Рефераты. Нюрнбергский процесс

еждународный военный трибунал приговорил:

Геринга (2.2,2.3,2.4,2.5) В скобках написаны разделы обвинительного заключения, в которых перечислены

преступления, в которых обвиняемые были признаны виновными., Риббентропа (2.2,2.3,2.4,2.5), Кейтеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Кальтенбруннера (2.2,2.3,2.4,2.5), Розенберга (2.2,2.3,2.4,2.5) , Франка (2.2,2.4,2.5), Фрика (2.2,2.3,2.4,2.5), Штрейхера (2.2,2.5), Заукеля (2.2,2.3,2.4,2.5), Йодля (2.2,2.3,2.4,2.5), Зейсс-Инкварта (2.2,2.3,2.4,2.5), Бормана (2.2,2.4,2.5) (заочно) к смертной казни через повешение.

Гесса (2.2,2.3,2.4,2.5), Функа (2.2,2.3,2.4,2.5), Редера (2.2,2.4,2.5) - к пожизненному заключению.

Шираха (2.2,2.5), Шпеера (2.2,2.3,2.4,2.5) - к 20, Нейрата (2.2,2.3,2.4,2.5) - к 15, Деница - к 10 годам тюремного заключения.

Фриче, Папен, Шахт были оправданы.

Переданный суду Лей незадолго до начала процесса повесился в тюрьме, Крупп был признан неизлечимо больным, и дело по нему было прекращено.

Трибунал признал преступными такие организации третьего рейха, как охранные отряды нацистской партии (СС), тайную полицию (гестапо), службу безопасности (СД) и руководящий состав нацистской партии, разоблачил преступническую роль и непосредственное участие германских монополий, гитлеровского генералитета и верховного главнокомандования в развязывании агрессии.

Осужденные, кроме Кальтенбруннера, Шираха, Шпеера, подали ходатайство о помиловании. После отклонения ходатайств Контрольным советом, приговоренные к смертной казни, за исключением Геринга, который незадолго до казни отравился, были в ночь на 16 октября 1946 года повешены в здании Нюрнбергской тюрьмы.

Международный военный трибунал признал агрессию тягчайшим преступлением международного характера, наказал как уголовных преступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, справедливо покарал организаторов и исполнителей преступных планов истребления миллионов людей и покорения целых народов.

Раздел 3.

3.1 Послесловие

Как можно было заметить, не все нацистские преступники были наказаны. Некоторым удалось скрыться и избежать правосудия. Их поиски ведутся и в наши дни. Мне кажется, теперь важно наказание военных преступников ни как возмездие, а как пр
едупреждение завтрашним убийцам.

Вопросы выдачи и наказания нацистских преступников стали самыми важными после Нюрнбергского процесса. Так на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 г. была подписана резолюция, которая рекомендовала правительствам стран, входящих в ООН «принять немедленно все нужные меры для того, чтобы военные преступники были арестованы и высланы в те страны, где они совершали свои ужасные деяния, для суда и наказания согласно законам этих стран» Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64., с. 50.. Так же призывали поступить и странам не являющимися членами ООН. Но в этой резолюции не решался вопрос о том, следовало ли тем странам, на территории которых совершались преступления, направлять специальные требования об аресте и выдаче преступников, как это предусмотрено международным правом.

Большим шагом в развитии принципа выдачи лиц, совершивших преступления против человечества, имело принятие 14 декабря 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о территориальном убежище. В ней говорилось, что на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.

На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 г. была принята имеющая огромное значение Конвенция о неприменимости сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

В резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1983 г., было вновь подтверждено, что привлечение к ответственности и наказание за нацистские преступления представляют собой обязательства для всех государств.

Все эти решения международных организаций выработали основные принципы, на которых должно основываться решение вопроса о выдаче нацистских преступников.

1. При рассмотрении требований о выдаче лиц, виновных в совершении нацистских преступлений, неприменимы положения национального законодательства, если они противоречат правовым нормам, закрепленным в Уставе Нюрнбергского трибунала.

2. К лицам, совершившим нацистские преступления, неприменимо правило о невыдаче собственных граждан.

3. Нацистские преступления ни при каких условиях не могут рассматриваться как политические преступления.

4. К нацистским преступлениям неприменимы установленные национальным законодательством сроки давности.

5. Ни одно государство не вправе в одностороннем порядке объявить об амнистии за нацистские преступления.

3.2 «Крысиная тропа»

Когда Германия начала терпеть сокрушительные поражения на фронтах второй мировой войны, то началась подготовка к созданию для высших нацистских чиновников каналов побега из страны. Одной из весьма успешных реализаций таких планов стала так называемая «Крысиная тропа». По ней из советской оккупационной зоны в Америку бежали нацисты.

В 1948 г. в США был принят федеральный закон о перемещенных лицах. В нем категория лиц, которые не должны быть допущены в США в качестве «перемещенных», определялась по той же формулировке, которая содержалась в Уставе Международной организации по делам беженцев. Устав Международной организации по делам беже
нцев исключил из категории перемещенных лиц тех, кто «помогал врагу в преследованиях гражданского населения стран - членов ООН» либо «добровольно содействовал силам врага после начала второй мировой войны в их действиях против стран - членов ООН». Затем Верховный суд США сделал поправку, что во въезде в США должно быть отказано также и тем, кто непроизвольно помогал нацистам в преследованиях гражданского населения. Но этот закон не создавал реально эффективного барьера, поэтому значительное число нацистских преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, нашли убежище в США.

Почему так получилось? Во-первых, США требовалась рабочая сила, особенно сельскохозяйственных рабочих. Выдавая себя за крестьян, многие нацистские преступники обеспечивали себе предпочтение при рассмотрении заявлений. К этой тактике особенно часто прибегали охранники лагерей смерти - потому что многие из них происходили из сельских областей Украины.

Во-вторых, когда началась холодной война, то ссылки на антикоммунистические настроения стали легкодоступным прикрытием для тех, кто бежал из Восточной Европы. Не требовалось никаких доказательств кроме собственных слов человека. При недостаточной информации о перемещенных лицах им было легко лгать, проверять сведенья об их личности - крайне трудно. Следует учитывать, что серьезные сложности при опознании перемещенных лиц были связаны с путаницей в написании латинскими буквами славянских фамилий. Неразбериха возникла также при расшифровке наименований места рождения.

Однако чаще всего нацисты намеренно искажали свои анкетные данные: меняли дату рождения, прибегали к измененной транскрипции имени и фамилии, указывали неправильное место рождения, место проживания и работы в период нацистской оккупации. Нередко нацисты и сотрудничавшие с ними лица, пользуясь помощью «черного рынка», приобретали для себя полностью фальшивые документы.

Существовали и иные каналы для въезда в США. В 1945 г. министерство обороны США начало осуществлять программу «Пейпер клип». Целью этой программы было завладеть результатами наиболее перспективных научных исследований, особенно в военной области, а также привести из Германии ученых, чьи исследования могли бы быть полезными для развития американской военной техники, а также лишить другие страны, в особенности Советский Союз, возможности воспользоваться этими услугами. В некоторых случаях ученных перевозили в США, оформив как военнопленных. Иногда их нелегально перемещали на территорию Мексики, а оттуда в США, но уже официально, что создавало видимость законности въезда.

До 1977 г. выявление и подготовка для судебного рассмотрения дел, в соответствии с которыми лица, проживающие в США, подозревались в совершении нацистских преступлений, было возложено на отдел специальных исков министерства юстиции США. В 1979 г. функции этого отдела были переданы в другое подразделение, независимое от Службы иммиграции и натурализации. В отделении по уголовным делам министерства юстиции был создан отдел специальных расследований (ОСР).

ОСР должен принимать меры для розыска на территории США лиц, подозреваемых в совершении нацистских преступлений, выяснения законности их проживания в США и принятия правовых шагов для денатурализации и депортации нацистских преступников.

Сведения о проживающих в США нацистских преступниках поступают в ОСР из разных источников. Самым значительным из них оказался составленный в свое время службой СС список 50 тысяч офицеров и охранников концентрационных лагерей. Этот список был обнаружен союзниками сразу после войны. Компетентные органы СССР передали в ОСР фотокопию немецкого списка лиц, входящих в состав карательных отрядов, с указанием фамилий, имен, дат рождения и чинов. Значительную информацию ОСР получает от организации Симона Визенталя - известного лидера еврейской общины.

Для получения доказательств относительно нацистских преступников ОСР поддерживает деловые контакты с некоторыми неправительственными организациями США, например, с организациями, объединяющими жертв нацизма.

На основе договоренности и в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством СССР, ОСР поддерживал деловые контакты с Прокуратурой СССР, что давало возможность получать от проживающих в СССР граждан свидетельские показания и иные доказательства, имеющие значение для расследований, проводимых отделом. Результаты сотрудничества оказались скромными. Насколько известно, гражданства США были лишены чуть более десяти лиц, участвовавших в гитлеровских преступлениях.

В 1994-1995 гг. по иску ОСР был лишен американского гражданства Шиффер, служивший охранником в концентрационных лагерях. Получило завершение дело Калейса, служившего во время войны в Латвии и причастного к массовым убийствам людей. После того как Калейс был привлечен к суду, был вынесен судебный приказ о его депортации в Австралию, на том основании, что после войны Калейс стал натурализованным гражданином Австралии. Депортация Калейса в Австралию осуществлена в соответствии с нормами американского законодательства, но противоречит международным соглашениям. По-видимому Латвия не проявила интереса к выдаче нацистского преступника, совершавшего преступления на ее территории.

3.3 Возмездия не будет

Одной из основных причин приведших к тому, что выявление находящихся в США нацистских преступников практически не проводилось, а дела обнаруженных преступников расследовались поверхностно, была атмосфера холодной войны.

Так, в 60-е годы правительство СССР периодически требовало выдачи нацистских преступников, которые стали гражданами США. Ответов на эти требования госдепартамент не давал, объясняя это тем, что между США и СССР не было договора о выдаче. А в 50 - 60-е годы преследование нацистских преступников вообще прекратилось.

Начиная с середины 70-х годов ситуация изменилась. В средствах массовой информации распространялись сведенья о массовых уничтожениях нацистами людей. Так, в 1978 г. телевизионная компания NBC подготовила четырехсерийную передачу об уничтожении евреев во время второй мировой войны, которую посмотрели в США 120 млн. человек. Позднее эта телепередача демонстрировалась в Европа. Вскоре в 50 районах США в экспериментальном порядке стали преподавать школьникам тему «Уничтожение евреев во время второй мировой войны».

Противодействие выявлению нацистских преступников и расследованию их злодеяний оказывают иммигрантские организации, заинтересованные в том, чтобы скрыть причастность проживающих в США бывших нацистов и их приспешников к совершенным злодеяниям либо оправдать их преступления.

Вопросы лишение американского гражданства и выдворения из США лиц, совершивших нацистские преступления, решаются в судебном порядке. Если иск будет удовлетворен, это означает, что иммиграционная виза была получена незаконно, а удостоверение о натурализации признается недействительным. Таким образом, ответчик оказывается иностранцем, находящимся на территории США незаконно и подлежащим выдворению из страны (депортации). После многих продолжительных судебных процедур депортирование нацистского преступника оказывается практически неосуществимым, если Соединенным Штатам не удастся найти страну, которая согласилась бы его принять.

Также серьезным препятствием к привлечению к суду нацистских преступников оказывается фактор времени: исчезают доказательства преступлений нацистов. Бывшие нацисты стареют и умирают. То же происходит и со свидетелями их преступлений. Все меньше остается очевидцев, и память их слабеет. Огромный период времени, прошедший в жизни людей, привел к значительным изменениям во внешности, это затрудняет их опознание.

Одним из факторов, приведших к сокращению во всем мире деятельности по выявлению и привлечению к ответственности нацистских преступников, является и то, что, если Прокуратура СССР в свое время вела в данной сфере активную работу по взаимодействию с США, Канадой, Великобританией, Австралией, Германией, то роль России в этом плане оказывается менее заметной.

Еще одна причина, по которой практически прекратился поиск нацистов: многие считают, что это напрасная трата времени и средств. Ведь большинство преступников уже умерли, а другие стали старыми людьми и не представляют никакой опасности. Но думать так - следовать коварной логике. Не преследовать этих людей по закону - значит простить им то, что они совершили в прошлом и оправдать повторение того же в будущем.

Преследования и массовые уничтожения людей в нацистской Европе начались не с газовых камер. Первые шаги были предприняты еще в середине 30-х годов, когда осуществлялось постепенное ограничение гражданских прав и свобод. Политические репрессии, расовые и религиозные преследования и жестокая дискриминация привели к местам, сами названия которых стали синонимами ужаса: Треблинка, Майданек, Освенцим. Возможно, что, если бы народ Германии не проявлениям фашизма в 30-е годы, то в 40-е годы не было бы газовых камер.

Нельзя сказать, что дискриминация и нетерпимость неизбежно приводят к массовым преследованиям людей, не говоря уже о массовых убийствах, которые происходили в Европе. Но нельзя также утверждать, что такое никогда не может повториться. Такое однажды уже случилось 60 лет назад, и нет гарантий, что такое никогда не произойдет снова где-нибудь на земном шаре. Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64, с.64.

Заключение

Я думаю, что изучение истории второй мировой войны и ее последствий имеет огромное значение для борьбы за мир. Конечно, было бы наивно думать, что одним пр
оцессом можно навсегда предотвратить новые агрессивные войны. Но если бы деятельность Международного военного трибунала не ограничилась одним процессом, то мог бы быть внесен больший вклад в дело мира.

Фашизм потерпел крах не только в военном плане, но в политическом и юридическом. В ходе подготовки процесса удалось наладить плодотворное сотрудничество представителей четырех великих держав, разных по своему мировоззрению и воспитанию, представлявших полярно противоположные системы права. Этот успех объяснялся тем, что они решали общедемократические задачи, задачи борьбы с фашизмом и агрессивной войной, борьбы за принципы гуманности в отношениях между людьми, между народами и расами.

Принципы, разработанные на Лондонской конференции и зафиксированные в Уставе Международного военного трибунала, прочно вошли в жизнь народов, они стали фундаментом международного права. Устав трибунала и его приговор положили начало формирования системы правовых норм, которые призваны охранять мир, вести борьбу с агрессией, а в случае если она развязана, осуществлять защиту жертв войны и привлекать к ответственности виновников агрессии и военных преступников.

Нюрнбергская идея ответственности за агрессию глубоко проникла в сознание миллионов людей и стала огромной силой. Поэтому можно говорить не только о политической и юридической роли Нюрнбергского процесса, но и о нравственном его значении.

Нюрнбергский процесс называют Судом истории, он внес значительный вклад в моральный разгром фашизма. Нюрнбергский процесс - дань памяти и благодарности потомков за мирное небо над головой.

Список литературы

1. Валицкая В.И., Николайчик В.М. Наказание нацистских преступников - обязательство международного значения., США: экономика, политика, идеология., 1996, №1, с.49-64

2. Лебедева Н.С. Как готовился Нюрнбергский процесс., Международная жизнь., 1996, №8, с.100-108

3. Лебедева Н.С. Подготовка Нюрнбергского процесса., М., 1975

4. Лебедева Н.С. СССР и Нюрнбергский процесс., Международная жизнь., 1996, №9, с.100-109

5. Нюрнбергский процесс., М., 1987, т.1

6. Нюрнбергский процесс. Суд над нацистскими судьями., М., 1970

7. Полторак А.И. Нюрнбергский эпилог., М., 1983

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.