Рефераты. Начало революционной деятельности В.И. Ленина

осле съезда обеим фракциям пришлось создавать собственные структуры; при этом обнаружилось, что съездовское меньшинство имеет за собой поддержку большинства членов партии. Большевики же остались без печатного органа, что мешало им не только пропагандировать свои взгляды, но и отвечать на резкую критику оппонентов, - лишь в декабре 1904 года была создана газета "Вперёд", ненадолго ставшая печатным органом ленинцев.

Ненормальное положение, сложившееся в партии, побуждало Ленина в письмах в ЦК (в ноябре 1903 года) и Совет партии (в январе 1904 года) Шаумян С.С. Второй съезд РСДРП //Большая Советская энциклопедия. 3 изд. В 30 тт. Т.5. /Под ред. А.М. Прохорова, 1971, С.347. настаивать на созыве партийного съезда. Не найдя поддержки со стороны оппозиции, фракция большевиков в конце концов взяла инициативу на себя. Митропольский Д.К. Третий съезд РСДРП // Большая Советская энциклопедия. 3 изд. В 30 тт. Т.26. /Под ред. А.М. Прохорова, 1977, С.453.

На открывшийся в Лондоне 12 (25) апреля 1905 года III съезд РСДРП были приглашены все организации, но меньшевики от участия в нём отказались, объявили съезд незаконным и созвали в Женеве собственную конференцию, - раскол партии таким образом был оформлен. Тютюкин С., Шелохаев В. Стратегия и тактика большевиков и меньшевиков в революции /Восток (Альманах).- N 12(24), декабрь 2004.- С.34.

Итак, II съезд РСДРП усилиями Ленина был расколот на две фракции: Плеханов и Мартов (меньшевики) склонялись к классической европейской социал-демократии, Ленин (большевики), основоположник партии нового типа, ратовал за строжайшую партийную дисциплину, безусловное подчинение меньшинства большинству, вертикальную структуру подчинения. Цель такой организации - не завоевание парламентского большинства, а захват власти вооруженным путем. Ставшая известной ленинская фраза "прежде, чем объединиться, надо решительно размежеваться" становится его принципом партийного строительства. В дальнейшем до Октябрьского переворота Ленин неоднократно размежевывался, откалывался, раскалывал политические фракции и группки.

В этой обстановке партийной борьбы возник термин "ленинизм".

Термин "ленинизм" впервые был введен Мартовым в 1904 для обозначения якобинских взглядов и методов в теории и практике революции. В советское время ленинизм определялся как творчески развитый марксизм применительно к эпохе империализма. Однако, согласно Марксу, смена одной экономической формации (в том числе и путем социальной революции) может произойти только в том случае, если производительные силы не могут более развиваться в рамках данных производственных отношений, следовательно, социалистическая революция может произойти только в самых развитых капиталистических странах. Ленин, отвергая это марксово положение, создает теорию победы социалистической революции в "слабейшем звене империалистической цепи", в России. Маркс также считал невозможным союз пролетариата и крестьянства - Ленин делает ставку на этот союз. Кроме того, Маркс объяснял революционность пролетариата действием "закона относительного и абсолютного обнищания пролетариата".

Ленин не мог не видеть, что с предсказанием абсолютного обнищания пролетариата Маркс ошибся и что рабочий класс западноевропейских стран вряд ли пойдет на баррикады, поскольку ему уже было, что терять. Ленин не раз отмечал, что в Швейцарии, жизнь в которой он знал не понаслышке, революции никогда не будет. Сосредоточившись на России, он в своей книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции" (1905) утверждал, что, поскольку в России пролетариат является гегемоном буржуазно-демократической революции, это открывает путь к установлению "диктатуры пролетариата и крестьянства" и переходу к социалистической революции.

По словам Н.А. Бердяева, Ленин был теоретиком революции в отличие от Плеханова, теоретика марксизма. А революция для него являлась средством захвата политической власти в целях осуществления коммунистического эксперимента.

Отношение Ленина к власти удивительным образом роднит его и с Петром Великим и Николаем I, которые приписывали ей магические свойства волшебной палочки. Ленин был убежден в том, что неукротимая воля совокупно с сильной централизованной властью сильнее уклада жизни, многовековой религиозной веры, уровня развития материальных сил и культуры народов России.

Заключение

Большинство биографов Ленина ограничивают свою задачу планами и деяниями этого человека. В рамках данной концепции и была составлена наша работа. Исторический Ленин - это портрет эпохи - смятенной, жестокой, обещающей, пугающей. Историзм не может быть обвинением или оправданием. Это принцип понимания, постижения давно ушедшего времени.

Когда мы слышим или читаем слово "Ленин", в нашем сознании возникает не только исторический феномен тотального эксперимента, но и конкретный образ, мысленный портрет человека, о котором хоть что-то знает, наверное, каждый человек на нашей планете. В первой главе нашей работы мы перечислили факты из детства и юности Ленина: где и как он учился, какими идеями увлекался, насколько глубоким было его образование.

Как выяснено, Ленин владел иностранными языками, знал западную духовную культуру, изучал историю, философию, марксизм, политэкономию, статистику, был успешен в области словесности.

Первое участие Ленина в студенческих выступлениях проходят в русле общероссийских выступлений.

Далее следует период участия в марксистских кружках, которые учили революционеров конспирации, дисциплине, преданности. Чем дольше юноша входил в жизнь подпольных кружков, тем сильнее революционная борьба (и ее следствия) становились целью его деятельности, формируют характер, взгляды и принципы.

О Ленине невозможно говорить вне его главного детища - его партии. Без нее он просто не был бы тем Лениным, которого мы пытаемся постичь сегодня. Может быть, в ленинизме идея мощной революционной организации является центральной. Во всяком случае, "заслуги" Ленина в ее формировании однозначны и бесспорны (о чем говорилось в третьей главе нашей работы).

Будучи приверженцем сильной, законспирированной и заговорщицкой организации, Ленин не мог долго терпеть классический социал-демократизм, который противился подобным стремлениям (отсюда возник раскол между меньшевиками и большевиками, о чем говорилось в четвертой главе нашей работы).

Главная историческая "заслуга" Ленина заключается не только в том, что он смог создать партию с жесткой организацией, но и в том, что оказался способным быстро вмонтировать ее в государственную систему.

Список использованной литературы

1. ???????? ?. ???? ? ????????? ???????????? /??????. - 2010. - ? 2. - ?.35-36.

2. ????????? ?.?. ?.?. ????? // ???????????? ??????? ?????? 1917. ?????????????? ???????. - ?.: ????, 1993, ?.363-368.

3. ?????????? ??????????????? ??????????. ??.13 ????????? ????? ? ???. - ???????????? ?????????? ????-1984, ?.89-93.

4. ???????? ?.?. ?????????? ?????????? 140 ???: ???????????? ????????????? // ???????. - ? 10. - ??????? 2004. - ?.33-39.

5. ???? ????? ? ???????????? ?.?. ?????? /?????????? ?.?. ?????????? // ?.?. ?????. ????. ????. ???., ?.2. - ?.: ???????????? ???????????? ??????????, 1958. - 845 ?.

6. ?????? ?. ??????????? ??????. - ?.: ??? "?????", 2006. - 467 ?.

7. ?????????-???????? ?.?. ????? ???????? ????? // ??????? ???? ? ?????????????? ???????? ??????: ????????????????? ??????? ??????. - ?.: ????????? ????????????, 1989, ?.496-502.

8. ?????? ?. ?????? "???????????? ?????". - ?.: ???. ?????. ???., 1962. - 278 ?.

9. ??????? ?????? XX - ?????? XXI ???? / ?.?. ?????????, ?.?. ??????, ?.?. ????????? / ??? ???. ?.?. ??????. - ?.: ?????, 2007. - 960 ?.

10. ?????? ?.?. ????? - ????????? ?????? ?????? ????. (1894-1904 ??.). - ?.: ?????, 1970. - 256 ?.

11. ???????? ?.?. ???????????? ? ??????. - ?.: ???. ?????. ???., 1957. - 236 ?.

12. ????? ?.?. ??????? ? II ?????? ????? /?.?. ?????. ????. ????. ???., 5 ???., ?.7. - ?.: ???????????? ???????????? ??????????, 1959, ?.274-279.

13. ????????????? ?.?. ?????? ????? ????? // ??????? ????????? ????????????.3 ???. ? 30 ??. ?.26. /??? ???.?.?. ?????????, 1977, ?.453.

14. ?????? ????? ?????. ???? 1898 ???. ????????? ? ?????????. - ?.: ???. ?????. ???., 1958. - 310 ?.

15. ??????? ?.?. ??? ?????. - ?.: ??????, 2001. - 389 ?.

16. ??????? ?., ???????? ?. ????????? ? ??????? ??????????? ? ??????????? ? ????????? /?????? (????????). - N 12 (24), ??????? 2004. - ?.34.

17. ??????? ?.?. ????? ?????????: ??????. ??????. ????????????. - ?.: ???. ?????. ???., 1959. - 734 ?.

18. ?????? ?.?. ?????? ????? ????? // ??????? ????????? ????????????.3 ???. ? 30 ??. ?.5. /??? ???.?.?. ?????????, 1971, ?.347.

19. ???????? ?.?. ??????????? ???????????? ????????? ?????? ???????? (??????).1892-1914. -??????????: ??????????. ????. ???., 1968. - 218 ?.

20. ????? ?.?. ???????? ? ??????. ???????? ?????. - ???.: ???????????? ??? "????", 2004. - 256 ?.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.