2
Содержание
Введение
1. Возникновение «Народной воли»
1.1 Раскол народнической организации «Земля и воля»
1.2 Деятельность партии «Народная воля»
2. Организационная работа партии «Народная Воля»
2.1 Студенческие группы
2.2 Рабочие группы
2.3 Военная организация
3. Программы организации «Народная воля»
3.1 Фрагмент программы Исполнительного Комитета организации «Народная воля»
3.2 Фрагмент программы террористической фракции партии «Народная воля»
4. Н.А. Троицкий «За что я люблю народовольцев»
Заключение
Список использованной литературы
Основой идеологии революционного народничества 1870-х гг. была теория «общинного социализма», впервые сформулированная в работах А.И.Герцена: русская крестьянская община с ее коллективным землепользованием и самоуправлением есть зародыш социализма. Россия имеет уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм, и тем самым показать человечеству путь в новый справедливый и цивилизованный мир. В 60-е гг. XIX в. определились различия в решении вопроса о том, как идти к социализму. Сам Герцен, не отрицая революции как «последнего довода угнетенных», предпочитал реформы, проводимые властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму, но утверждал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Н.А.Ишутин, С.Г.Нечаев призывали к немедленному революционному бунту, уверяя, что для революционера нравственно все, «что способствует революции ». В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. Сформировались три основных идейных течения -- пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Идеологом пропагандистского направления был П.Л.Лавров. Критически мыслящие личности, по его мнению, возглавляют и направляют исторический процесс. Интеллигенция должна «идти в народ», просвещать его, готовить к будущей революции. М.А.Бакунин, вождь бунтарского направления, разделяя представления Лаврова о роли революционной интеллигенции в развязывании революции, определял ее предназначение иначе. Революцию не нужно готовить, бунтарский инстинкт органически свойствен народу: молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору». Идеолог заговорщического направления П.Н.Ткачев не разделял увлечений своих сподвижников. Российская монархия, по его убеждению, висит в воздухе, не имеет прочных социальных корней, общество ее ненавидит и осуждает. Задача революционеров в том, чтобы создать конспиративную организацию, готовую к перевороту и захвату власти.
На страницах данного реферата сделана попытка анализа причин появления и деятельности партии «Народная воля».
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 28 страницы.
Свертывание во второй половине XIX в. реформаторской политики Александра II вывело радикальное движение на новую стадию развития. Центральное место в нем заняло народничество - движение учащейся и служащей молодежи за переход к социализму путем социальной революции в деревне. Соглашаясь с теорией «общинного социализма» Л. И. Герцена, народники выдвигали более решительную программу конкретных действий.
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими представлениями о самобытном пути развития России. Первоначально среди народников возобладала бунтарская тактика. Ее разработчиком был бывший западник, анархист и профессиональный революционер М. А. Бакунин. Считая крестьян обиженными условиями освобождения от крепостничества и потому готовыми к революции, он призывал их к бунту.
Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание.
Оседлая пропаганда по существу своему должна была вестись более осторожно и медленно, чем летучая. Пропагандист заводил знакомство среди ближайших крестьян или рабочих, сперва как будто без определенной цели, затем мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтения или в собственность разные революционные книги. Эти последние в оседлой пропаганде играли гораздо большую роль, чем в летучей. Кроме того, оседлые пропагандисты не отказывались также от пропаганды среди лиц, принадлежавших к сельской интеллигенции». , но потерпели неудачу. Крестьяне не верили антисамодержавным и антикрепостническим призывам молодых интеллигентов и бунтовать не спешили. Большинство участников «хождения в народ» были арестованы полицией, причем нередко - при помощи самих крестьян. Тогда народники попытались применить пропагандистскую тактику, обоснованную профессором математики П.Л.Лавровым» который считал пропаганду длительным этапом подготовки к крестьянской революции. Они образовали ряд поселений на юге страны, где, по их мнению, еще жили вольнолюбивые традиции казачества. Но и здесь их ждала неудача.
Лишь созданная в 1876 году тайная народническая организация «Земля и воля» продолжала действовать, вести революционную пропаганду среди крестьян, рабочих и студентов.
В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз народники решили заменить «летучую пропаганду» планомерной, систематической работой в деревне. Во многих губерниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учителями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха -- народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было разгромлено. В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Разгром хождений в народ вызвал кризис в движении. В этих условиях среди народников все сильнее проявляла себя склонность к заговорщической тактике, предложенной П.Н.Ткачевым. Эта тактика подразумевала отказ от крестьянской революции в пользу захвата власти тайной организацией революционеров. «Не готовить революцию, а делать ее», - призывал П. Н. Ткачев. Неудача революционной пропаганды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народников к террористической деятельности. «Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Среди землевольцев начались разногласия по вопросу о методах борьбы.
В «Земле и воле» возникают острые разногласия по поводу применения новой тактики, знаменовавшей фактически переход от анархизма к политической борьбе. «Листок «Земли и воли», редактируемый Н.А.Морозовым, становится по существу органом террористов. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова.
В апреле 1879 г. народник А.К.Соловьев совершил очередное неудачное покушение на царя Александра II 2 апреля 1879. Это вызвало острые разногласия. Часть членов организации протестовала против подготовки теракта, считая, что он погубит дело пропаганды. На съезде в Воронеже 19-21 июня 1879 землевольцы пытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации. Однако компромисс оказался непрочным, и 15 августа 1879 «Земля и воля» прекратила свое существование.
«Земля и воля» раскололась на 2 организации: «Черный передел» (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич и др.) остался на прежних землевольческих позициях, считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции и продолжил агитационно-пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян, а «Народная воля» встала на путь революционного террора. «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки», - говорил А.Д.Михайлов. Тактикой «народовольцев», помимо методов революционной пропаганды, было запугивание правительства путем индивидуального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произойдет социальный переворот. Надо захватить власть путем заговора меньшинства. Впрочем, от пропаганды народовольцы не отказывались: они содержали 11 типографий и выпускали 5 периодических изданий, вели агитацию среди рабочих и военных.
Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли», хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.
В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек, активное содействие народовольцам оказывали еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет, состоявший практически полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого органа -- его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов Исполнительного Комитета проводили в жизнь важнейшие народовольческие предприятия.
Организация партии «Народная воля» (наиболее крупная и значительная революционная народническая организация, возникшая в Петербурге в августе 1879) состоит из целой сети тайных кружков, группирующихся на начале централизации групп младшего порядка вокруг группы порядка высшего. Каждая группа высшего порядка пополняется лучшими силами групп порядка младшего. Вся организация стягивается к единому центру -- Исполнительному комитету. Все группы связаны между собой единством программы и плана практических действий, общностью сил и средств. Сношения между группами ведутся через агента высшей группы, входящего в состав младшей группы как ее сочлен. Интересы центра для каждого члена стоят выше интересов его группы. Поэтому центр вправе отзывать членов подгрупп на известные ему нужды, не мотивируя отозвания перед группой. Каждая группа в ведении своих дел самостоятельна и имеет свой бюджет… Все вопросы программные, а также вопросы партийной политики центр отдает на обсуждение всей организации. Решение по этим вопросам постановляет съезд представителей местных центральных групп вместе с уполномоченными от Исполнительного комитета--Исполнительный комитет следит за точным исполнением предначертаний съезда и направляет сообразно ним все силы организации. Взаимные отношения местных центральных групп между собою и к Исполнительному комитету, их круг ведения определяются особыми договорами. Такова организация по месту. В больших центрах она дробится по предметам ведения; такова рабочая организация, военная, молодежи и т. д., на том же начале автономности кружков и централизации. Таких групп много: одни из них находятся в провинции, другие - здесь, в столице. Некоторые характера боевого, общереволюционного, другие - боевые специальные, подобно рабочей дружине, но приспособленные к иной среде.
Страницы: 1, 2, 3, 4