Рефераты. Общественно-политическое движение в Украине в начале ХХ века (1900-1914 гг.)

став Союза русского народа от 7 августа 1906 г. провозглашал, что его членами могут быть "лишь природно русские люди" (в это понятие включались великороссы, белорусы и малороссы). В народе членов монархистских организаций называли черносотенцами. Объединяя в своих рядах не только дворян-помещиков, но и реакционные буржуазные элементы, отсталые слои рабочих, лавочников, извозчиков и люмпен-пролетариат, черносотенцы проводили массовые манифестации "в защиту царя и отечества" и нередко устраивали дикие еврейские погромы.

Союз русского народа пользовался всемерной поддержкой со стороны царского правительства. Николай II объявил его "надежной опорой законности и порядка в отечестве нашем". Черносотенцы создавали боевые дружины, артели штрейкбрехеров, издавали свои газеты, вели агитацию в разных слоях общества, в том числе и среди студентов. В августе 1908 г. в Киеве была образована студенческая монархическая организация "Двуглавый орел". Тогда же помещик П. Балашов, журналист В. Шульгин и сахарозаводчик В. Бобринский создали Партию националистов, преобразованную в январе 1910 г. во Всероссийский национальный союз; их печатным органом была газета "Киевлянин".

Хотя по своему характеру (по целям и задачам) первая российская революция была буржуазно-демократической, ее главной особенностью стало то, что руководящую роль в ней играла не буржуазия, а пролетариат. По преобладавшим методам борьбы (политическая стачка, вооруженное восстание рабочих) революция имела пролетарскую "окраску".

В то же время участие в ней широких масс крестьянства, требопавших отмены выкупных платежей и решения аграрного вопроса, придавали революции явно выраженные крестьянские черты. Наконец, вовлечение в революционные баталии представителей национальных окраин, добивавшихся автономии в составе России, позволяет усматривать в этих событиях признаки национально-освободительного движения. [3, с.167]

2. Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно-украинских землях

Активизация политической жизни и рост независимых настроений на западно
-украинских землях:

борьба за автономию Восточной Украины; вечевое движение;

пространство Галичины и Буковины как арена политической деятельности политэмигрантов из Надднепрянщины.

В конце ХIX века надежды многих образованных украинцев в Галичине сосредоточились на России, поэтому наибольшее распространение получили русофильские течения и народовцы в общественно-политической жизни.

Однако с развитием идеологий, ростом организационной инфраструктуры и все более настоятельной потребностью в согласованном участии в парламентской системе сложились условия для появления политических партий, которые пришли бы на смену слабым народовским и русофильским группировкам. В отличие от небольших радикально настроенных подпольных партий российской Украины партии в Галичине развивались открыто и легально. Стремясь завоевать как можно больше голосов избирателей, они придерживались в целом умеренного тона. Еще одно отличие между восточно- и западно-украинскими партиями заключалось в подходе к национальному вопросу. Если первые буквально агонизировали в попытках увязать его с социально-экономическими проблемами, вторые, даже самые ярые социалисты среди них, ясно давали понять, что являются членами единой украинской нации, требовали глашали своей главной целью государственную независимость. Требование независимости не было чем-то неожиданным: другие народы империи Габсбургов уже давно заявляли о подобных устремлениях. Учитывая рост воинственности украинцев в отстаивании своих интересов, выдвижение таких требований становилось лишь вопросом времени. В 1896 г., молодой радикал Юлиян Бачинский впервые открыто выступил с призывом к объединению всех украинцев в едином независимом государстве, издав книгу "Ukraina irredenta" ("Украина подневольная"), которая произвела электризующий эффект на национально сознательных украинцев.

Формально первыми объединились в политическую организацию радикалы, что дает им основание считаться первой украинской политической партией. Следуя идеям Драгоманова и во главе с Франко и Павлыком, они проповедовали идеи "научного социализма", заняли критические позиции в отношении греко-католического духовенства из-за его социального консерватизма и выступали за сотрудничество с польскими рабочими и крестьянами. В 1895 г. они "национализировали" свою программу, заявив, что в далекой перспективе социализм наилучшим образом можно реализовать в независимом государстве, а в более близкой - в полностью автономной украинской провинции Австро-Венгрии. Однако враждебность духовенства, блокировавшего радикалам доступ к селу, малочисленность украинского пролетариата, зависимость от польских социалистов и фракционность не позволили этой динамичной новаторской партии завоевать широкую поддержку в галицком обществе.

В 1899 г. обновленные народовцы во главе с Евгеном Левицким и Володимиром Охримовичем (к ним присоединились Грушевский и Франко, оставивший враждующих друг с другом радикалов) создали "Національно-демократичну партію". Сформулировав свою программу таким образом, чтобы привлечь и недовольных радикалов, и разочаровавшихся русофилов, национал-демократы также провозгласили своей стратегической задачей национальную независимость. Целью более близкой они считали достижение автономии при сохранении верноподданности Габсбургам. Во всех иных отношениях партия стояла на типично либеральной платформе, избегая противоречивых социальных проблем. Ее умеренность и поддержка такой популярной организации, как "Просвіта", вскоре превратили национал-демократов в крупнейшую украинскую партию в Галичине.

На противоположных полюсах идеологического спектра появились две другие партии. В 1899 г. марксисты Микола Ганкевич и Семен Витык основали "Соціал-демократичну партію", представлявшую интересы украинских рабочих. В том же году отдельные представители духовенства основали "Католицький русинський союз". Впрочем, обе эти партии не добились заметных успехов, поскольку социальная база первой была слишком узка, а вторая мало привлекала своим консерватизмом молодое украинофильское духовенство, увлекавшееся откровенно национальными лозунгами национал-демократов.

Стремясь заполучить поддержку крестьянства, все партии созывали веча - публичные сходки в селах, где обсуждались волнующие всех проблемы. Нередко в них участвовали большие массы крестьян. Например, во время избирательной кампании 1905-1906гг. на вече, организованное национал-демократами, собралось около 20 тыс. человек - это было красноречивым подтверждением растущей политической сознательности крестьянства.

С ростом организованности и политическим усилением украинофилов влияние русофилов сошло на нет. Для младшего поколения украинской интеллигенции и даже для полуобразованных крестьян "язычие" было слишком неестественным, отождествление с русскими - чересчур надуманным, социальный консерватизм русофилов - чрезмерно реакционным, а их зависимость от иностранной поддержки - предельно унизительной. Попытки русофилов конкурировать с украинофилами в организационной области принесли мизерные результаты: в 1914 г. их общество им. Качковского имело 300 читален, в то время как "Просвіта" - 3 тыс.; если в "Центральну спілку українських кооперативів" входило свыше 900 организаций, то в аналогичное объединение русофилов - 106. В политической области дела обстояли не лучшим образом. В 1913 г. в галицкий сейм прошло 30 депутатов от украинофилов и только один - от русофилов.

Надеясь остановить свой упадок, молодое, более агрессивное поколение русофилов в 1900 г. приняло "новый курс", направленный на полное самоотождествление с Россией. Они создали Русскую национальную партию, субсидирование которой царским правительством еще более возросло, и вели агитацию за обращение галицких украинцев в православие. Польская аристократия Галичины, стремясь посеять разброд среди украинцев и содействовать сохранению консерватизма среди них, начала поддерживать русофилов. В результате русофильский лагерь был спасен от полного развала - во многом именно благодаря поддержке царизма и польских помещиков.

В 1907 г. известный польско-еврейский либерал Вильгельм Фельдман писал: "Двадцатое столетие видело многие народы, восставшие из пепла, однако немногие возродились столь стремительно и энергично, как украинцы Австрии... их неожиданный и бурный подъем - результат веры в свои силы и упорства в достижении целей". Хотя Фельдман и не считал, что западные украинцы преодолели все свои проблемы (они оставались в числе беднейших и политически наиболее бесправных народов империи), он все же явно подчеркивал тот факт, что они уже становятся на ноги и превращаются в серьезную силу. Расцвет украинских организаций показал, что западные украинцы наконец взяли дела в свои руки и что их национальное движение является многосторонним феноменом с широкой социальной базой. В общем, было ясно, что как только представится возможность достичь государственной независимости, западные украинцы будут готовы воспользоваться ею.

Расцвет национального движения в Галичине оказал большое влияние на взаимоотношения между западными и восточными украинцами. Именно восточные украинцы, прежде всего Антонович, Кониский, Кулиш и позднее - Драгоманов и Грушевский, первыми поняли и оценили возможности Галичины в качестве "Пьемонта" - базы национального подъема. Еще с начала 1860-х годов они сотрудничали с галицкими изданиями и оказывали финансовую помощь западно-украинским культурным учреждениям. С ростом этих изданий и организаций росло и участие в них восточных украинцев.

В начале XX в. немало восточных украинцев были авторами и подписчиками галицкой прессы, ученые и литераторы из обоих регионов часто сотрудничали в рамках "Наукового товариства ім. Т.Г. Шевченка", студенты из российской Украины нередко приезжали на летние курсы в Галичину, а восточно-украинские политические эмигранты, особенно после 1905 г., находили убежище и создавали свои штаб-квартиры во Львове. Наблюдая за жизнью украинцев на западе, угнетенная украинская интеллигенция Российской империи видела, что в Галичине реальностью становится то, о чем она могла только мечтать. [4, с.420]

Трагедия украинского народа заключалась в том, что он вопреки собственной воле был втянут в войну, а его земли стали объектом экспансии воюющих сторон. Захватывание украинских земель было неотъемлемой частью агрессивных планов основных участников враждующих блоков. Если Австро-Венгрия претендовала на Подолье и Волынь, то Германия вынашивала более масштабные планы. Об этом свидетельствуют слова "стального короля" Августа Тиссена, что прозвучали в начале Первой мировой войны: "Россия должна отдать нам прибалтийские провинции, часть Польши и Донецкий бассейн с Одессой, Крымом и Приазовьем". Не меньшими были аппетиты и у российского самодержавия. Прикрываясь идеей "объединения всех русских земель" под властью российского царя, самодержавие планировало акцию присоединения Галичины, Буковины и Закарпатья.

Война обусловила глубокий раскол национального движения, которое произошло в двух плоскостях: как между украинцами воюющих сторон, так и в пределах Российской и Австро-Венгерской империй - на сторонников и противников войны до победы. Откровенно проавстрийские позиции занял созданный в августе 1914 г. во Львове Главный Украинский Совет, который был межпартийным блоком, в состав которого входили радикальная, социал-демократическая и национал-демократическая партии. Во главе этого объединения стал К. Левицкий. В то же время с образованием Главного Украинского Совета группа эмигрантов из Восточной Украины (Д. Донцов, В. Дорошенко, А. Жук, О. Скоропис-Йолтуховский и др.) учредили в Вене свою организацию - Союз освобождения Украины (СВУ).

Программной целью СВУ было образование самостоятельного Украинского Государства, установления конституционной монархии, учреждение демократического уклада, предоставления равных прав и свобод представителям всех национальностей, обеспечение самостоятельности украинской церкви. СВУ вел активную пропагандистскую и агитационную работу, добился, чтобы украинские пленные в Австрии и Германии были выделены в отдельные лагеря. Он получал материальную помощь от стран Четверного союза, которая засчитывалась как государственный долг будущей самостоятельной Украины.

Оборонительную, пророссийскую позицию в Украине Надднепрянщины сначала заняло Товарищество украинских поступовцев (ТУП), их газета "Совет" в начале войны призывала украинцев стать на защиту Российского государства.

В начале войны эмигранти-москвофилы Западной Украины образовали в Киеве "Карпато-русский освободительный комитет", который призывал галичан встречать российскую армию как освободительницу. В то же время значительная часть украинских социал-демократов при участии В. Винниченко занимала антивоенные позиции под лозунгами "Долой войну! Да здравствует автономия Украины!"

Постепенно официальная австрийская власть отходит от собственных заявлений начального периода войны относительно целесообразности образования независимой Украины. Уменьшается материальная поддержка деятельности СВУ, сужается сфера ее деятельности, планируется перенесение штаб-квартиры этой организации из Вены в нейтральную зону страны. Обвиненное в русофильстве украинское население Галичины массово попадает в концентрационные лагеря в Талергофи, Терезиенштадти, Гнави и др., где содержатся без суда и следствия в ужасных условиях.

Во время войны в трудном положении очутилось население Галичины и Буковины. "С одной стороны, - отмечает современный историк Т. Гунчак, - его мордовали россияне, пытаясь выбить из него чувство национального сознания и самопочтения; с другого - над ним издевались австрийцы и мадьяры, обвиняя в русофильстве". В начале войны галицкие и буковинские земли были завоеваны российскими войсками. Основной целью российской администрации было уничтожение основного центра украинского национального движения, которое сосредоточивалось в этих землях, и создание предпосылок для органического их включения в состав Российской империи. Именно на выполнение этих заданий и были направлены основные "мероприятия" новоназначенного генерал-губернатора Галичины графа О. Бобрин-ского: закрытие "Просветительства", украинских учреждений, библиотек, школ; насильственная русификация; репрессии против местной интеллигенции; гонение на греко-католиков; массовые депортации населения (из Галичины было выселено свыше 12 тыс. чел., обвиненных в неблагонадежности).

Война принесла украинским землям разрушение хозяйства, торможения поступательного развития, деформацию структуры производства, усиление зависимости от иностранного капитала. Таким образом, суть трагедии украинского народа, связанной с началом Первой мировой войны, заключается в том, что война преобразовала украинские земли в объект экспансии, арену военных действий, а их жителей - в участников братоубийственного противостояния. Кроме того, война обусловила и другие негативные тенденции и процессы в общественном развитии этих земель: раскол национального движения, утрату легальных возможностей политической и культурной деятельности, подавление оппозиционных сил, применение имперскими государственными органами репрессивных акций, разрушение народного хозяйства, деформацию структуры производства, усиление зависимости от иностранного капитала. [5, с.315] В то же время украинцы Галичины также ощущали благотворные последствия притока первоклассных интеллектуалов с востока, а главное - их воодушевляло чувство, что они являются не изолированным, всего лишь 4-миллионным народом, а членами большой 25-миллионной нации. Итак, благодаря правам, гарантированным австрийской конституцией, необходимости организовываться перед лицом конкуренции со стороны поляков и при морально-интеллектуальной поддержке восточных украинцев маленькая, нищая и отсталая Галичина превратилась в оплот украинского национального движения.

Заключение

Таким образом, на Украине в начале ХХ века активизируется общественно-политическое движение, базирующееся на национально-освободительных принципах. Затяжной характер войны, ухудшение состояния на фронтах, усложнение внутренних проблем привели к усилению жесткости режимов обоих империй, сведению на нет возможности политической деятельности, придушению оппозиции, многочисленным репрессивным акциям. Однако украинская интеллигенция Галичины и Буковины достигла большего прогресса в деле создания украинской самоидентификации, чем их восточные собратья. В то время как на территории Украины, находящейся в составе Российской империи крепнут политические силы большевиков, развиваются различные политические силы, между которыми в конечном итоге идет острая борьба и национальное движение здесь теряет свою остроту, на первый план в вопросах сохранения национального самосознания выходит западная Украина. Именно в этих землях происходит сохранение украинского самосознания, результат западно-украинского опыта показал: устремления и надежды украинцев в деле национального развития не были просто мечтами интеллигентов-идеалистов, а могли быть преобразованы в реальность.

Литература

1. История Украинской ССР. Под ред.Ю. Ю. Кондуфор. в 10-ти т, т.5. К.: Н. д., 1983

2. Коваль М.В., Кульчицкий С.В. и др. История Украины. К.: 1991

3. Губарев В.К. История Украины: конспект лекций для студентов и преподавателей. Д.: БАО, 2004. - 384с.

4. Субтельний О. Україна: історія. - К.6 Либідь, 1994. - 736с.

5. Бойко О.Д. Історія України. К.: Академвидав, 2004. - 656с.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.