Рефераты. Независимость новых югославских государств

октября 2006 г. в Боснии и Герцеговине состоялись очередные, уже шестые после Дейтонских общие выборы. Новый Президиум Боснии и Герцеговины составили Харис Силайджич (Партия за БиГ) от боснийцев, Небойша Радманович (Союз независимых социал-демократов) от сербов и Желько Комшич (Социал-демократическая партия) от хорватов.

В Республике Сербской победу на всех уровнях одержал Союз независимых социал-демократов, возглавляемый премьер-министром РС Милорадом Додиком. Представитель независимых социал-демократов Милан Елич стал новым президентом Республики Сербской. В Федерации Боснии и Герцеговине больше всех голосов получили Партия демократического действия, Партия за БиГ и Хорватское демократическое содружество.

Гражданская война нанесла серьезный ущерб экономике Боснии и Герцеговины. Около 80% предприятий легкой промышленности, которая преобладала в экономике республики, были повреждены или разрушены. Уровень безработицы достиг самых высоких показателей после второй мировой войны, в конце 1996 г. она составила 180 тыс. человек. В том же году импорт товаров более чем в 10 раз преобладал над экспортом.

Определенные надежды на изменение экономической ситуации связывались с Дейтонскими соглашениями и отменой эмбарго против Республики Сербской. И они в существенной мере оправдались. Благодаря международной программе реконструкции БиГ получила в 1996-2000 гг. кредиты на сумму более 5 млрд долларов. Эти средства существенно облегчили процесс восстановления экономики. Удалось стабилизировать национальную финансовую систему, ввести собственную валюту и обеспечить ее конвертируемость, реструктурировать внешний долг. Принятие закона о приватизации положило начало реструктуризации промышленности.

Однако последствия межэтнического конфликта до сих пор продолжают оказывать негативное влияние на развитие Боснии и Герцеговины, довоенный уровень развития экономики не достигнут. Во многом это объясняется тем, что на территории этой республики находилась значительная часть военной промышленности СФРЮ, спрос на продукцию которой сейчас невелик. Конверсия предприятий оборонного профиля требует значительных инвестиций, которых в государстве нет. Пока что БиГ не является привлекательной для иностранных туристов, как соседние Хорватия, Словения и Черногория.

До подписания Дейтонских соглашений каждая из боснийских национальных общин искала для себя собственных союзников. Республика Сербская - в Сербии и частично в России, мусульмане - на Западе и в мусульманском мире, хорваты - в Хорватии и на Западе. После Дейтонских соглашений говорить о единой и тем более самостоятельной внешней политики Боснии и Герцеговины по-прежнему трудно. Тем не менее, главными внешнеполитическими партнерами БиГ стали США и страны ЕС. В настоящее время государство стремится присоединиться к программе "Партнерство ради мира", а в будущем надеется стать членом и НАТО, и ЕС. В конце 2005 г. Евросоюз принял решение о начале процесса сближения этого государства с объединенной Европой.

Союзная Республика Югославия: жизнь под санкциями

В Сербии на первых выборах на многопартийной основе в 1990 г. победу одержала Социалистическая партия Сербии (СПС). Ее лидер Слободан Милошевич (1941-2006), избранный председателем Президиума Сербии, был сторонником сохранения югославской федерации, а в случае невозможности этого - объединения в одном государстве земель с преимущественно сербским населением. Как и в других республиках, конкуренцию бывшим коммунистам составили правые и центристские партии. В Сербии к их числу относились прежде всего Сербское движение обновления и Демократическая партия.

Одной из острейших проблем, вставших перед сербским руководством в условиях начавшегося процесса распада федерации, были набиравшие силу сепаратистские устремления албанского населения Косово. В принятой в 1990 г. конституции Сербии Косово, а также Воеводина лишались атрибутов государственности, полученных ими по конституции СФРЮ 1974 г., они вновь становились лишь территориальными автономиями. После этого в Косово и Метохии (так вновь стал называться автономный край Косово) произошла вспышка никогда не прекращавшегося там албанского сепаратизма. В ответ сербские власти ввели на территорию края дополнительные полицейские и воинские подразделения. В условиях фактического военного положения в Косово лидеры албанцев, составлявших уже около 90% населения, провели несанкционированный Белградом референдум. Его участники высказались за независимость Косово от Югославии. "Подпольным" президентом края был избран литератор Ибрагим Ругова.

В Черногории, в отличие от других республик СФРЮ коммунисты шли на выборы 1990 г. под старым названием - Союз коммунистов Черногории (СКЧ). Им удалось добиться весьма убедительной победы и остаться у руля руководства республики. Председателем Президиума Черногории стал лидер СКЧ Момир Булатович. Лишь спустя два года СКЧ был переименован в Демократическую партию социалистов Черногории (ДПСЧ).

В условиях распада СФРЮ руководство Черногории приняло решение о проведении референдума о дальнейшей судьбе республики.1 марта 1992 г. черногорские избиратели в подавляющем большинстве проголосовали за то, чтобы остаться с Сербией в одном государстве. В конце апреля 1992 г. было объявлено о создании федерации Сербии и Черногории, претендовавшей на право быть правопреемницей распавшейся СФРЮ.27 апреля скупщины этих республик приняли конституцию нового государства Ї Союзной Республики Югославии (СРЮ). Население СРЮ составляло 10 867 тыс. человек, в том числе в Черногории 654 тыс. Население двух автономных сербских краев составляло 3 700 тыс. человек, из них около 2 млн проживали в Воеводине.

На состоявшихся вскоре выборах в парламент СРЮ наибольшего успеха добились социалисты С. Милошевича и Сербская радикальная партия Воислава Шешеля. Ведущие демократические оппозиционные силы - Демократическая партия и Сербское движение обновления - выборы бойкотировали. Первым президентом СРЮ союзная скупщина избрала известного писателя Добрицу Чосича, премьер-министром стал американский бизнесмен сербского происхождения Милан Панич. Однако реальная власть в стране принадлежала президенту Сербии С. Милошевичу. Вскоре по его настоянию Д. Чосич был отстранен от должности. Новым президентом СРЮ стал послушный Милошевичу социалист Зоран Лилич.

Становление нового государства проходило с большим трудом, прежде всего из-за введенного против него в мае 1992 г. режима международных санкций. Они предусматривали запрет на международную торговлю, включая нефть и нефтепродукты, замораживание научно-технического сотрудничества и культурных обменов, сокращение штатов посольских и консульских представительств Югославии за рубежом, запрет на участие в международных спортивных состязаниях, блокирование воздушного сообщения и замораживание югославских авуаров в зарубежных банках. Вскоре было приостановлено членство СРЮ в ООН и других международных организациях. В 1993 г. в стране началась гиперинфляция, не имевшая аналогов в мире.

Давление западных стран и обрушившиеся на страну экономические трудности грозили превращением СРЮ в страну-изгоя. Милошевич стал постепенно отходить от прежней безоговорочной поддержки борьбы хорватских и боснийских сербов за их право на самоопределение вплоть до присоединения к Сербии. Поводом для решительного разрыва между ними стал отказ лидеров боснийских сербов от предложенного Контактной группой плана урегулирования межнационального конфликта 1994 г. Белград не только прервал все связи с Республикой Сербской, но и присоединился к ее экономической блокаде. Руководителям боснийских сербов был запрещен въезд в СРЮ.

На переговорах в Дейтоне в 1995 г. позиция С. Милошевича по вопросам урегулирования конфликта нередко не совпадала с мнением представителей боснийских сербов. Это ухудшило позицию Республики Сербской, но позволило разрядить обстановку вокруг Союзной Республики Югославия. В частности, с нее были сняты санкции. Однако западные и особенно американские политики и СМИ по-прежнему относились к Милошевичу с подозрением.

В 1997 г. произошли некоторые кадровые перестановки в руководящих эшелонах СРЮ. Главой союзного государства стал сам С. Милошевич, который не мог больше баллотироваться в президенты Сербии. Президентом Сербии в конечном счете был избран социалист Милан Милутинович. На практике Милошевич сохранил за собой ведущие позиции и в союзном, и в сербском руководстве.

В Черногории в 90-е гг. ведущие позиции занимала Демократическая партия социалистов. Президентом республики был лидер этой партии М. Булатович. Ситуация изменилась в 1997 г., когда на главную роль в республике стал претендовать глава правительства Мило Джуканович. Борьба президента и премьера привела к расколу правящей партии: прежнее название - Демократическая партия социалистов - осталось за М. Джукановичем, сторонники М. Булатовича взяли себе новое - Социалистическая народная партия.

Президентские выборы в октябре 1997 г. раскололи черногорское общество. После первого тура М. Булатович опережал своего соперника на 2,3 тыс. голосов. Во втором туре с минимальным перевесом победил М. Джуканович. Союзные власти и Булатович (ставший в 1998 г. премьером правительства СРЮ) победу Джукановича не признали. В ответ новое руководство Черногории под предлогом того, что режим Милошевича тормозит необходимые реформы, повело политику, по существу направленную на выход республики из СРЮ. В качестве первого шага была введена в обращение "собственная" валюта Ї немецкая марка.

С 1998 г. стал резко набирать обороты конфликт в Косово и Метохии. Относительно умеренные албанские политики во главе с И. Руговой были оттеснены от руководства албанской общиной лидерами так называемой Освободительной армии Косово (ОАК) во главе с полевым командиром Хашимом Тачи. ОАК, стремясь во что бы то ни стало добиться независимости Косово, фактически подняла вооруженный мятеж против центральной власти. Она активно использовала тактику партизанской борьбы, втягивала в свои действия и гражданское население.

Как в свое время хорваты и боснийские мусульмане, албанские сепаратисты сумели привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. Ответные действия сербской полиции и спецназа, пытавшихся восстановить конституционный порядок в крае и защитить сербское население от преследований со стороны албанцев, расценивались на Западе как неоправданно жестокие и стали поводом для оказания нового давления на СРЮ. В октябре 1998 г. Белград после долгих переговоров был вынужден согласиться на патрулирование воздушного пространства над Косово натовскими самолетами-разведчиками, размещение в крае 2 тыс. наблюдателей ОБСЕ и вывод из него сербского спецназа. Эти решения не привели к стабилизации обстановки, а только облегчили и активизировали действия сепаратистов.

Поиску выхода из углубляющегося конфликта были посвящены навязанные Белграду переговоры с представителями косовских албанцев, начавшиеся в феврале 1999 г. во Франции в замке Рамбуйе под эгидой Контактной группы. Переговоры закончились безрезультатно, так как югославская сторона решительно возражала против ввода в Косово войск НАТО. Аналогичным образом завершился и второй тур переговоров в марте 1999 г.

Тем временем ситуация в Косово продолжала накаляться. В ответ на боевые действия косовских албанцев в край был введен 40-тысячный сербский воинский контингент. Военнослужащие совместно с полицией приступили к ликвидации баз ОАК. В ходе акции по умиротворению края были неизбежные в условиях борьбы с нерегулярными вооруженными формированиями жертвы среди мирного населения. Многие албанские семьи покинули край и перебрались в Албанию и Македонию, где были развернуты специальные лагеря беженцев, бежали в Италию. Не дожидаясь формального окончания переговоров в Рамбуйе, страны НАТО прежде всего США с целью сделать сербов сговорчивыми приступили к подготовке ракетно-бомбовых ударов по территории Союзной Республики Югославия.

Операция НАТО против СРЮ под кодовым названием "Союзническая сила" началась 24 марта 1999 г. и продолжалась 98 дней. Ударам с воздуха подвергалась вся территория страны, включая Белград и другие крупные города. Были разрушены многие предприятия, мосты, линии электропередач и др. объекты военного и гражданского назначения. Погибло более 2 тыс. югославских граждан, нанесен огромный материальный ущерб. Под угрозой дальнейшего разрушения страны руководство СРЮ было вынуждено вывести свои войска из Косово и дать согласие на ввод туда около 50 тыс. военнослужащих многонациональных международных сил, по преимуществу укомплектованных военнослужащими государств-членов НАТО. В состав этих сил до июля 2003 г. входил и российский контингент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.