Рефераты. Общественные движения России в первой четверти 19 века

Общественные движения России в первой четверти 19 века

34

  • План
  • Введение

1. Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития

1.1 Общественные движения в России в первой четверти XIX в.

1.2 Движение декабристов

1.3 Общественные движения в России во второй четверти 19 века

1.4 Национально-освободительное движение

2. Общественно-политическое развитие России во второй половине 19 века

2.1 Крестьянское движение

2.2 Либеральное движение

2.3 Общественное движение

2.4 Польское восстание 1863 г.

2.5 Рабочее движение

2.6 Революционное движение в 80-х -- начале 90-х гг.

Заключение

  • Список использованной литературы
  • Введение

В первой половине XIX века Россия была одной из крупнейших европейских держав. Её территория составляла около 18 млн. квадратных километров, а население превышало 70 млн. человек.

Основу экономики России составляло сельское хозяйство. Крепостные крестьяне были самой многочисленной категорией населения. Земля являлась исключительной собственностью помещиков или государства.

Промышленное развитие России, несмотря на общее увеличение количества предприятий примерно в 5 раз, было невысоким. В основных производствах применялся труд крепостных крестьян, который был мало рентабелен. Основу промышленности составляли кустарные крестьянские промыслы. В центре России существовали крупные промышленные села (на прим. Иваново). В это время значительно возросло количество промышленных центров. Это сказывалось на росте городского населения. Самыми крупными городами являлись Санкт-Петербург и Москва.

Развитие добывающей и текстильной промышленности привело к интенсификации торговли как внутри страны, так и на внешнем рынке. Торговля имела преимущественно сезонный характер. Главными торговыми центрами являлись ярмарки. Их количество в тот период доходило до 4000.

Транспорт и система путей сообщения были слабо развиты, и также носили в основном, сезонный характер: летом преобладал водный путь, зимой - санный.

В начале 19 века в России произошел ряд реформ, которые повлияли на ее дальнейшее развитие.

Цель контрольной работы - рассмотреть общественно-политические движения во 2-3 четверти 19 века.

Задачи работы:

1. проанализировать особенности общественно-политического развития России в первой половине 19 века;

2. раскрыть сущность общественно-политического развития России во 2 половине 19 века.

1. Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития

1.1 Общественные движения в России в первой четверти XIX в.

Первые годы царствования Александра I были отмечены заметным оживлением общественной жизни. Актуальные вопросы внутренней и внешней политики государства обсуждались в научных и литературных обществах, в кружках студентов и преподавателей, в светских салонах и в масонских ложах. В центре общественного внимания было отношение к Французской революции, крепостному праву и самодержавию.

Снятие запрета с деятельности частных типографий, разрешение ввозить книги из-за границы, принятие нового цензурного устава (1804) -- все это оказало значительное влияние на дальнейшее распространение в России идей европейского Просвещения. Просветительские цели ставили перед собой И. П. Пнин, В. В. Попугаев, А. X. Востоков, А. П. Куницын, создавшие в Петербурге Вольное общество любителей словесности, наук и художеств (1801--1825). Находясь под сильным влиянием взглядов Радищева, они переводили сочинения Вольтера, Дидро, Монтескье, публиковали статьи и литературные произведения.

Сторонники различных идейных направлений стали группироваться вокруг новых журналов. Популярностью пользовался “Вестник Европы”, издававшийся Н. М. Карамзиным, а затем В. А. Жуковским.

Большинство русских просветителей считали необходимым реформировать самодержавное правление и отменить крепостное право. Однако они составляли лишь небольшую часть общества и, кроме того, помня об ужасах якобинского террора, рассчитывали достичь своей цели мирным путем, через просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания.

Основная масса дворянства и чиновничества была настроена консервативно. Взгляды большинства нашли отражение в “Записке о древней и новой России” Н. М. Карамзина (1811). Признавая необходимость перемен, Карамзин выступал против плана конституционных реформ, поскольку России, где “государь есть живой закон”, нужна не конституция, а пятьдесят “умных и добродетельных губернаторов”.

Огромную роль в развитии национального самосознания сыграла Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии. Страна переживала огромный патриотический подъем, в народе и в обществе ожили надежды на широкие преобразования, все ждали перемен к лучшему -- и не дождались. Первыми разочаровались крестьяне. Героические участники боев, спасители Отечества, они надеялись получить свободу, но из манифеста по случаю победы над Наполеоном (1814) услышали: “Крестьяне, верный наш народ -- да получат мзду свою от Бога”. По стране прокатилась волна крестьянских выступлений, количество которых в послевоенный период возросло. Всего по неполным данным за четверть века произошло около 280 крестьянских волнений, и примерно 2/3 из них -- в 1813--1820 гг. Особенно длительным и ожесточенным было движение на Дону (1818--1820), в которое было вовлечено более 45 тыс. крестьян. Постоянными волнениями сопровождалось введение военных поселений. Одним из крупнейших было восстание в Чугуеве летом 1819 г. Росло недовольство и в армии, состоявшей в массе своей из набранных через рекрутские наборы крестьян. Неслыханным событием стало возмущение гвардейского Семеновского полка, шефом которого был император. В октябре 1820 г. солдаты полка, доведенные до отчаяния притеснениями со стороны своего полкового командира Ф. Е. Шварца, подали на него жалобу и отказались подчиниться своим офицерам. По личному указанию Александра I, девять “виновнейших” были прогнаны сквозь строй, а затем сосланы в Сибирь, полк был расформирован.

Усиление консервативно-охранительных начал в официальной идеологии проявилось в возврате к традиционному образу России как христианской державы. Религиозные догмы самодержавие попыталось противопоставить влиянию революционных идей Запада. Большую роль здесь сыграли также и личные настроения императора, который успех войны с Бонапартом приписывал вмешательству сверхъестественных божественных сил. Знаменателен и тот факт, что Государственный совет, Сенат и Синод поднесли Александру I титул Благословенного. После 1815 г. император, а вслед за ним и значительная часть общества все больше окунаются в религиозно-мистические настроения. Своеобразным проявлением этого феномена стала деятельность Библейского общества, созданного в конце 1812 г. и к 1816 г. получившего официозный характер. Огромную роль в деятельности Библейского общества играл его .президент, министр духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицын. Основной целью общества были перевод, издание и распространение в народе Библии. В 1821 г. в России впервые был издан Новый Завет на русском языке. Однако среди членов общества широко распространились идеи мистицизма. Голицын содействовал изданию и распространению книг мистического содержания, оказывал покровительство различным сектам, был сторонником соединения христианских вероисповеданий, уравнения православия с другими религиями. Все это вызвало оппозицию курсу Голицына многочисленных церковных иерархов, которую возглавил архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Фотий. В мае 1824 г. последовала опала князя Голицына и охлаждение Александра I к деятельности общества. В конце 1824 г. новый президент общества митрополит Серафим представил императору доклад о необходимости закрытия Библейского общества как вредного, в апреле 1826 г. оно было ликвидировано

1.2 Движение декабристов

Отказ правительства от политики преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Одним из истоков зарождения “вольномыслия в России” стала Отечественная война.

В 1814--1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (“Союз русских рыцарей”, “Священная артель”, “Семеновская артель”). Их основатели -- М. Ф. Орлов, М. А. Дмитриев-Мамонов, А. и М. Муравьевы -- считали недопустимым сохранение крепостного состояния крестьян и солдат, Совершивших гражданский подвиг во время наполеоновского нашествия.

В феврале 1816 г. в Петербурге по инициативе А. Н. Муравьева, Н. М. Муравьева, М. и С. Муравьевых-Апостолов, С. П. Трубецкого и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения. В эту централизованную конспиративную организацию вошли 30 патриотически-настроенных молодых военных. Через год Союзом был принят “статут” -- программа и устав, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и верных сынов Отечества. Целями борьбы объявлялись уничтожение крепостного права',, и установление конституционного правления. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле. М. С. Лунин и И. Д. Якушкин ставили вопрос о необходимости цареубийства, но Н. Муравьев, И. Г. Бурцов и другие выступали против насилия, за пропаганду как единственный способ действия. Споры о путях достижения цели общества вызвали необходимость принятия нового устава и программы. В 1818 г. специальная комиссия (С. П. Трубецкой, Н. Муравьев, П. П. Колошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета “Зеленой книгой”. Первое тайное общество было ликвидировано, и создан Союз благоденствия. Перед членами Союза, которыми могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне, ставилась задача в течение примерно 20 лет подготовить общественное мнение к необходимости перемен. Конечные цели Союза -- политический и социальный переворот -- в “Книге” не декларировались, так как она была предназначена для широкого распространения.

В Союзе благоденствия насчитывалось около 200 членов. Руководила им Коренная управа в Петербурге, главные управы (отделения) находились в Москве и в Тульчине (на Украине), возникли управы в Полтаве, Тамбове, Киеве, Кишиневе, в Нижегородской губернии. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального характера. Офицеры -- члены общества претворяли идеи “Зеленой книги” на практике (отмена телесных наказаний, обучение в школах, в армии).

Однако, неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, выступлений в армии, ряда военных революций в Европе привела к радикализации части Союза. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы. Он объявил Союз благоденствия “распущенным”, чтобы облегчить отсев “ненадежных” членов, выступавших против заговора и насильственных мер. Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общества, объединившие сторонников вооруженного переворота и подготовившие восстание 1825 г. Южным обществом стала Южная управа Союза благоденствия в Тульчине. Председателем его стал П. И. Пестель (1793--1826). Он был человеком огромных дарований, получил блестящее образование,отличился в сражениях при Лейпциге, при Труа. К 1820 г. Пестель уже являлся убежденным сторонником республиканской формы правления. В 1824 г. Южное общество приняло составленный им программный документ -- “Русскую Правду”, выдвинувший задачу установления в России республиканского строя. “Русская Правда” провозглашала диктатуру Временного верховного правления на все время революции, которая, как предполагал Пестель, продлится 10--15 лет. По проекту Пестеля Россия должна была стать единым централизованным государством с республиканской формой правления. Законодательная власть принадлежала Народному вечу в составе 500 человек, которое избиралось сроком на 5 лет. Органом исполнительной власти становилась избираемая на вече Державная дума, состоявшая из 5 членов. Высшим контрольным органом был Верховный собор из 120 граждан, избираемых пожизненно. Сословное деление ликвидировалось, все граждане наделялись политическими правами. Крепостное право уничтожалось. Земельный фонд каждой волости делился на общественную (неотчуждаемую) и частную половину. Из первой половины землю получали освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием. Вторая половина состояла из казенных и частных владений и подлежала купле-продаже. Проект провозглашал священное право личной собственности, устанавливал для всех граждан республики свободу занятий и вероисповеданий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.