Рефераты. Новая экономическая политика (НЭП)

осударственные кредиты на восстановление и поднятие крестьянского хозяйства направлялись в деревню через кооперацию. В 1925 г. в стране насчитывалось 21,9 тыс. колхозов, объединявших 293,5 тыс. (1,2%) по преимуществу бедняцких и маломощных крестьянских дворов. Преобладали товарищества по совместной обработке земли. Немало было и коммун. В 1925 г. имелось 5864 совхоза с посевной площадью в 1361 тыс. десятин--1,2% посевной площади страны. Таким образом, социалистический сектор в сельском хозяйстве был еще очень слаб. Деревня представляла собой океан мелких крестьянских хозяйств -- до 22 млн. хозяйств.

Значительно расширился товарооборот в стране, достигнув в 1924/25 г. довоенного уровня. Если в первые годы нэпа частному капиталу удалось занять преобладающее место в розничной и весьма значительное место в оптово-розничной торговле, то с 1924 г. началось вытеснение капиталистических элементов из торговли. В 1924/25 г. три четверти всей торговли находилось уже в руках государства и кооперации. С начала 1922 года возникли крупные государственные торговые организации - ГУМ, Мосторг и др.

В мае 1924 г. были созданы Наркомат внутренней торговли СССР и наркоматы торговли в республиках, основной задачей которых являлось овладение рынком со стороны государственной торговли и кооперации за счёт вытеснения частного капитала, осуществление активного контроля за деятельностью частных торговцев. Усилилось налоговое обложение частного сектора.

Все эти меры способствовали вытеснению частного капитала из торговли: с октября 1923 г. по март 1925 г. частная торговая сеть сократилась на 21%. За это же время государственная торговля увеличилась более чем вдвое, а кооперативная торговля - почти в три раза, особенно на селе.

В годы восстановления народного хозяйства были достигнуты значительные успехи в повышении материального и культурного уровня жизни рабочих и трудящихся. Важнейшим источником подъема материального уровня жизни общества является национальный доход и его распределение. Национальный доход в СССР вырос с 8 млрд. руб. в 1921 г. до 21,7 млрд. в 1926 г.

Заработная плата рабочих в октябре 1925 г. почти достигла довоенного уровня, а в отдельных отраслях промышленности (текстильной, пищевой, химической) она была выше уровня 1913 г. Заметно отставала заработная плата от довоенного уровня в горной, металлургической, электро-технической промышленности. Это объясняется тем, что в этих отраслях огромные средства вкладывались в основной капитал, что сказывалось на размерах средств для заработной платы.

Для рабочих и служащих были отменены обязательные сверхурочные работы, введённые в годы гражданской войны, установлены 8-часовый рабочий день, оплачиваемые ежегодные отпуска и т. д. Неуклонно повышался культурно-технический уровень рабочего класса. С 1918 по 1926 год процент неграмотных среди фабрично-заводских рабочих снизился более чем в два раза (с 36 до 16%). Однако среди отдельных групп рабочих он был ещё весьма высок.

Впервые в нашей стране была создана государственная система подготовки квалифицированных кадров. Важнейшим звеном её стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), созданныё в 1920 г.

При сельсоветах и волисполкомах были созданы крестьянские комитеты взаимопомощи для организации помощи семьям малоимущих крестьян и красноармейцев.

Широко развивалось социальное страхование, осуществляемое за счет государства: в 1924/25 г. число застрахованных достигло 6,7 млн. человек, а фонд

социального страхования составил 422 млн. руб. Крупные суммы расходовало государство на восстановление и расширение жилищного фонда страны. К концу 1926 г. было восстановлено и вновь выстроено 26 млн. кв. м. жилой площади.

Расходы на здравоохранение в 1924/25 г. в 4 раза превышали довоенный уровень, сеть лечебных заведений по РСФСР выросла на 2,5 тыс. единиц. Детская смертность сократилась в полтора раза по сравнению с довоенным периодом.

Серьезно улучшилось материальное положение крестьянства. Рост доходов крестьянского хозяйства, стабилизация рубля, снижение цен на промышленные товары, уменьшение налогов (в конце восстановительного периода крестьяне платили налогов в 2,5 раза меньше, чем в начале этого периода) -- имели своим результатом рост покупательной способности крестьянства, которая в 1924/25 г. была почти вдвое выше, чем в 1922/23 г.

Однако имелись и большие трудности. Велика была еще безра-ботица: в октябре 1925 г. на биржах труда было зарегистрировано 920 тыс. безработных. Правительство всячески стремилось рассосать безработицу в стране: оно ввело общественные работы, в которые в 1924/25 г. было вовлечено 140 тыс. безработных, организовало трудовые коллективы, охватившие до 150 тыс. безра-ботных, оказывало материальную помощь безработным. Существование безработица объяснялось главным образом притоком рабочей силы из деревень. По мере дальнейшего развития промышленности, а также перестройки деревни безработица исчезала.

В целом, за 1921-1928 года среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %. Никогда в нашей стране не до и не после советская экономика так не развивалась. К 1928 году национальный доход на душу населения возрос на 10 %, что превысило это же в США. Люди чувствовали улучшение.

Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений.

В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, кредитование, государственные и кооперативные банки. В сельском хозяйстве -- мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простыми видами кооперации, связанные между собой рынком и регулируемые государством, эти ячейки экономики России обнаружили высокие способности к согласному взаимодействию и сбалансированному стабильному развитию. Была доказана возможность успешного экономического прогресса общества, построенного на коллективных началах и успешного государственного механизма рыночной настройки.

Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

3.2. Трудности и противоречия НЭПа

Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы, зародилась в рамках нэповской экономики. Она, с одной стороны, продолжала традиции «военного коммунизма», но с другой -- зрела в рамках самого нэповского общества. Каким же образом из нэпа, с его демократическим потенциалом, ориентацией на личный интерес и т. д., вырастает его отрицание -- адми-нистративно-командная система? Можно ли считать ее полным отрицанием нэпа, или между ними более тонкая связь?

Глубокое осмысление действительной картины 20-х годов 6локирует романтизированное восприятие нэпа, нежелание видеть созревший в рамках нэпа его антипод. Несмотря на трестовский хозрасчет, без сильных административных подпорок изначально не могла существовать государственная промышленность. С момента введения нэпа партия сознательно избегала использования рыночных механизмов во взаимоотношениях между тяжелой и легкой промышленностью.

Взаимоотношения между рабочими и администрацией на заводах и фабриках регулировались не работой на конечный результат, не хозрасчетными формами, например коллективным подрядом, а традиционной системой норм, тарифов и расценок. В результате была слаба материальная заинтересованность рабочего в конечных результатах, да и у самого коллектива предприятия заинтере-сованность носила специфический характер, потому что его прибыль обезличивалась в едином балансе треста. Действовавшая в государственной промышленности си-стема была, образно говоря, хозрасчетом для начальников.

Для рабочих переход от одной системы управления (хозрасчетной) к другой (административно-командной), по сути, ничего не менял. Не чувствуя новую экономическую политику непосредственно на производстве, рабочий класс не стал той социальной силой, которая за принципы нэпа держалась бы и боролась.

Да, нэп улучшил материальное положение рабочих, но не проник вглубь, на производство. И когда в 1927 году обострились социальные проблемы, возникли продовольственные трудности, когда в 1928 году начали вводить «заборные книжки» (карточная система снабжения продуктами), индустриального рабочего к «традиционному» нэпу уже ничто не привязывало.

Более того, в конце 20-х годов административные методы -- зародыш будущей административно-командной системы -- как раз и создавали для рабочего класса си-стему определенных социальных гарантий. Парадокс? Только на первый взгляд.

Надо учесть, что доведенный до рабочего места хозрасчет в той или иной мере поставил бы материальное положение рабочего класса в зависимость от стихии частного рынка, Административное вмешательство государства в экономику, когда оплата производилась не по конечному результату работы коллектива, а за выполнение определенных операций, по нормам и тарифам, освобождало рабочих от последствий неизбежного в условиях хозрасчета хозяйственного риска.

Поэтому и сам рабочий класс требовал гарантировать его интересы административным путем. Отдельные слои, главным образом новички на предприятиях индустрии, стремились даже к утверждению уравнительности в оплате труда, что и было частично реализовано в ходе тарифной реформы 1928 года.

Казалось бы, абсолютно привязанной к нэпу силой было крестьянство. Но так ли это? 35 процентов крестьян, освобожденных от уплаты сельхозналога, пролетарские, полупролетарские, люмпен-пролетарские и бедняцкие элементы деревни -- были ли они заинтересованы в сохранении нэпа? Те льготы, классовые гарантий, которыми пользовалась деревенская беднота в 20-е годы, гарантировались ей непосредственным государственным вмешательством в экономику.

Были ли привязаны крестьяне к нэпу не через стихию частного рынка, а через различные госкапиталистические формы -- прежде всего низшие формы кооперации? Казалось бы, да. Но за массовым развитием этих форм в 1925--1927 годах руководители сельскохозяйственной кооперации видели «огосударствление» кооперации. Они даже считали, что в 1927 году кооперативное движение уже представляло собой нечто новое, в отношении чего трудно применять слово «кооперация», что необходимую степень соединения частного торгового интереса с общим еще не совсем удалось найти на практике.

Некоторые партийные руководители еще в начале 20-х годов поняли, что, в принципе, нэп может прийти к собственному отрицанию. На IV конгрессе Коминтерна (1922 год) Бухарин говорил, что пролетариат после победы революции сталкивается с проблемой соотношения между формами производства, которые он может рационально организовать, и такими, которыми в начальной стадии строительства социализма он управлять не в состоянии.

Пророческими оказались его размышления о том, что если пролетариат возьмет на себя слишком много в плане регулирования, то это приведет к созданию колоссального административного аппарата для выполнения экономических функций мелких производителей. Возникнет такая административно-командная система, которая попытается взять на себя регулирующие функции рынка. Но расходы по ее содержанию могут в конечном итоге оказаться несравненно значительнее издержек, являющихся следствием анархического состояния мелкого производства.Значит, сама по себе возможность прорастания из нэпа административно-командной бюрократической системы вполне осознавалась вполне осознавалась.

3.3. Стратегия свёртывания НЭПа

К 1926 году закончен восстановительный период. Страна вплотную подошла к новому периоду развития. Необходимость индустриализации, шир
окого обновления аппарата в промышленности, перевода предприятий на новый технический базис понимали все. Произвести на предприятиях страны новую технику было невозможно без обновления средств производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.