Рефераты. Нормандское завоевание и его влияние на феодальное развитие в Англии

ту непрестанную скрытую борьбу в деревне надо всегда учитывать при изучении политической истории того периода, ибо эта борьба помогает понять политическую историю, и ни один из этих факторов, взятых изолированно, не дает возможности до конца понять весь ход истории той эпохи.

2.3. Укрепление центрального аппарата власти и власти на местах

В правление Генриха I был значительно усовершенствован центральный государственный аппарат. Королевская курия раз-делилась на большой совет (Magnum consilium) и постоянный правительственный орган (малую курию). Большой совет созы-вался три раза в год (на рождество, пасху и троицу) в составе сановников короля, главных его служащих и крупнейших пред-ставителей знати страны. В его компетенцию входило давать ко-ролю советы по всем вопросам, выносившимся на обсуждение, и заслушивать решения и законодательные акты короля. Ника-кой обязательной силы рекомендации совета не имели. Однако король был весьма заинтересован в функционировании этого учреждения, ибо таким путем он мог добиться признания влиятельными феодалами своих политических действий. Малая курия осуществляла высшую судебно-административную и финансовую власть. В состав ее входили королевские сановники -- лорд-канц-лер, лорд-казначей, камергер, стюард дворца, хранитель личной королевской печати и служащие двора, а также специально приглашаемые прелаты и бароны. При Генрихе I она оконча-тельно распалась на собственно королевскую курию, выполняв-шую функцию верховного судебно-административного органа, и счетную палату (палату «шахматной доски»), ведавшую финан-совыми делами короля. Заседания курии возглавлял сам король, а в его отсутствие -- высший юстицарий. Видное место в управ-лении занимали канцлер, выполнявший роль государственного секретаря, и казначей, заведовавший королевской казной и возглавлявший палату «шахматной доски». К высшей сановной зна-ти принадлежали также коннетабль и маршал; первый осуществ-лял высшую юрисдикцию по военным делам, второй участвовал в заседаниях казначейства и судебных собраниях курии.

Королевская курия рассматривала судебные дела, затраги-вавшие интересы короля, разбирала споры между непосредствен-ными королевскими вассалами, принимала в апелляционном по-рядке жалобы на решения судов в графствах, а также контроли-ровала деятельность местных судов.

Палата «шахматной доски» заседала в полном составе два раза в год. Сюда являлись шерифы графств и отдавали отчет об израсходовании собранных ими средств, внося оставшуюся сум-му в казначейство (процедура напоминала игру в шахматы, так как для удобства счета стол был накрыт клетчатой скатертью; по клеткам откладывались суммы по отдельным статьям поступ-лений). Эти доходы шли с домениальных земель, расположенных в графствах, от натуральных взносов населения, судебных пош-лин и штрафов в сотнях и графствах, прямого налога, «помочей» с городов и взносов коронных вассалов; Большая часть доходов была точно фиксирована. Нередко практиковалась отдача всех этих доходов графств на откуп шерифам (на полгода, год или несколько лет).

Вместе с укреплением центрального аппарата при Генрихе I усилилась также власть на местах. Осуществляли эту власть ше-рифы, На должность шерифов нередко назначали выходцев из придворной знати, иногда -- из среды высшего духовенства. Со второй половины XII в. шерифы большей частью рекрутирова-лись из кругов джентри. Бывали случаи наследования должно-сти шерифа, однако контроль центральной власти над деятель-ностью шерифов был постоянным и неослабным. Шерифы того времени совсем не походили на континентальных графов, кото-рые превратились в наследственных владетелей своих округов; они всегда оставались служащими короля.

Шериф осуществлял всю полноту власти в своем округе и располагал для этого соответствующим фискальным и админи-стративно-полицейским аппаратом. Фискальные функции зани-мали в его деятельности главное место. Это видно из того, что назначение на должность шерифа производилось по представле-нию казначейства. Шериф председательствовал в суде графства, который проводился ежемесячно. Под его юрисдикцией находи-лись все свободные землевладельцы, в том числе и средние и мелкие ленники. Суд шерифа принимал также апелляции па ре-шения сотенных и манориальных судов. Периодически шериф устраивал выездные сессии суда графства в сотнях по делам полицейской юрисдикции и по гражданским искам.

Шерифу принадлежала вся полнота полицейской власти в ок-руге: он ведал охраной безопасности, преследовал нарушителей порядка, используя при этом местные ополчения, накладывал штрафы, брал поручителей. По мере уменьшения судебных функ-ций шерифов в связи с учреждением разъездных и позже миро-вых судей их полицейская и судебно-исполнительная власть при-обрела особенно важное значение.

Шерифы продолжали осуществлять и свои прежние военные функции, несмотря на то, что войско давно уже потеряло харак-тер народного ополчения и стало ленным. Он собирал и нередко командовал ополчениями вассалов, привлекал к ответственности за уклонение от воинской повинности, снаряжал военные кораб-ли, организовывал оборону графства. В нормандский период в Англии существовала централизованная система военного ус-тройства. Королевские приказы о сборе феодального ополчения направлялись не вассалам, а шерифам, на которых возлагалась полная ответственность за подготовку ополчений в назначенный срок. Низшей судебно-административной единицей была сотня, во главе которой стоял бейлиф, всецело зависевший от шерифа графства и отвечавший перед ним за выполнение фискальных и судебно-полицейских функций. В сотне ежемесячно собирались судебные собрания под председательством бейлифа; его обязаны были посещать все свободные жители. Но компетенция сотенно-го суда постоянно уменьшалась, так как в сотнях мало остава-лось свободного населения. Юрисдикция над зависимым кресть-янством вес более сосредоточивалась в манориальных судах. В отдельных случаях маноры поглотили всю сотенную юрисдик-цию. На население сотен возлагалась ответственность за сохране-ние порядка и безопасности. По указу Вильгельма Завоевателя сотня наказывалась штрафом в 46 марок в случае обнаруже-ния на ее территории трупа убитого нормандца, если в тече-ние пяти дней не находили убийцу. Согласно Уинчестерскому статуту 1285 г. жители сотни несли полную ответственность за преследование и поимку преступников. Если в течение сорока дней преступник не был пойман, то сотня возмещала весь причи-ненный им ущерб.

Известные судебно-полицейские функции возлагались и на сельские общины во главе с их старостами -- констеблями. Кон-стебль отвечал за порядок и безопасность на территории общи-ны. Население последней делилось на десятки, связанные взаим-ной порукой. За ушедшего виллана отвечали перед лордом и государством его соседи.

Ранняя централизация Английского государства помещала политическому обособлению городов. В Англии вовсе не было городских коммун. Города были включены в общую администра-тивную систему государства. Только несколько крупных городов пользовались ограниченным самоуправлением и статусом, граф-ства. Лондон, включавший в себя графство Мидлэссекс, находился на положении графства. Его мэр, избираемый узким кругом городской аристократии, занимал положение шерифа, хотя по отношению к центральной власти обладал большей независи-мостью, чем шериф провинциального графства. Отдельные райо-ны Лондона имели юридический статус сотни.

2.4. Своеобразие феодального развития в Англии после нормандского завоевания

При нормандских королях усилилась в стране вотчинная власть над зависимым населением, которое было лишено права обращаться в государственные суды. По нормандским ленным обычаям землевладельцы пользовались полной юрисдикцией над крепостным и зависимым населением их владений. Иммунитетные привилегии расширили судебную власть лордов, подчинив ей в ряде случаев и свободное население, проживающее в чер-те маноров (имущественные иски на сумму до 40 шиллингов). Правда, свободные люди сохранили за собой право апеллировать на решения манориального суда в высший государственный суд. Вотчинная юрисдикция распространилась и на некоторые уголовные дела (воровство). Но лорды не располагали достаточным полицейско-административным аппаратом и для приведения в ис-полнение приговоров обращались за помощью к шерифам. Мано-ры лордов не смогли превратиться в самостоятельные сеньории французского типа: этому помешала их территориальная раз-бросанность и особенно политика королевской власти, направлен-ная на ограничение иммунитетных прав лордов и изъятие из местных судов уголовной юрисдикции.

В Англии в XI--XII вв. не сложилось еще общего права. В местных судах применялись разнообразные судебные обычаи англо-саксонского происхождения. Не изжиты были еще ордалии и поединки, часто практиковались соприсяжинчество и поруки. В делах о ленах и земельной собственности применялось обычно нормандское ленное право; по делам о наследстве пользовались как англо-саксонскими, так и нормандскими обычаями (земель-ный лен наследовался по нормандскому обычаю майората стар-шим сыном, остальное имущество делилось согласно англо-сак-сонским обычаям между всеми наследниками). В местных судах применялся англо-саксонский язык, в центральных -- обычно французский, иногда и тот и другой.

В Англии не было допущено возникновения крупных кня-жеств, владетели которых могли стать полунезависимыми фео-дальными князьями, как это получилось со многими предста-вителями феодальной знати во Франции. Отступление от нормы составляли только Честер и Шрусбери -- пограничные эрлства, предназначенные служить опорными пунктами против Уэльса, а также занимающий такое же положение по отношению к Шот-ландии Дургам под властью князя-епископа. Вследствие этого представитель центральной власти - шериф - имел в каждом графстве большую силу, чем любой барон в своих владениях. А поскольку для того, чтобы шериф мог оказывать давление на местную знать, не было необходимости слишком укреплять его положение, не было и опасности, что шерифы со своей стороны смогут стать независимыми по отношению к короне.

Путь развития феодализма в Англии является, таким образом, весьма своеобразным. С самого начала государственная власть здесь была сильнее, а влияние феодальной знати более слабым. Частные войны между представителями знати были в Англии скорее исключением, чем правилом, и корона запре-щала отдельным феодалам содержать частные войска и возводить замки, насколько это было возможно. Действия агентов трона, несомненно, были тягостны для народа, эксплуатация масс вилланов была очень жестокой. Однако королевские поборы были в известной степени фиксированы и регулярны.

Полуторавековой период между норманским завоеванием и Великой Хартией был периодом наиболее полного развития феодализма в Англии. Однако было бы ошибкой думать, что в эти годы прекратилось движение истории. Обычное представление о средневековье как о периоде застоя или едва ощутимою изменения очень далеко от истины, ибо не только каждое столетие, но и каждое поколение вносило в жизнь свои характерные особенности и свои важные изменения.

Весь этот период отмечен непрестанной борьбой между централизующей властью трона и децентрализаторскими феодальными тенденциями. Основным направлением развития был
o усиление центральной власти, но эта власть развивалась в рамках феодальных институтов, которые определяли ее характер и ограничивали ее. Развитие происходило в рамках историче-ских условий, общих для всей Европы. Но оно подвергалось влиянию особых условий, созданных в Англии пережитками дофеодальных саксонских институтов и, наконец, в силу особенностей географического положения страны.

Заключение

В Англии еще до нормандского завоевания в сельских общинах постепенно создавалась экономическая база феодализма. Политический строй еще до нашествия норманов стал принимать феодальные формы.

Однако возведение политической структуры над экономической системой было с непреклонным и догматическим единообразием завершено норманами. За какие-нибудь несколько лет все земли страны перешли из рук их прежних владельцев в руки Вильгельма Завоевателя.

Основной политической особенностью феодального строя является делегация власти сверху вниз; при этом всякая власть опиралась на землевладение. Король был единым и безраздельным собственником всех земель и жаловал их непосредственно держателям за несение военных и прочих служб, а также за уплату некоторых установленных обычаем повинностей. Вместе с землей жаловалось также политическое право управлять людьми, обрабатывавшими землю: право вершить над ними суд, взимать налоги, требовать выполнения повинностей. По отношению к королю самая важная обязанность его вассалов заключалась в том, чтобы сопровождать короля на поле военных действий; вся страна была разделена на округа, известные под име-нем рыцарских ленов и грубо соответствующие прежним держа-ниям тэнов; каждый из таких округов должен был снаряжать и содержать одного тяжело вооруженного кавалериста.

Именно потому, что Англия была покорена в течение немногих лет и политические институты феодализма насаждались сверху, этот строй получил здесь более полное и законченное выражение, чем в большинстве других стран. В других странах собственности короля по отношению ко всей земле являлась фикцией. Здесь же она была фактом, и король жаловал земли своим вассалам на своих условиях, очень выгодных для него.

Теоретически феодализм всегда был своего рода договором короля со своими вассалами; в Англии это положение более соответствовало действительности, чем в любой другой стране.

Самая завершенность, которую приняли формы феодальных установлений в Англии, не замедлила создать в этой стране предпосылки для государственной организации, выходящей за рамки феодальной системы. Эта государственная организация базировалась на могуществе Вильгельма как военного вождя победоносной армии и на донорманской организации шайров у саксов. Вильгельм имел возможность раздавать своим привер-женцам земли, разбросанные по разным частям страны; вернее, он вынужден был так поступать, ибо покорение страны проходило по частям, и с завоеванием каждой новой области он даровал своим соратникам то, что они рассматривали как лишь как одну из частей должного вознаграждения за их труды. Вследствие этого ни один барон в Англии, каким бы большим количеством земли в целом он ни обладал, не в состоянии был сконцентрировать крупные военные силы в одном месте. Кроме того, во владении самого короля оставалось еще так много земли, что он смело мог считать себя несравненно сильнее любого барона и любого возможного объединения баронов. Помимо сотен своих поместий Вильгельм владел еще всеми лесами, которые по под-счетам того времени занимали третью часть страны. Это было, надо полагать, не только потому, что «стройных ланей он любил, как если бы он был их отец». Гораздо вероятнее, что он сознавал колоссальные возможности, которые таили в себе эти все еще не использовавшиеся пространства.

Таким образом, в целом мы можем заключить, что нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Список использованной литературы

1)
Барг М.А. Исследование по истории английского феодализма в XI-XIII вв. М., 1962.

2) Горелов М.М. Датское и нормандское завоевания Англии в восприятии средневековых авторов XI-XII вв. // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. М., 2001. Вып.6.

3) Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М., 2001.

4) Егер О. Всемирная история в 4-х т. Т.2. Средние века. М., 1999.

5) Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (VI-XV вв.) М., 1967.

6) Косминский Е.А. Проблемы английского феодализма в историографии средних веков. М., 1963.

7) Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

8) Мортон А.Л. История Англии. М., 1950.

9) Памятники истории Англии / Пер. Д.М. Петрушевского. М., 1936.

10) Репина Л.П. Феодалы в английском городе: от «Книги Страшного суда» до «Великого Мятежа» // Феодалы в городе: Запад и Русь. М., 1996.

11) Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.

12) Хрестоматия памятников феодального государства и права / Под ред. В.М. Корецкого. М., 1961.

13) Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков. М., 1998.

14) Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

15) Штокмар В.В. История Англии в средние века. СПб., 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.