Рефераты. Налоговые реформы Петра Великого. Подушная система налогообложения

p align="left">Уточнение податного статуса каждой категории населения, осуществленное в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Он характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.

Усиление налогового гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство - Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.

Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.

В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.

Введение подушной подати

С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны - полезных ископаемых.

Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы - введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Еще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.

Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.

Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.

С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия - пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра - до 70 копеек. Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.

Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной - между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

Реформа налоговой системы

В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены:а на другой странице листа все расходы : також вкратце объявлены быть имеют". Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам. В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее. Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было "чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола". Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике "подушина" обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - "ревизских душ".

Заключение

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, "сохе" или "двору", была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут

Список литературы

1. Артёмов В.В. История отечества с древнейших времён до наших дней. М.., Академия, 1999.

2. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., Мысль, 1990.

3. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М., изд., Мысль, 1991.

4. История отечества 9 - 20вв. Брянск, СПб., 1994.

5. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. М.., Проспект, 1999.

6. Основы курса истории России М., Простор, 1997.

7. Пётр Великий Санкт - Петербург, Пушкинский фонд, 1993.

8. Громыко М. М. Западная сибирь в 18 веке. Новосибирск, 1965.

9. Воскресенский А.Н. Законодательные акты Петра І М. 1945.

10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. - Л., 1982

11. Заозерская Е.И. Рабочая сила и классовая борьба на текстильных мануфактурах в 20 -60- х гг.18в. М., 1960.

12. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во второй половине 18 века. М.; Л., 1962.

13. Водарский Я. Е. Население России в конце 17 - начале 18 века. М., 1977.

14. Кабузан В. М. Народонаселение России в конце 17 -19 века. М., 1963.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.