Рефераты. Объединение Германии. Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка

лавой империи объявлялся король Пруссии -- самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера -- главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Верхней палатой империи являлся Союзный совет -- бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов.

Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть -- наряду с рейхстагом -- и значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Решающее влияние на работу бундесрата оказывала, разумеется, Пруссия. Председателем Союзного совета (бундесрата) был, по положению, канцлер империи -- прусский министр, назначаемый прусским королем. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.

Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, меж тем как Пруссия (одна!) имела в бундесрате 17 голосов (а затем 22).

Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.

Нижняя палата парламента называлась, по традиции, рейхстагом. Он избирался сначала на три, а затем -- с 1887 года -- на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, так же как и его реальное значение в общей системе германских властных структур. Когда, случалось, рейхстаг отклонял правительственный законопроект, правительство легко обходило это препятствие, проведя через бундесрат несколько отредактированный «указ» -- с тем же содержанием, что и отклоненный рейхстагом закон.

Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Неоднократные попытки рейхстага изменить ситуацию введением ответственного -- перед парламентом -- правительства парализовались противодействием Бисмарка и его людей в бундесрате.

Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании.

Как это ни странно, но именно Бисмарк настоял на всеобщей подаче голосов, хотя именно он не раз говорил, что считает всеобщее избирательное право «вредным институтом». Бисмарк не скрывал и того, что питает глубокое презрение к общественному мнению, признавая за это последнее одно только мнение «образованных людей в парламенте и прессе», Бисмарк оставлял за ними право на некоторое влияние -- и только. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.

Причины, заставившие Бисмарка ввести всеобщее избирательное право, чисто политические. Он опасался, что без этого труднее будет осуществить объединение Германии. Нужно было показать другом европейским державам, что объединение Германии «одобрено народом», и потому пришлось, как он выразился, «бросить на сковородку крупнейший из тогдашних либеральных козырей -- всеобщее избирательное право, чтобы отбить охоту у монархической заграницы совать пальцы в наш национальный омлет». Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.

Имперское правительство было представлено в единственном лице -- канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству).

Задним числом, оправдывая свои методы, Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один единственный руководящий министр, а отнюдь не анонимная коллегия с мажоритарным голосованием» (имелся ввиду Совет министров).

Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 года была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.

Сам император (Вильгельм 1) носился с идеей ликвидации парламента и всеобщего избирательного права. Император требовал, чтобы преподавание истории велось не от Греции к современности, а, наоборот, от современности к прошлому, ибо это, по его мнению, способствовало бы выработке верноподданнических чувств. Французская революция и социалистические движения должны были трактоваться как «преступления против бога и людей». Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 40.

По своему классовому содержанию конституция 1871 года была выражением неписаного, но явного союза, установившегося между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.

Таким образом, вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше -- об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.

Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

II. Заключение

В результате выполненного курсового исследования можно сделать следующие выводы и заключение.

В 50-х и 60-х годах XIX-го века Германские государства переживали конституционный кризис. В Германии активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.

Бисмарк провел военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии. Свою политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь.

Противостоять реакционной политике правительства Бисмарка пыталась недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль. В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Позже оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих -- социал-демократическая, которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт. Но, как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики.

Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.

Франко-прусская война явилась результатом имперской политики отживающей свое французской Второй империи и нового агрессивного государства -- Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы.

Вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.

Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше -- об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.

Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.

III. Список литературы

1.
Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984. - 279 с.

2. Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. - Л.: Издательство ЛГУ, 1985. - 513 с.

3. Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999. - 656 с.

4. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. - 215 с.

5. Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. - 197 с.

6. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. - 624 с.

7. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002. - 465 с.

8. Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. - 117 с.

9. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 - М.: Остожье, 1998 - 477 с.

10. Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985 - 323 с.

11. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. - 534 с.

12. Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1996. - 365 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.