Рефераты. Национально-освободительное движение в Украине в первой половине XIX века

p align="left">Система взглядов, претендующая на объяснение прошлого и настоящего и указание путей к лучшему будущему, становится главной движущей силой истории. Появившись сначала в России, а затем и во всей Восточной Европе, слово "интеллигенция" в широком смысле обозначало тех сравнительно немногих людей, имеющим высшее образование. В более узком, но исторически более весомом смысле интеллигенцией называли тех, кто по идейным соображениям посвятил себя улучшению доли народа, его культурного, социального и политического положения. Именно интеллигенция будет обеспечивать украинцев культурным, политическим руководством в новый и новейший период истории. Интеллигенция на Украине появилась в университетских городах, объединялась в кружки, где обсуждали различные философские и идеологические темы. Большую половину XIX века русская и украинская интеллигенция представляла собой крохотную часть общества, оторванную от масс, поглощённая деятельностью нужной только ей самой. И всё же когда в обществе созрели соответствующие условия, эти дела и речи оказали большое влияние. Путь к национальному самосознанию был вымощен книгами. В процессе создания книг интеллигенция создаёт, развивает и оттачивает неповторимые черты этноса, историю, фольклор, язык и литературу. Первыми видными историками - любителями стали Василь Рубан ("Короткая летопись малороссийская"1777г), Офанас Шафонский ("Черниговского наместничества топографическое описание",1786г), Якив Маркович ("Записки о Малороссии",1798г) На основе этих исторических записей были созданы труды по истории Д.Н. Бантыш-Каменским. История Малой России"1822г. В 1846 году опубликован труд "История руссов". Установить автора этого труда не удалось до сих пор. Именно в этом труде автор выступает за полную независимость Украины. Именно "История руссов" сводилась к двум аспектам: первый - история казачества усилила интерес к прошлому Украины; другой - поставила вопрос о её месте в современной политической системе.

Таким же сильным было увлечение фольклором. Первыми энтузиастами были князь Николай Цертелев - грузин по происхождению. Его труд "Попытка собрания старых малороссийских песен" (1819 г) - о ценности песен как источника, по которому можно судить о " гении и духе народа". "Малороссийские народные песни" (1827г) Михайло Максимовича - это более полное и систематическое исследование украинской этнографии. В 1798 году свет увидел "Енеiду" Ивана Котляревского - первое литературное произведение на языке украинских крестьян, созданная на основе произведения римского поэта Вергилия. Олексий Павловский создал "Грамматику малороссийского наречия" (1818г), усовершенствовал и систематизировал украинский язык, но рассматривал его как один из диалектов русского. Иван Войцеховский издал небольшой украинский словарик (1823г). Все эти труды украинской интеллигенции способствовали самостоятельному развитию украинского языка.

Большая заслуга в развитии литературы на Украинском языке принадлежит Григорию Квитка-Основьяненко. В 1834 году появились на свет "Малоросiйськi оповiдання Грицька Основ'яненка". Это было начало украинской прозы. Левко Боровиковский положил начало украинской балладе. Интеллигенция начала XIX века, обогащая украинскую культуру, была убеждена что обогащает культурное наследие России в целом, не представляя себе, что украинская литература, язык и история может стать самостоятельной. Однако была подготовлена почва для борьбы за национальное самосознание.

После восстания декабристов, несмотря на разгул реакции и полицейские преследования, в кружках занимались изучением политической истории, увлекались учением Фурье и Сен-Симона, немецкой идеалистической философией. Предметом полемики часто становились вопросы о прошлом и будущем России, об отмене крепостного права, о развитии промышленности, торговли, железных дорог, о распространении просвещения.

Первоочередной задачей украинской интеллигенции в 40-е годы станет соединение национальной культуры и политической идеологии. Самым выдающимся общественно - политическим деятелем того времени, защищавшим классовые интересы крестьянства, был Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861). Т.Г. Шевченко настойчиво пропагандировал устным и печатным словом идею крестьянской революции как средство свержения самодержавия. Он говорил, что крепостническая действительность с её проявлениями деспотизма вызвала в нём на всю жизнь отвращение и ненависть к любому насилию человека над человеком. В своих произведениях поэт разоблачал и осуждал бесправие и угнетение крестьян, торговлю крепостными, насилие и грабительство со стороны помещиков. Он искоренял иллюзии крестьян о "добром царе", разоблачал колонизаторскую политику русских царей. Распространявшиеся в рукописных списках антикрепостнические и антисамодержавные произведения Шевченко крестьяне заучивали наизусть. Сам Шевченко много ездил по Украине. Весной 1846 года Шевченко вступил в члены тайной политической организации - Кирилло-Мефодиевского общества.

В) Кирилло-Мефодиевское общество - антикрепостническая организация, созданная в Киеве в 1846 году. Названа в честь старославянских просветителей Кирилла и Мефодия. Создатели Кирилло-Мефодиевского общества профессор Киевского университета Н.И. Костомаров., служащий канцелярии генерал - губернатора Н.И. Гулак, учитель с полтавщины В.М. Белозерский (позже к ним присоединился украинский писатель П.А. Кулиш) при помощи литературно - просветительской пропаганды распространяли идеи освобождения всех славянских народов и создания единой славянской федеративной республики. Т.Г. Шевченко, став членом этой организации, добивался, чтобы включить в её программу задачи уничтожения крепостного права и свержения самодержавия путём массового народного восстания. Революционно настроенная молодёжь горячо поддерживала великого поэта (например, студенты Киевского университета А.А. Навроцкий, И.Я. Посяда, Г.В. Андрузский) Однако большинство основателей общества продолжало отстаивать либеральные идеи проведения реформ "сверху" - будто бы единственного реального способа улучшения существующего строя.

Тайные заседания общества проходили в непрерывных принципиальных спорах его членов, стоявших на разных общественно - политических позициях. Шевченко и его единомышленники стремились превратить общество в боевую революционную организацию. Под их влиянием в программу общества "Книгу бытия украинского народа" было записано: "… и восстанет Славянщина, и не останется ни царя, ни графа, ни герцога, ни помещика, ни боярина, ни крестьянина, ни холопа, ни в Великой России, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии…"

Эти же революционные идеи закреплены в Уставе кирилло-мефодиевцев. Он утверждал: равенство всех граждан независимо от социального и национального происхождения и религиозной веры; равноправие народов в будущей славянской республиканской федерации, которую возглавит общий славянский собор - наивысший орган административно - политической власти, состоящий из представителей каждого народа. Украина, по убеждениям кирилло-мефодиевцев, должна была стать инициатором борьбы за объединение славянских народов. Для распространения в массах были подготовлены агитационные прокламации "К братьям украинцам" и "К братьям великороссам и полякам".

Ещё более горячие призывы ко всем народам Российской империи объединиться в борьбе против самодержавия слышны в поэтических произведениях Тараса Шевченко "И мёртвым и живым…","Сон", "Кавказ", которые распространялись кирилло-мефодиевцами в рукописных списках. Великий украинский поэт пламенно пропагандировал идеи единства и дружбы славянских народов в борьбе против социального и национального угнетения. В предисловии к поэме "Гайдамаки" он провозгласил: "Пусть житом-пшеницею, как золотом, покрытая, неразделённой границей останется от моря и до моря - славянская земля". Среди работ Миколы Костомарова особого внимания заслуживает агитационная брошюра "Книга бытия Украинского народа". В ней он призывает перестроить всё общество по принципу справедливости, равенства, свободы и братства; предлагает ликвидировать крепостное право, дать народу доступ к просвещению; в центре стоял национальный вопрос и содержал требование свободного развития культур. Пантелеймон Кулиш в то время был уже известным писателем и считал первоочередным образование народа, пропаганду и "моральный пример" властям. По мнению единомышленников братства украинское общество - самое униженное и угнетённое из всех славянских обществ, одновременно "самое равноправное", так как не имеет собственной знати. Видение будущего опиралось на идеализацию истории, но исключало полную независимость Украины. Члены Кирилло-Мефодиевского общества мечтали, что Киев будет центром славянской федерации.

К сожалению Кирилло-Мефодиевское общество просуществовало немногим более года. Весной 1847 года царские власти в Киеве арестовали всех 12 постоянных участников заседаний общества и под конвоем отправили в Петербург. Шеф жандармов граф Орлов разослал во все губернии Российской империи тайное письмо, в котором хвастался, что ликвидировал в Киеве опасную антиправительственную организацию. Следствием по делу кирилло-мефодиевцев руководил сам НиколайI. Он утверждал и приговор каждому. Последствия были разными. Костомаров, Кулиш и другие члены были отправлены в кратковременную ссылку в отдалённые города России, при этом Костомаров около года провёл в "Петропавловке". Гулаку пришлось 3 года отсидеть в Шлиссельбургской крепости. Суровее всего обошлись с Шевченко., так как при его аресте нашли рукописи антицарских и антикрепостнических произведений. Поэта отправили в Оренбургский край рядовым солдатом, а потом в Новопетропавловское укрепление, при этом Николай I строжайше приказал, чтобы ему не позволяли ни писать, ни рисовать. Так Шевченко провёл 10 лет, прямым результатом чего стала его безвременная смерть в 1861 году.

Значение Кирилло-Мефодиевского общества очень важно для всей дальнейшей истории Украины. Это была первая сугубо украинская идеологическая организация. Это была первая попытка интеллигенции продвинуть национальное развитие от культуры к политике. Это было начало долгой борьбы украинской интеллигенции с российским самодержавием.

Заключение

КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО - тайная политическая организация разночинной интеллигенции в Киеве в 1845-47 (В.М. Белозерский, Н.И. Гулак, П.А. Кулиш, Н.И. Савич, Т.Г. Шевченко и др.), ставившая целью национальное освобождение Украины, ликвидацию крепостного права, создание всеславянской федеративной республики. Основной программный документ - "Книги бытия украинского народа" ("Закон божий"). Члены арестованы по доносу, приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

ДЕКАБРИСТЫ - русские дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 восстание против самодержавия и крепостничества. Главным образом офицеры, участники Отечественной войны 1812 и заграничных походов русской армии 1813-15. Первые организации в 1816-21 - "Союз спасения", "Союз благоденствия", с 1821 - Южное общество (в 1825 в него влилось Общество соединенных славян) и Северное общество. Планировали произвести в 1826 военный переворот силами армии. Программа: отмена крепостного права, установление унитарной республики ("Русская правда" П.И. Пестеля, Южное общество) или конституционной монархии с федеративным устройством ("Конституция" Н.М. Муравьева, Северное общество). С усилением республиканского крыла в Северном обществе (1823-24) намечалась выработка общей программы и единого плана действий. Междуцарствие после смерти императора Александра I вызвало преждевременные вооруженные выступления: восстание 14 декабря 1825 на Сенатской пл. в Санкт-Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине (29 декабря 1825 - 3 января 1826). После разгрома движения к следствию привлечены 579 человек.121 человек предан суду, по приговору которого 13 июля 1826 в Санкт-Петербурге повешены П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, К.Ф. Рылеев, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский, остальные приговорены к каторге, ссылке в солдаты и др. Репрессиям подверглись также св.3 тыс. солдат и матросов. В 1856 оставшиеся в живых декабристы помилованы. Материалы следствия опубликованы в сборнике "Восстание декабристов" (т.1-18, 1925-86), многие декабристы (Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и др.) - авторы мемуаров.

ДЕКАБРИСТКИ - жены и невесты осужденных на каторгу декабристов, добровольно последовавшие за ними в Забайкалье. Как жены ссыльнокаторжных, лишались гражданских прав и дворянских привилегий. Первыми в нач.1827 в Нерчинские рудники приехали Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева. В кон.1827-31 - А.И. Давыдова, А.В. Ентальцева, Е.П. Нарышкина, А.В. Розен, Н.Д. Фонвизина, М.К. Юшневская, а также П. Гебль (П.Е. Анненкова) и К. Ле-Дантю (К.П. Ивашева). Подвиг декабристок воспел Н.А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Литература

1. М.В. Нечкина. Декабристы. - М., 1982

2. М.В. Нечкина. День 14 декабря 1825 года. - М., 1985

3. Д. Мережковский.14 декабря. Николай Первый. - М., 1994

4. 3. Канн П.Я. О числе жертв 14 декабря 1825 г. - История СССР. - 1970. - №6. - с115

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.