Рефераты. Национально-политические программы чешских просветителей конца XVIII–первой половины XIX вв.

p align="left">Дальнейшее возбуждение чешское национальное чувство получило в эпоху Наполеоновских войн, которые всюду в Европе вызвали национальное одушевление. Национальный романтизм, идеализация национальных особенностей, преклонение перед своим прошлым, которые некогда получили такую силу в Германии, перекинулись и в Чехию. Идея национальности становится культом и руководящим началом жизнедеятельности. Студенты, священники, будущие литераторы и ученые теперь отдаются собиранию народных песен и собственным поэтическим опытам в их духе; создается чешский национальный репертуар для постоянного Пражского театра; продолжается работа по выработке чешского литературного языка на основе народной словесности и старой чешской письменности; в Праге стараниями графов Штернбергов возникает в 1818г. Музей Королевства Чешского.

Главными деятелями национального чешского возрождения в это время являются Юнгман, Ганка, Палацкий, Шафарик.

Юнгман (1773-1847) начал свою деятельность с поэтических опытов на чешском языке, которые он помещал в разных сборниках и журналах, продолжал переводами на чешский язык западных писателей Мильтона, Гердера, Клопштока, Гете и Шатобриана и закончил составлением теории словесности, прозы и стихотворения, истории чешской литературы и огромного чешско-немецкого словаря. Свободное от литературной деятельности время он посвящал бесплатному преподаванию чешского языка в гимназиях и семинариях. Юнгман был вдохновителем Вацлава Ганки (1791 - 1861). Он собирал и издавал чешские народные песни, перевел на чешский язык «слово о полку игореве» и сербские песни Вука Караджича, издавал собственные лирические стихотворения в стиле народной поэзии, а также памятники древнечешской поэзии. Он в сообществе с другим молодым литератором создал подложные памятники древнечешской исторической поэзии и лирики. Эти поэмы и песни составили знаменитые Краледворскую и Зеленогорскую рукописи. Они вызвали восторг как у чехов, так и у немцев. Хотя рукописи и были фальшивыми, они подогрели в значительной степени национальное чувство чешского народа.

Еще больше, чем Юнгман и Ганка послужил делу национального воспитания чешского народа Франц Палацкий (1798-1876), знаменитый историограф Чешского королевства. По его настоянию при чешском Музее стал издаваться по-чешски «Временник чешского музея», после чего немецкое издание его должно было прекратиться. Совместно с графом Рудольфом Кинским он основал фонд для издания сочинений на чешском языке. С 30х гг. Палацкий занялся составлением «Истории Чешского народа в Богемии и Моравии». На немецком языке эта история стала выходить с 1836г., на чешском - с 1848г. Произведение Палацкого, основанное на обширном изучении первоисточников, является первой научной историей чешского народа. Также Палацкий создал множество монографических работ и дал целый ряд ценных изданий источников по чешской истории. Он составил план чешского научного словаря, который в третьем издании превратился в энциклопедию знаний, не уступавшую немецким. Усилению славянских чувств в чешском обществе содействовали также ученый Шафарик, поэты Коллар и Челяковский. Шафарик (1795-1861) в 1826г. выпустил на немецком языке « Историю славянского языка и литературы по всем наречиям». Эта книга произвела сильное впечатление в разных славянских странах. Палацкий подал Шафарику мысль написать древнейшую истории всех славян. Результатом этого было появление в 1836, 1837гг. знаменитых «Славянских древностей». Сочинения Шафарика научными данными и средствами углубляли и закрепляли чувства славянского родства и солидарности.

С 1809г. и вплоть до революции 1848г. имперский канцлер князь Меттерних являлся фактическим правителем Австрии. Императоры Франц I и Фердинанд V полностью находились под его влиянием. Насаждавшийся Меттернихом полицейско-бюрократический режим вызвал недовольство во всех землях империи. Сопротивление этому режиму росло повсюду. Так в чешских землях с 30х гг. начался подъем общественно-политической жизни.

В городах Чехии в 30х гг. стали распространяться листовки, призывавшие к борьбе за свободу, против тайной полиции и правительства, против новых налогов. Предпринимались первые попытки создания буржуазно-демократических, политических организаций.

В середине 1830г. поэт-демократ К.Сабина организовал в Чехии тайное студенческое общество «Чешский клуб», выдвинувшее республиканскую программу. В 1835г. К.Сабина сделала попытку создать тайную политическую организацию «Молодая Европа». Однако она так и не была создана. В конце 30х - начале 40х гг. в Чехии появились многочисленные читательские клубы - «беседы». Одной из таких «бесед» была частная читальня, основанная в 1840г. Ф.Л.Ригером и его политическими друзьями, членами которой состояли 19 молодых представителей чешской буржуазной интеллигенции.

В 1843г. для чешской буржуазии и интеллигенции был открыт доступ в т.н. «Промышленное общество, основанное пражским бургграфом Хотеком в 1833г. и бывшее первоначально чисто немецким обществом. Теперь в него вошли чешские деятели Ф. Палацкий, Ф. Браунер, Ф. Ригер, П. Троян, К. Гавличек и др. В 1846г. в Праге возник новый политический центр - чешский буржуазный клуб «Мещанская беседа». Чешская буржуазная интеллигенция все активнее принимала участие в политической жизни страны. Лозунгом чешской буржуазии было полное национальное равноправие во всех областях экономической, политической и культурной жизни.

Настроение, созданное в чешском обществе всей этой пропагандой, в конце концов, стало переходить в дело, определять политические стремления чешской нации. В середине 40х гг. чешский сейм перестает быть пассивным исполнителем правительственных предложений и выступает с требованиями действительного участия в установлении новых налогов, увеличения числа представителей от мещанского сословия, о назначении в гимназии преподавателей чешского языка и т.д.

Вообще в этот период в среде чешской буржуазии определилось два политических направления: радикально-демократическое и либеральное. Первое возглавляли К. Сабина, В. Варва, Э. Арнольд, Ф. Гавличек и другие демократы, еще в 30х гг. пытавшиеся создать революционную организацию. В 1845г. ими было создано тайное общество «Рипил», насчитывавшее в начале своего существования около 30 членов. Чешские рипилисты главной своей задачей считали борьбу против габсбургского абсолютизма и привилегий дворянства. Они хотели бороться за создание демократической республики, за уничтожение барщины и других феодальных повинностей, за улучшение положения рабочих, за полный разрыв с католицизмом. Практическая деятельность общества выражалась в пропаганде среди населения демократических идей и лозунгов борьбы против абсолютизма.

Либерально-буржуазное направление, явившееся основой возникшей в дальнейшем национально-либеральной партии, возглавлялось Ф. Палацким, Ф. Ригером, Ф. Браунером,

П. Трояном и др. представителями буржуазной интеллигенции, участвовавшими в пользовавшихся покровительством властей «Промышленном обществе», «Мещанской беседе» и т.п. Это направление представляло интересы более состоятельной части чешской буржуазии. Но необходимо сказать о том, что уже с начала 40х гг. 19в. политика чешской либеральной буржуазии начала приобретать более консервативный характер. Это сказалось в проявленной чешскими либералами боязни массового демократического движения в стране, в их стремлении к союзу с дворянством, к соглашению с Габсбургами, к сохранению и укреплению Австрийской империи. Чешская либеральная буржуазия не ставила вопроса о государственной самостоятельности чешских земель. Она рассчитывала добиться равноправного положения с немецкой буржуазией. В 40х гг. в среде буржуазных либералов возникла т.н. «австрофильская теория», главным содержанием которой являлось утверждение, что чехи, словаки и другие славянские народы Центральной Европы могут процветать только в рамках Габсбугской империи. Впервые австрофильская идея была сформулирована в 1846г. К. Гавличком-Боровским - редактором газеты «Пражские новины».

Особенно значительные требования правительству были предъявлены в эпоху революционного движения, охватившего западно-европейские страны в 1848 и 1849гг. После получения известий о революции во Франции, в Новом Пражском месте в Святовацлавской бане состоялось собрание пражской интеллигенции, на котором был выработан ряд требований. Решили добиваться того, чтобы чешскому языку в школах и канцеляриях были возвращены одинаковые права с немецким, чтобы земли чешской короны были объединены в государственном отношении и имели один общий сейм, чтобы на этом сейме крестьянство имело своих представителей, чтобы был осуществлен выкуп крестьянских повинностей, чтобы вместо учреждений и судов патримониальных были введены королевские учреждения, чтобы общины получили больше самостоятельности, чтобы различные вероисповедания пользовались одинаковыми правами. Комитет из 27 членов во главе с Деймом отправил в Вену депутацию к императору. В Вене тем временем император уволил первого министра Меттерниха, разрешил учредить национальную гвардию и обещал даровать конституцию. Император в общем благосклонно ответил на петиции Богемии, но уклонился от прямого ответа на требование государственного единства Чехии. Снова собрался Святовацлавский комитет и составил вторую петицию, в которой настаивал на объединении Чехии, Моравии, Силезии в одном сейме, на созыве конституционного сейма и на учреждении особого министерства внутренних дел для чешских земель. Император удовлетворил требования второй петиции и согласился на созыв законодательного сейма, на котором должны были заседать и представители мест и сельского населения, признал равноправие чешского и немецкого языков, обещал прислать другого наместника, но вопрос о соединении земель чешской короны отложил до будущего общеимперского сейма. В дальнейшем события приняли такой оборот, который воспрепятствовал осуществлению чешских политических чаяний. Революционное движение в австрийских землях привело к тому, что немцы решили создать Великую Германию, а которую должны были войти и чешские земли. С этой целью был созван пангерманский сейм во Франуфурте. В ответ на это 2 июня в Праге открылся всеславянский съезд. Он предполагал обратиться к европейским народам с манифестом о положении славян, подать петицию императору о нуждах и желаниях отдельных славянских народностей и договориться о взаимной поддержке в рамках закона для достижения равноправия в империи. Съезд выступал за сохранение Австрии, как государства, и удовлетворение славянских национальных требований именно в пределах Австрии. Но волнения в июньские дни, не только прервали мирные совещания о желательных реформах, но и уничтожили труды славянского съезда. Славянский съезд прервал свои заседания. Обсуждение вопросов о будущем положении Чехии было перенесено в Вену, где собрался общеимперский сейм. Но и этому сейму не удалось решить поставленных вопросов. 6 октября в Вене произошел бунт и чешские депутаты покинули город. После совещаний в Праге они обратились к императору с просьбой о созыве вновь законодательного имперского сейма, прерванного волнениями в Вене. Чехи хотели созыва именно общеимперского, а не чешского законодательного сейма, потому что в единстве Австрийской монархии видели защиту своей народности. Имперский сейм собрался в Кромериже 22 ноября 1848г. и скоро начертал проект новой конституции. По этому проекту предполагалось учреждение для всех невенгерских земель единого законодательного сейма, состоящего из двух палат: земской и народной. Но и этой конституции не суждено было войти в жизнь. 2 декабря 1848г. император Фердинанд отказался от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Новый император, признав принципы конституции, особое внимание уделял необходимости поддержания единства и целостности Габсбургской монархии. Франц-Иосиф распустил Крамерижский сейм и 4 марта 1849г. обнародовал новую конституцию австрийской империи. По этой конституции уже для всех учреждался единый законодательный сейм их двух палат: верхней и нижней. Компетенция сейма по сравнению с прежними проектами была значительно сужена. Централизаторская и абсолютистская тенденция новой конституции сказалась в статье о временном законодательстве. В силу этой статьи в случаях крайней необходимости, когда сейма не было, монарх мог собственной властью издавать временные обязательные законы. В вопросе о местных языках конституция 1849г., исходя из равноправия всех народностей, разрешала употребление местных языков в частной общественной жизни, в преподавании народной школы, и устанавливала, что основанный «Сборник государственных постановлений», может выходить на всех местных языках. Но и эта, урезанная конституция не вошла в жизнь. После подавления Итальянской революции и венгерского восстания Франц - Иосиф не спешил с назначением выборов в сейм, а в 1851г. патентом 31 декабря отменил мартовскую конституцию, и в Габсбургской монархии снова воцарился абсолютизм. Таким образом последняя в рассматриваемый мной период попытка чехов завоевать национальную независимость, а точнее равноправие в рамках Габсбургской империи потерпела крах. Единственным результатом было то, что чешский язык занял определенную нишу в общественной жизни, хотя и этот результата, на мой взгляд, сомнителен. Сомнителен потому, что государственным языком по-прежнему остался немецкий, равноправия с ним чешский язык в этот период так и не получил. Но все же если сравнить то положение, в котором находился чешский язык до начала эпохи национального возрождения, то следует все же признать, что полученный результат явился достаточно значимым.

Заключение

Таким образом, национально-политические идеи, программы чешских просветителей прошли достаточно долгую и сложную эволюцию. Началось все с возрождения интереса к своей истории, с попыток возродить национальный чешский язык, и только потом вся эта деятельность перешла на политическую основу. Причем на этом поприще национально-политические программы представителей чешского Просвещения также прошли некоторую эволюцию. Они прошли путь от господства идей славянского родства, которую выдвинул Шафарик, до «австрофильской теории», выдвинутой Гавличком-Боровским. Обидно только одно, что пройдя такой долгий, сложный путь ни одна из этих идей в полной мере так и не была воплощена в жизнь в рассматриваемый мной период. И хотя определенных, пусть и сомнительных результатов, добиться удалось (чешский язык занял более достойное место в жизни чешского общества, да и в целом для культуры этот период не прошел даром), но все же большая часть стремлений чешских просветителей так и осталась не притворенной в жизнь.

Библиография

1. История Чехословакии. Т. 1.-М., 1956 г.

2. Любавский М.К. История Западных славян.- М., 1917 г.

3. Мыльников А.С. Эпоха Просвещения в Чешских землях. - М.,1977 г.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.