Рефераты. Образование и распад империи Тамерлана

p align="left">Такими испытаниями судьбы и превратностями счастья Тимур научился выбирать себе людей, оценивать их по достоинству, что и подготовило его к той великой роли, которую он потом сыграет в истории в течение остальных 35 лет своей жизни. И во время этих и последующих лет он составит те правила, которые будут известны нам как "Уложения Тимура". Примечательный факт, в 1383 Тимур в Сеистане заново встречает того человека который ранил его и он приказывает его расстрелять из луков.

1.2 Тимур и эмир Хусейн

Вообще-то годы 1361-1365 являются временем наибольшей близости между Тимуром и Хусейном. Изгнанный из Мавераннахра Ильяс-ходжа не хотел мириться со своим положением и готовил новое наступление. В 1365 году Ильяс-Ходжа с большим войском отправился в Мавераннахр. Хусейн и Тимур зная, что Ильяс-Ходжа настроен против них очень серьезно, собрали войско. Битва, вошедшая в историю под названием "Джанги лой"-"Грязевая битва", произошла между Чиназом и Ташкентом. В момент сражения начался сильный ливень. Образовалась липкая, скользкая грязь, лошади теряли равновесие и падали, Тимур и Хусейн проиграли сражение. Такое поведение обоих противников открыло сразу свободную дорогу на Самарканд, который не имел ни укрепленных стен, ни цитадели. Более того Хусейн не оставил ни одного гарнизона. Таким образом население горда было оставлено на произвол судьбы. Но, к счастью, в Самарканде в то время находилась крупная группа сарбадаров. В то время сарбадарское движение было широко распространено в Северо-Восточном Иране, главным образом в Хорасане и в Мавераннахре. Они, под руководством Абу Бекра и Мавлян Заде вместе с населением города приступили к его защите. Когда Ильяс-Ходжа напал на Самарканд, ему было оказано достаточное сопротивление. Хотя неизвестно, завоевал бы Самарканд Ильяс -Ходжа или нет, но в один момент начался мор среди его лошадей (из каждых 4-х осталась лишь одна). Поэтому Идьяс-Ходжа ушел. Воспользовавшись этим Тимур и Хусейн хитростью захватили город и когда вошли, они казнили всех сарбадаров кроме Мавлян Заде за которого заступился Тимур (что показывает что у Тимура были тесные связи с предводителями сарбадарского движения).

Несмотря на все злоключения Тимуру, его зятю и близкому другу Хусейну удалось победить внешних врагов и захватить власть в Мавераннахре. Однако родственные отношения между ними не предотвратили столкновения. В 1366 г. после усмирения Смаркандского движения эмир Хусейн наложил пеню на друзей Тимура, и чтобы помочь друзьям Тимур отдал все что мог, в том числе и серьги своей жены.

Хусейн узнал украшения, но не возвратил их. Вскоре после этих событий умирает жена Тимура и с ее смертью окончательно разрываются связь между бывшими друзьями, которые некогда были очень близки. И затем после распада родственных уз между Тимуром и Хусейном начались новые противоречия в борьбе за власть и после нескольких военных походов, измен и возвращений эмира Хусейна, он был убит двумя своими офицерами за вероломство, которое он проявлял.

Тимур же после смерти эмира Хусейна становится неограниченным и единственным владельцем Чагатайской империи. Ему тогда исполнилось 34 года.

1.3 Тимур как правитель Мавераннахра

Сразу же после выше описанных событий он начал наводить порядок в землях империи. Столицей своей зарождающейся империи он сделал город Самарканд, потому что этот город был в центре всего Мавераннахра. И начал Тимур этот город расстраивать и украшать. Надо заметить, что кроме его увлечений таких как игра в шахматы и охота, была еще и архитектура. Позже нельзя было найти ни одного места в Самарканде и близлежащих землях, которое было пустым. Именно в его годы правления сюда были свезены тысячи и тысячи ремесленников, строителей и т. п. И они создали поистине уникальное творение - город-цветок - Самарканд. Но давайте вернемся к политическим событиям того времени.

Тимур, к тому времени ставший эмиром и гурганом, посылает посольство к правителю Хорезма - Хусейну Суфи. С требованиями о присоединении Хивы, Ката и других городов он не согласился и отказался выполнять их. Тогда Тимур пошел в поход, чтобы завоевать Хорезм, и он добился этого. Хусейн Суфи умер и на его место стал Юсуф Суфи. Отношения с Хорезмом Тимур превратил в родственные после свадьбы своего старшего сына Джехангира с Севин Беги заде. Затем он возвратился в Самарканд и после двухмесячного отдыха отправился в "3-й раз в страну Джетте" [1; 89] против Камар-ад-дина. Тимур побеждает его и захватывает в плен его жену Хужан Агу и ее дочь Дильшод Агу. Кстати, по версии Шаши, Джехангир дарит Тимуру Дильшод Агу вместе с захваченными отарами овец. И позже происходит пышный обряд бракосочетания между Дильшад Агой и Тимуром.

Затем опять начинается смута в Хорезме, Тимур отправляет туда своего сына Джехангира, который подавляет врага.

Устройство государства Тимура.

Во главе своего сильного централизованного государства Тимур поставил армию. Она, по его мнению и действиям, должна быть сильной, хорошо обеспеченной и должна полностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Надо отметить тот факт, что Тимуp особое внимание обpащал на аpмию, и как следствие его положения были закpеплены в дальнейшем в "Уложениях Тимуpа".

Структуру своего государства он сохранил такой же, как и во времена Чингис-хана, считая, что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно - территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например, он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые, по его мнению, заслуживали этого, не только провинции, но и целые страны. Но Мавераннахр, т. е. управление центром он осуществлял самолично.

Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости мобилизация населения, строительство дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом проверялось абсолютно все.

Согласно "Уложениям Тимура", он разделил население на 12 классов. Это были:

1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы которые были допущены в его общество.

2. Интеллигенция, опытные люди, которые ему давали советы.

3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Тимура.

4. Эмиры, шейхи, офицеры и другие. Т. е. военное руководство, с которым он держал совет.

5.Войско и народ.

6. Советники (достойные люди обладавшие мудростью).

7. Визири и секретари (государственный аппарат).

8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался.

9. Историки, которые записывали все события происходящие в то время.

10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни.

11.Мастера и ремесленники.

12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди (Кстати, они и составляли в основном шпионские миссии Тимура в других странах).

Также в его постановления были определены 12 принципов, которыми он руководствовался [1; 49]:

1. Беспристрастное, одинаковое отношение ко всем классам общества - «богатым и бедным», говоря более реальным языком, внеклассовый и надклассовый характер власти правителя.

2. Строгое, неуклонное хранение заветов ислама: правитель поддерживает ислам, а ислам поддерживает его.

3. Милостыня бедным. Выдвинута идея широкой государственной благотворительности неимущим слоям населения, владыка мира - щедрый попечитель обделенных на жизненном пиру людей.

4. Высший закон для правителя - общее благо: идея просвещенного деспотизма.

5. Примат религиозных дел над мирскими, житейскими. Своеобразное сочетание противоположностей, характерное для Средневековья и западного, и восточного, - сочетание «презрения к миру» и стремления к абсолютной власти над этим миром, - яркая восточная параллель к понтификату таких личностей, как Григорий VII и особенно Иннокентий III.

6. Правитель - духовный меч Аллаха, карающий всю людскую неправду, высший судья в человеческом обществе, опять-таки внеклассовый и надклассовый арбитр.

7. В противоположность коварству, лицемерию, обману мелких феодалов владыка мира - олицетворение правды, неуклонный хранитель своих обещаний, чести, своих слов, когда-либо и где-либо сказанных.

8. Отсутствие корысти к имуществу подвластных людей, широкая щедрость владыки, не знающего пределов своим материальным ресурсам.

9 и 10. Вера и величие правителя рождены как бы из одного чрева; правитель, распространяя ислам, тем самым увеличивает свое могущество; идея тесного союза владыки мира и ислама.

11. Духовные лица занимают первые места в верховном совете правителя; их совет - первый, главный момент в решениях правителя.

12. Жизненный путь великого правителя освещен двумя светочами - беспристрастия и мудрости: «правда и милость да царствуют везде и во владениях правителя мира». [1; 52].

Кто владеет этими ключами, тому по праву принадлежит власть над целым миром, над мириадами людей, того называют джехангиром.

Далее он сформулировал правила для формирования армии; раздачи жалованья войску, военному руководству, чиновникам; раздача доходов с областей, содержание детей и потомков и наказания сыновей, внуков и других родственников, эмиров и визирей. В государственном аппарате он определил основные постановления для министров - лиц служащих твердых и верных столпов величия. В основном для министров он определил 2 критерия - финансы (может провороваться или использование служебного положения в личных целях) и предательства. В этих постановлениях, он сформулировал основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них. В военной сфере Тимур создал правила возведения в эмиры [1; 64] и правители; правила для повышения солдат от самого низшего до самого высокого рангов; приемы поощрения солдат и военного руководства; правила раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.

Вспомогательным органом управления для Тимура был Совет (Диван). Он состоял из четырех визирей (министров):

1-й. Визирь провинции и народа. Он сообщал о событиях и делах происходящих в администрации, а также о состоянии народа. Он доставлял в казну суммы податей и налогов, а также советы о распределении всей массы сборов, давал точный отчет о количестве населения, его культуре, о развитии торговли и положении полицейского надзора.

2-ой. Военный визирь. Его обязанности состояли в представлении росписей войск и реестров жалования, в ознакомлении с расположением отрядов для предупреждения разбросанности и в совете обо всем, что касается военного дела.

3-й. Визирь, охраняющий от расхищения имущество отсутствующих, умерших, дезертировавших и распоряжающийся им при отсутствии наследников; он же следил за пожертвованиями, и налогами.

4-й Визирь, управляющий делами всей империи. Он следил за деятельностью и финансами всех учреждений империи, наблюдал за казной вплоть до расходов на содержание лошадей и других вьючных животных. [Можно заметить то, что каждый из них наблюдает друг за другом, это говорит об осторожности Тимура и его недоверии к визирям].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.