9
Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:
- содержание курса истории;
- время для изучения определенных разделов;
- распределение материала поурочно;
- указание уточнений.
Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:
3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.
Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.
1.4. Структура содержания учебной программы
Учебная программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет по структуре курса методы обучения и критерии оценивания. Программа курса истории может быть построена с применением конкретизированного, линейного, спирального и смешанного способов структурирования его содержания. История Украины. - 2004. - №35. - С.2-3.
Концентрированный способ - неоднократное возвращение к одной и той же теме, которая будет обрастать новыми фактами, событиями, связанными зависимостью от других тем.
Линейная структура - это непрерывная последовательность логически связанных тем (часто в хронологическом порядке), каждая из которых в процессе изучения отрабатывается лишь один раз.
Спиральный способ имеет исходную тему изучения, с которой связаны другие темы; количество их постоянно увеличивается. Этот способ непрерывный и не исключает многократное обращение, к одной и той же схеме.
Смешанная структура - это комбинация трех способов структурирования, названных выше. К некоторым темам имеет многократное обращение, некоторые рассматриваются лишь поверхностно, но, не теряя связи.
Выбор той или иной структуры содержания курса истории полностью зависит от взглядов на процессы обучения авторов учебной программы.
1.5. Задачи, цели, функции учебных программ по истории
Особое внимание необходимо уделять развитию практических умений учащихся определенных в программе: выработка навыков творческой обработки информации, критическое мышление, анализ информации. При этом учитель не должен навязывать свое мнение.
1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381
2. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2003.-С.240
3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: ВЛАДОС, 2003.-С.158.
4. Сборник постановлений правительства Украины. - 1999. - №4. - С.76-77.
5. История Украины. - 2004. - №35. - С.2-3.
6. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 2003.-С.240
7. История Украины. - 2004. - №37. - С.12.