На международной арене военная хунта стремилась предстать защитником западной христианской цивилизации от коммунизма. Была выдвинута геополитическая концепция об историческом предназначении Чили на роль великой державы на юге Тихого океана. В стране развернулась шовинистическая пропаганда, обострились территориальные споры с соседними Перу, Аргентиной и Боливией. Хунта добивалась тесного экономического и военного сотрудничества с США, солидаризировалась с реакционными режимами, с политикой США в Центральной Америке. В 1976 г. Чили вышла из Андской группы, участники которой ограничивали деятельность ТНК.
Репрессивная политика чилийской военной диктатуры привела к её изоляции на мировой арене. Переворот и репрессии в Чили осудили парламенты и правительства ряда стран Латинской Америки Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу и др.). Социалистические страны прервали дипломатические и экономические отношения с режимом Пиночета. Движение солидарности с жертвами диктатуры охватило весь мир. Чилийские беженцы нашли приют в Мексике, на Кубе и во многих других странах Америки и Европы. Международные профсоюзные федерации разных направлений предприняли акции бойкота чилийских товаров. Ежегодно в сентябре проводились недели солидарности с народом Чили - жертвой насилия. В 1974 г. приступила к работе представительная общественная Международная комиссия по расследованию преступлений военной хунты в Чили. В 1976 г. репрессии и ликвидацию демократических свобод в Чили осудила ОАГ. Аналогичные резолюции принимались в ООН. США в период президентства Картера присоединились к осуждению нарушений прав человека в Чили. Не прекращая сотрудничества с режимом Пиночета, в том числе в военной области, США пытались побудить его к либерализации, к компромиссу с умеренной демократической оппозицией. Международное движение солидарности с жертвами диктатуры и осуждение чилийского режима мировым сообществом помогли спасти жизни многих тысяч патриотов, заставили военную хунту занять оборонительные позиции, перейти к лавированию. В конце 1976 г. Советскому Союзу удалось добиться освобождения генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана, арестованного хунтой в конце сентября 1973 г..
Военные режимы Аргентины и Чили вплоть до первой половины 80-х годов меньше, чем в Бразилии, преуспели в осуществлении неоконсервативных планов развития экономики. Они гораздо позже пришли к власти и имели мало времени в своем распоряжении до наступления кризисной ситуации начала 80-х годов. Бразилия же к этому моменту успела далеко продвинуться от исходных рубежей. Процессы модернизации экономики в Бразилии сочетались с продолжением промышленного развития «вширь», что увеличивало масштабы общего экономического роста. В Аргентине и Чили, с их более высоким исходным уровнем экономического и социального развития, эти возможности были гораздо более ограниченными. Правительства Аргентины и Чили последовательнее осуществляли монетаристские концепции, курс на приватизацию государственной собственности. Бразильские же власти поощрение частного капитала сочетали с сохранением протекционистской роли государства и госсектора в определенных сферах экономики. Аргентина и Чили в большей мере связывали проекты развития с ростом доходов от традиционного аграрного и сырьевого экспорта, что тормозило эффективное преобразование экономики. Большая поляризация классовых сил в Аргентине и Чили также делала обстановку в этих странах менее стабильной, чем в Бразилии. Своими масштабами и богатыми потенциальными возможностями, длительной стабильностью и устойчивыми темпами роста экономики Бразилия больше привлекала зарубежных вкладчиков капитала. Тем не менее в начале 80-х годов и бразильский военный режим не избежал нарастания кризисных явлений.
Политика капиталистической модернизации в Мексике и Венесуэле. Свои особенности политика модернизации имела в странах с конституционными реформистскими режимами, Мексике и Венесуэле. Правительства этих республик во второй половине 70-х - начале 80-х годов стремились обеспечить оптимальное сочетание планов обновления и развития экономики с активной ролью государства и эффективной социальной политикой в интересах широких слоев населения в национал-реформистском духе. В Мексике и Венесуэле - основных производителях нефти в регионе - надежды на успех масштабных комплексных проектов связывались с ростом государственных доходов от экспорта нефти, цены на которую на мировом рынке с 1973 г. резко взметнулись вверх. Но и в этих странах усилилось внимание к эффективности экономики, к стимулированию крупного частного местного и иностранного капитала, к поискам путей интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.
В Мексике политика модернизации проводилась в условиях, когда сложившаяся в послевоенный период политическая система постепенно начинала утрачивать былую гибкость и эффективность и уже не вполне отвечала новым реалиям мексиканского общества. Длительная монополия Институционно-революционной партии на власть при неуклонном усилении обширного государственного сектора вела к чрезмерной централизации и бюрократизации управления республикой, сосредоточенного в руках разросшегося партийно-государственного аппарата, росту коррупции в его рядах, ослаблению связей ИРП с массами. В рамках государственно-монополистического развития окрепли позиции местного монополистического капитала. В середине 70-х годов 50 монополистических групп контролировали 45% продукции обрабатывающей промышленности. Крупная промышленно-финансовая буржуазия стала более настойчиво требовать непосредственного участия в политической власти, оттеснения партийно-государственной бюрократии, ограничения и переориентации государственного вмешательства в экономику, обеспечения максимальных преимуществ крупному частному капиталу. Это проявилось в позиции предпринимательских организаций, в усилении оппозиционной Партии национального действия, влиятельным участником которой была динамичная Монтеррейская группа монополий, связанных с американским капиталом, а также
в возросшем воздействии монополистических кругов на правые и умеренные течения в правящей партии. Трудящиеся классы и левые партии и течения, в свою очередь, выступая против политического монополизма руководства ИРП, авторитаризма, засилья партийно-государственной бюрократии, настаивали на дальнейшем развитии и углублении реформистской деятельности в интересах народных масс демократизации политической системы.
Правительство Хосе Лопеса Портильо сохранило лозунги «революционного национализма» и «социальной демократии», но на первый план выдвинуло призыв к «союзу ради производства» государства, трудящихся и предпринимателей. Был взят курс на расширение национальных и иностранных капиталовложений и сокращение государственных расходов и администрации, сдерживался рост заработной платы. В 1977 г. была завершена политическая реформа, позволившая оппозиционным партиям получить официально узаконенные права в избирательных кампаниях и в выборах.
Главные надежды в реализации планов экономического и социального прогресса страны правительство X. Лопеса Портильо возлагало на открытые новые богатые запасы нефти. Под будущие доходы от нефти широко использовались внешние займы и кредиты. Добыча нефти увеличилась с 27 млн. т в 1973 г. до 33 млн. т в 1982 г., а экспорт ее-с 4,7 млн. т в 1976 г. до 4,8 млн. т в 1981 г.. Доходы от экспорта нефти в 1981 г. достигли 15 млрд. долл. Под воздействием нефтяного бума в 1977-1981 гг. бурно росла экономика. Доходы от нефти и полученные займы и кредиты использовались на техническое переоснащение промышленности, обширное строительство новых предприятий. началось сооружение первой АЭС. В деревне вместо перераспределения земли упор был сделан на закреплении результатов аграрной реформы, техническом оснащении хозяйств и решении продовольственной проблемы за счет роста сельскохозяйственного производства. Укрепились лидирующие позиции Мексики в Латинской Америке.
Большие изменения в 70-х - начале 80-х годов произошли в социальной структуре населения. Темпы роста населения Мексики оставались высокими, несколько снизившись в 80-е годы. Население республики увеличилось с 51 млн. человек в 1970 г. до 84 млн. в 1989 г. Мехико к 1990 г. по числу жителей вышел на первое место в мире, в его районе проживало до 20 млн. человек. В целом городское население в стране выросло с 59% в 1970 г. до 70% в 1986 г. Экономически активное население в 1970 г. насчитывало 14,5 млн. человек, а в 1986 г.-23,2 млн. Занятость в сельском хозяйстве сильно сократилась - с 45 до 26% ЭАН, в промышленности стабилизировалась на уровне 25-27%, значительно увеличилась в сфере торговли и услуг.
По сравнению с предыдущим правительством правительство Лопеса Портильо стало проводить более умеренную и сдержанную внешнюю политику, избегая осложнений в отношениях с США и другими странами и уделив особое внимание внешнеэкономическим интересам Мексики и эффективному сотрудничеству латиноамериканских государств. Но общие направления внешней политики Мексики остались неизменны. В 1979 г. Мексика поддержала революцию в Никарагуа и затем оказала экономическую помощь революционной республике, выступила против вмешательства извне в дела Центральной Америки. Продолжалось сотрудничество Мексики с СССР и Кубой, хотя торговля СССР с Мексикой не получила заметного развития. В 1978 г. состоялся визит Лопеса Портильо в Советский Союз. В 1980-1981 гг. взаимно обменялись визитами Лопес Портильо и Фидель Кастро.
Планы развития Мексики, рассчитанные на длительный рост доходов от нефти, были подорваны падением цен на нее с 1981 г. Одновременно сильно выросла выплата процентов по внешнему долгу, увеличившемуся с 3,8 млрд. долл. в 1970 г. до 80 млрд. в 1982 г. На выплату процентов пришлось потратить 70% доходов от экспорта нефти. Обострился финансовый кризис. За несколько месяцев утечка национальных капиталов за границу достигла 3,5 млрд. долл., что побудило правительство Лопеса Портильо в августе 1982 г. национализировать частные банки. В 1982 г. наступил экономический спад, усилившийся в 1983 г. Почти на 100% в 1982 г. подскочили цены. Начались массовые увольнения. В 1981-1983 гг. занятость в промышленности сократилась на 14,5%,. Вне стабильной занятости оказалось до 40% экономически активного населения, чему способствовал и демографический «взрыв».
В Венесуэле правительство партии Демократическое действие, возглавленное президентом Карлосом Андресом Пересом, также строило проекты экономического и социального развития, рассчитывая на доходы государства от нефти, тем более после ее национализации в январе 1976 г. Предполагалось широкомасштабное индустриальное строительство и высокие темпы роста экономики и занятости совместить с быстрым увеличением заработной платы и перераспределением доходов в пользу малоимущего населения. На службу развитию был поставлен мощный государственный сектор, доля которого в ВВП страны к 1980 г. достигла 43,6%. Государство обеспечивало свыше половины всех инвестиций. Привлекались и иностранные капиталы, в основном в виде кредитов и займов. Добыча нефти была несколько сокращена-со 194 млн. т в 1970 г. до 113 млн. т к 1980 г., с тем чтобы не допустить быстрого истощения нефтяных богатств страны и падения цен на нефть. Чрезвычайный рост мировых цен на нефть даже при уменьшении ее добычи позволил за 70-е годы увеличить доходы Венесуэлы от ее экспорта в 6 раз. Развернулось строительство крупных нефтехимических комплексов, металлургических заводов, гигантских электростанций, оснащенных современной техникой. Началась индустриализация неосвоенного богатого минеральными ресурсами района Гвианы. Среднегодовые темпы роста промышленности за 70-е годы достигли 6,9% при росте населения страны на 3,5-3,6% в год. Производство продукции обрабатывающей промышленности на душу населения в 70-е годы увеличилось в 2,2 раза. По ВВП на душу населения Венесуэла вышла на первое место в Латинской Америке. Поднялись уровень заработной платы и доходы всех слоев населения. Неграмотность уменьшилась с 25,5% дo 13%, в 4,5 раза возросло количество студентов.
Но появились и негативные симптомы. Создалась довольно парадоксальная ситуация, когда Венесуэла стала страдать не от нехватки, а от избытка капиталов, будучи даже при развернувшихся стройках не в состоянии быстро вложить в производство скопившиеся финансовые средства из-за неразвитой инфраструктуры, узости внутреннего рынка, нехватки оборудования и современной технологии, квалифицированной рабочей силы. Начал расти отток капиталов за границу, что повлекло расширение экономической экспансии Венесуэлы в соседние страны. Сильно вырос внешний долг, достигший к концу 1982 г. 34 млрд. долл. Не удались планы диверсификации экспорта, 95% которого по-прежнему составляли нефть и нефтепродукты. С увеличением городского населения с 76% в 1970 г. до 86% в 1985 г. росли маргинальные его слои, социальное напряжение в городах.
В 1979 г. к власти в Венесуэле вторично после 1969-1974 гг. пришло правительство Социал-христианской партии. Президентом стал Луис Эррера Кампинс. Его правительство попыталось традиционную десаррольистскую стратегию развития совместить с рецептами «Чикагской школы». За государством по-прежнему признавалась роль главного стимулятора и финансиста развития, но началось ограничение его производственных функций и перераспределение средств в пользу частного капитала. Однако в начале 80-х годов падение доходов от нефти, рост выплат по внешней задолженности и экономический кризис свели на нет усилия правительства и осложнили обстановку в стране, как и в Мексике.
За период с 1970 до 1986 г. население Венесуэлы увеличилось с 11 до 18 млн. чел.
Таким образом, реформистский мексиканский и венесуэльский вариант капиталистический модернизации также оказался уязвимым, несмотря на благоприятную конъюнктуру для этих стран как экспортеров нефти.
Страницы: 1, 2, 3, 4