Рефераты. Образование СССР

p align="left">Для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП (б) в августе 1922 г. Создал специальную комиссию под председательством Сталина. В ее состав были включены представители всех республик. Предложение Сталина о вхождении в состав РСФСР всех остальных советских республик (так называемый план автономизации) было поддержано членами комиссии. Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательного органа верхней палаты с представительством от национальностей как якобы «несовместимого» с советским строительством.

Более сдержанную позицию занимал Ленин. Он учитывал ряд факторов, заставляющих не только не форсировать этот процесс, но и делать максимум уступок со стороны РСФСР другим республикам. Амбициозность быстро сложившихся национальных политических элит, вспышка национального самосознания в новых республиках, остатки великодержавного шовинизма в деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль о необходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в Политбюро от 26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую федерацию», «новый этаж, федерацию равноправных республик». История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.- с.152. Центральные союзные органы находились бы в равном отношении ко всем республикам, в том числе и к РСФСР. Новый союз не покушался на суверенитет отдельных советских республик, а укреплял его за счет коллективной поддержки. Комиссия ЦК РКП(б), затем Пленум ЦК партии (6 октября 1922 г.) прислушались к этим рекомендациям, вынеся решение о создании Союза Социалистических Советских Республик. Однако уже запущенный механизм «автономизации» продолжал набирать обороты.

Ленин с тревогой отмечал скоропалительность и администрирование в начавшемся процессе объединения, его огромные издержки. 30 декабря он продиктовал: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Его вывод сводился к тому, что «видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была не верна и несвоевременна». Указывалось на слабость аргументов в пользу скорейшего создания Союза, отсутствие прочных прав объединяемых республик (в том числе права на выход из союза), опасность наступающего великодержавного шовинизма. Ленин приходил к выводу, что следовало бы подождать с этой мерой». (Ту же рекомендацию - не проявлять излишнюю торопливость - Ленин давал и при образовании ЗСФСР год назад, в ноябре 1921 г.). Он предлагал в рамках СССР объединить лишь минимум ведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках. Подсказывалась возможность, в свете будущего опыта, вернуться назад, к прежней форме соглашения, т.е. объединению лишь военного и дипломатического ведомств. Говоря о влиянии опыта Советской России на другие страны, на Восток, Ленин делал вывод: «Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого выступления Востока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него малейшей хотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственным инородцам». Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 2007. - с. 183. Ленин еще раз вернулся к личным качествам Сталина как политического деятеля, отметив его торопливость, администраторское увлечение, озлобление против тех, кто придерживался иных взглядов. Это могло грозить в будущем тяжелейшими последствиями.

Однако предостережениями тяжело больного вождя были проигнорированы. Образование СССР по сталинскому варианту шло полным ходом.

3. Создание СССР

Обсуждение в республиках вопроса о создании нового межгосударственного союза проходило остро. Ведь решался кардинальный вопрос о будущности народов и их государств. Многие представители национальной интеллигенции выступали за сохранение завоеванного суверенитета; они признавали Союз лишь как очередной шаг на пути налаживания прочных федеративных равноправных отношений между независимыми республиками.

В самой Российской Федерации идея Союза подтолкнула общественных деятелей ряда автономий, в первую очередь наиболее развитых (Татария, Башкирия), к дальнейшей суверенизации своих республик. Они выступили с предложением о свободном вступлении их в состав СССР наравне с союзными республиками. Одновременно на волне автономизации среди русских зрело настроение в пользу особого государственного объединения, с созданием соответствующих органов власти (Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

Против этих предложений Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

Против этих предложений Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. Съезды Советов, собравшиеся в декабре 1922 г. Во всех советских республиках, после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, а также подготовленных Сталиным «Основных пунктов Конституции СССР». Выступая на X Всероссийском съезде Советов (26 декабря 19922 г.), «всероссийский староста» М.И. Калинин заявил, что знамя РСФСР склоняется перед знаменем будущего союза. В интересах народов России, как и других союзных республик, преклонять национальные знамена не следовало. Важнее было поднять их еще выше, рядом со знаменем СССР. Ведь к этому сводился план Ленина. В докладе на X Всероссийском съезде Советов Сталин констатировал, что на «на Западе, в мире буржуазной демократии, мы имеем дело с постепенным упадком и разложением многонациональных государств на составные части». Противопоставив этой мировой тенденции складывающийся союз советских республик, Сталин умолчал о перспективе создания сверхцентрализованного государства, где права республик будут максимально урезаны. Маятник общемировой цивилизации, качнувшись в XX веке в сторону распада многонациональных империй, в СССР устремился к противоположной крайней точке - созданию тоталитарного государства.

30 декабря 1922 г. Делегации всех советских республик собрались в Москве на объединенный съезд, вошедший в историю как I съезд Советов СССР. 94,1% делегатов съезда были коммунистами, 5,7% - беспартийными, 0,2% - представителями других партий. Возрастной состав съезда был необычным - 45% в возрасте от 21 до 30 лет, 43,9% - от 31 до 40 лет. Большинство коммунистов вступили в партию уже после революции. По характеру занятий делегаты до революции были рабочими (41,2%), крестьянами (10,5%), учащимся (19,4%). После революции они передвинулись в ряды служащих, партийно-профсоюзных работников, пополнив ряды правящей элиты. Промежуточным этапом была служба в Красной Армии в годы гражданской войны (для 1/3 делегатов). В момент съезда среди делегатов рабочих было всего 1,2%, крестьянин - 3,3%, учащихся - 1%. Зато работники партийных, общественных и государственных организаций оставили 91,2%. Почти половина (49,3%) делегатов имела низшее образование, лишь 18,6% - среднее. 17,9% окончили или учились в высших учебных заведениях (большей частью нового «облегченного» типа, вроде Коммунистических академий). Имелись и малограмотные, и просто неграмотные. Такой состав съезда, помня о глубоком политическом и государственном кризисе всего двухлетней давности (в конце 1920 - начале 1921 г.), охотно голосовал за решения, которые обеспечивали усиление и централизацию партийно-государственной власти во всех республиках и автономиях.

4. Конституция СССР

Съезд принял два конституционных документа - Декларацию и Договор республик об образовании СССР. На их основе, после дополнительного рассмотрения документов в ЦИК союзных республик, была разработана первая Конституция СССР. Эту конституцию утвердил II съезд Советов СССР 31 января 1924 г. В Основном Законе провозглашалась добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Закреплялось делегирование центральным органам широких прав в руководстве важнейшими отраслями народного хозяйства, обороны, иностранных дел, внешней торговли. За республиками сохранялись права в руководстве местным хозяйством, посвящением, земледелием, здравоохранением, социальным обеспечением, юстицией. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2006.- с.207.

Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями - всесоюзный Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Председателями ВЦИК были избраны председатели ЦИК союзных республик - М.И.Калинин (РСФСР), Г.И.Петровский (Украина), А.Г.Червяков (Белоруссия), Н.И.Нариманов (ЗСФСР). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять созданная в составе ВЦИК палата - Совет национальностей. В ее создании проявилась настойчивость республик и автономий в защите своих прав. Пленум ЦК, состоявшийся в феврале 1923 г., вынужден был признать необходимость формирования ЦИК СССР в составе двух палат. Общесоюзные вопросы решались второй палатой - Советом союза. Президиум ВЦИК провозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. При ВЦИК создавался Верховнй суд СССР, Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). Эта политическая конструкция противоречила общедемократическому принципу разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), но вполне соответствовала принципу пролетарской диктатуры. Специалисты-правоведы сразу же указали, что Конституция СССР отразила скорее не идею верховенства права, закона, а идею революционной целесообразности, т.е. обслуживания интересов формирующейся новой власти. С этим выводом фактически согласилась и сама партия (в лице ее ЦК), заявив, что видит в образовании СССР «опыт решения национального вопроса при диктатуре пролетариата в условиях многонациональной крестьянской страны». Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 2007. - с. 187.

Председателем Совнаркома СССР был утвержден В.И.Ленин. Из-за болезни он к работе не приступал. С 1924 г. На этот пост назначен А.И.Рыков. Представителями республик были лишь заместители председателя СНК СССР М.Д.Орахелашвили (ЗСФСР), В,Я, Чубарь (Украина). Наркомы - Г.В.Чичерин, Л.Д.Троцкий, Л.Б.Красин, Ф.Э.Дзержинский, И.И. Смирнов, В.В. Куйбышев, В.В. Шмидт, Н.П. Брюханов, Г.Я. Сокольников - пришли из прежнего российского СНК, принеся прежние навыки работы. В составе СНК РСФСР Наркомнац под предлогом того, что он выполнил свою миссию по созданию национальных республик и областей и объединению их в СССР, был ликвидирован. Народы Российской Федерации лишились привычного аппарата, который защищал их интересы.

Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший идею мирового братства рабочих и крестьян (серп и молот на фоне земного шара, обрамленного колосьями в лучах солнца). Алый стяг стал флагом СССР. Столицей была избрана Москва.

Заключение

Весной 1923 г. Собрался XII съезд партии. Выступления делегатов от союзных республик и автономий показали, что неудержимо нарастали централистические тенденции. В адрес Сталина был брошен упрек в сокрытии от коммунистов последних писем Ленина по национальному вопросу. На самом съезде по решению его президиума ленинские документы были оглашены келейно (на заседании сеньорен-конвента), а далее - по делегациям). Группа делегатов указала на явное пренебрежение интересам республик, на недооценку национальных проблем. Попытки отстоять суверенные права народов в составе СССР подавлялись центральным руководством.

На совещании ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, проходившем в июне 1923 г., было рассмотрено «дело» М. Султан-Гавителя Татарстана). К подготовке «дела» был широко привлечен аппарат ГПУ. Открывая совещание, Каменев выдвинул задачу «создать полное взаимное понимание между нами». Эта задача достигалась ценой игнорирования своеобразия отдельных народов. Один из участников совещания прямо заявил, что местные работники, в чем-то расходящиеся с центром, боятся, что их арестуют, расстреляют. Ход совещания подтвердил справедливость этих слов. Персональное дело М. Султан-Галиева было раздуто, использовано для широкой кампании против так называемого уклона к национализму. Для острастки тех, кто проявлял инициативу при проведении национальной политики, Султан-Галиева арестовали, исключили из партии, угрожали расстрелом.

Тенденция к унитарности набирала силу. Ей не противоречило последующее вхождение в СССР вновь создавшихся советских социалистических республик - Узбекской, Туркменской (1925 г.), Таджикской (1929 г.), Казахской, Киргизской (1936 г.), а также роспуск ЗСФСР и непосредственное вхождение в СССР в 1936 г. Азербайджанской, Армянской, Грузинской ССР.

Список использованной литературы:

1. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. 11 кл.: Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 2007.

2. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.

3. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2006.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.