпадали с патриархальным образом жизни «Москвы купеческой», однако были более подвержены европейским веяниям.
2.3 Образ русского купечества в литературе XVIII-XIX вв.
Для советской, да и русской, исторической науки характерно слабое внимание к такому важному источнику в изучении отечественной истории, как художественная литература Личность предпринимательского типа не вписывалась в привычные нормы русской культуры. Это предопределило и то неприятие купечества, которое характерно для русского общества. Несомненно, что литература отражала настроения, существовавшие в обществе относительно предпринимательства и судьбы капитализма в России в целом. Еще в середине 1860-х гг. А.Ушаков писал с сожалением, что в литературе купец изображается как «или отребие общества, или плут, или смешон, и является в таком виде, говорит таким языком, как будто бы он совершенно из другого мира. Бывши купцом, невольно задумываешься над этим странным явлением в нашем, и именно только в нашем русском обществе. Само собою разумеется, что здесь всего больше виноваты мы сами, виноваты недостатком образованности, не лоска образованности, не светскости, а главнейшего - недостаток развития чувства собственного достоинства» (здесь и далее по тексту все цитаты взяты из этого источника) Брянцев М.В. Образ купечества в русской литературе // Предприниматели и предпринимательство в Сибири. Вып.3: Сборник научных статей / М.В.Брянцев. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. - 266 с.. Таким образом, купечество в русском обществе оценивалось по самой низкой шкале нравственности. Предпринимательство в России всегда было злом.
По мнению И.В.Кондакова, в России именно литература оказалась наиболее «адекватной национальному своеобразию русской культуры и сущности русской жизни». Литература в России была формой выражения общественного сознания. Она на долгие годы взяла на себя роль своеобразного «парламента», осуждая или утверждая определенные формы жизни, созидая или разрушая те или иные авторитеты, что неизбежно влекло за собой возникновение новых тем, идей, образов. Литература стала той единственной трибуной, с высоты которой поднимались вопросы, волновавшие все общество. Да и сами писатели смотрели на свое творчество как на своеобразное служение обществу. Потребность писать приобретала нравственный характер. М.Е.Салтыков-Щедрин, отмечая особенное положение литературы в русском обществе, называл ее солью русской жизни.
Во второй половине XVIII в. в России широкое распространение получили сатирические журналы, на страницах которых печатались произведения, «к исправлению нравов служащие». Среди них в 1760-1770-е гг. появлялись в значительном количестве комедии, многие из которых были «склонением» западноевропейских нравов на русский лад. Однако, как отмечал П.Берков, русская комедия XVIII в. была не столь уж «подражательна» - ее сила заключалась в ее связи с народной жизнью, в ее смелом обращении к больным сторонам народной жизни». Одним из таких насущных вопросов конца XVIII в. стало обсуждение в обществе проблем формирования в стране «третьего сословия».
Внимание к «среднему роду людей» заметно возросло в связи с деятельностью Комиссии для составления нового уложения. Купечество выступило с рядом требований. Купцов волновали, прежде всего, чисто практические вопросы: предоставление исключительных прав владеть фабриками, наделение равными с дворянами правами на владение крепостными. Таким образом, и в одном, и в другом случае купечество покушалось на дворянские прерогативы. Однако в условиях абсолютистской системы надеждам русского купечества не суждено было сбыться. В сословном обществе, где повышение социального статуса тесно увязано с переходом в более высокое сословие, среди купечества увеличилось стремление к одворяниванию. Купеческая молодежь стремилась подражать высшему сословию; купеческие семьи жаждали породниться с дворянскими. Правда, уже тогда среди купцов были люди, проникнутые сословной гордостью, уверенные в полезности своего сословия для государства. Все это, естественно, обострило внимание общества к купечеству, его проблемам, что и нашло отражение в комедиях и комических операх, изображавших это сословие.
Образы купцов впервые были выведены В.Лукиным. Его купцы - преимущественно откупщики. Лучшей считалась комедия «Сиделец» ПАПлавилыцикова. К числу наиболее значительных «купеческих» пьес относится обличительная комическая опера М.А.Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1779), где главное место занимает купечество. Причем автор улавливает процесс наступления «среднего рода людей» на дворянство. Главный герой, Сквалыгин, изображен автором как вместилище всевозможных человеческих пороков: занимаясь торговлей, владея заводами, он еще и не пренебрегал презренного в русском обществе ростовщичества. Морализующий вывод пьесы -необходимо жить по совести; об этом печется и честное купечество. Пьеса имела большой успех. Зрителя привлекал бытовой колорит, правда жизни. Благодаря Матинскому был открыт новый социальный материк. Автор показал, как интересно выглядит на сцене купеческий и мещанский быт, какие характерные фигуры встречаются в гостинодворской среде. Было положено хорошее начало, появились подражатели.
Страницы: 1, 2, 3, 4