Рефераты. Общественный строй, социальный состав населения и его правовой статус в Древнем Риме

p align="left">По признанию многих современных ученых, власть последних римских царей аналогична раннегреческой тирании.

В рамках царской эпохи возникло не только государство, но и важнейшие элементы развившейся в республиканский период типично античной социально-политической структуры, римского полиса. Полис определяется как античный город-государство, а точнее - как гражданская община с античной формой собственности. Коллектив гражданства и специфический компонент двойственной античной формы собственности складывались в Риме царского времени.

1.2 Общественный строй Древнего Рима в период республики

509г. до н.э. - установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого. Организация власти в этом периоде довольно проста, она почти не изменялась, несмотря на то, что республика значительно разрослась. Сочетались аристократические и демократические черты.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается народное собрание. У народного собрания было три вида комиций:

- куриатные;

- центруриатные;

- трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III века до н.э. - предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении. Состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов.[3;104]

Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Формально сенат был совещательным органом, его постановления - сенатусконсульты. Он распоряжался казной, устанавливал налоги, определял расходы, производил постановления по общественной безопасности, благоустройству, религиозному культу, вёл внешнюю политику (утверждал мирные договора, договоры о союзе), разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий - полгода, и консула во время ведения военных действий).

Власть магистратов: военная власть, право заключать перемирие, созывать сенат и народные собрания и председательствовать на них, издавать приказы и понуждать к их исполнению; право суда и назначения наказания - у диктатора, консула и претора. Диктатор мог приговорить к смертной казни без права на обжалование. Приговор консула мог быть оспорен в центуриатном собрании.

Консулы - 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.

Преторы - исполняли судебную власть. Преторы (городской и перегринский) руководили судопроизводством (с IV в.), толковали право (с III-II вв.). 2 цензора избирались на 5 лет, они составляли списки граждан для распределения их по трибам и разрядам, наблюдали за нравственностью и издавали соответствующие эдикты.

Квесторы - помощники консулов ведали государственной казной, хранили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы - (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.

Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Плебейские трибуны сначала защищали плебеев от произвола патрициев, наблюдали за законностью, защищали несправедливо обиженных граждан, обладали правом вето на действия любых магистратов, вносили законодательные предложения в народные комиции.

Армия - народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы), легионы (командовали военные трибуны), отряды конницы (командовали декурионы).

Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира, принимали законы и выбирали высших должностных лиц.

Важнейшее значение имели трибутные комиции, которые в ранний период были собранием только плебеев, а затем всех граждан данной трибы. К ним перешло издание законов.

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам.

Магистраты и сенат пользовались фактически всей полнотой государственной власти в Римской республике, которая получила ярко выраженный аристократический характер. В ведении сената находились финансы, внешняя политика, военное дело, вопросы культа. Римские магистры были выборные, коллегиальные, краткосрочные (обычно годичные) и безвозмездные. Кроме обычных магистратур, при чрезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, которому вручалась вся верховная военная и гражданская власть сроком на 6 месяцев.

1.3 Общественный строй Древнего Рима в период империи

После победы Октавиана, внучатого племянника и преемника Юлия Цезаря над своими политическими противниками сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями (и преподнес ему почетный титул августа). В Риме и провинциях установился государственный строй, который называли принципатом. "Принцепс сенатус" называли в предшествующие времена первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Принцепс Август - это "первый гражданин римского государства", а в соответствии с неписаной римской конституцией это означало пост императора.

Чтобы понять, что представляла собой Римская империя в период принципата, каков был ее общественный строй, надо остановиться в первую очередь на вопросе гражданства.

Уже при Юлии Цезаре предоставление прав римского гражданина в провинциях (всего провинций было 18) стало распространенной политической мерой. Эта практика была продолжена его преемниками.[9;85]

В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Этот знаменательный шаг имел далеко идущие последствия. Привилегированное положение самого Рима было подорвано. Но к этому времени положение свободных людей в Риме и Империи значительно отличалось от того, что было при республике.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV-III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати.

При империи нобили - господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Политическим оплотом нобилитета стал сенат. Высокопоставленные жрецы и высшие магистраты, особенно консулат, управители завоеванных территорий, проконсулы, пропреторы, легаты принадлежали к нобилитету.

При императоре Августе (63 до н.э. - 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе.

Из сословия всадников - финансовой знати империи с цензом в 4 000 000 сестерциев выходили ответственные чиновники и офицеры.[9;47]

Управление городами империи осуществлялось декурионами - сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.

В одном из источников описан случай такого рода, когда, несмотря на недовольство народа, сенат и император предали казни 400 рабов. Римские юристы находили оправдание этому жестокому закону: ни один дом не может быть в безопасности (от рабов) иным способом, кроме как страхом смертной казни.

Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Ни надсмотрщик, ни наказания не могли заменить экономического стимула. Раб делал то, что было безусловно необходимо и не более того, и так, чтобы не вызвать наказания. Ни одно усовершенствование не приносило выгоды. В Риме прогресс техники как бы остановился: ни коса, ни даже примитивный цеп, которым выбивают зерно из колосьев, не были известны в Риме и его провинциях.

Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения урожая. Но для того чтобы пекулиатные отношения принесли заметный результат, их следовало надежно оградить от злоупотреблений, дав им более или менее широкую правовую защиту. Однако старое римское право запрещало производить рабу от своего имени (не хозяина) и для своей же пользы все виды торговых и займовых операций, а также подавать иск и отвечать в суде. Эти запреты были преградой для развития пекулии как специфической формы арендных отношений, поэтому их следовало смягчать, модифицировать, отменять, что осуществлялось весьма медленно.

Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика - колона. Развитие колоната было прямым следствием никогда не останавливавшегося грабежа крестьян, непосредственно связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за уменьшения военной мощи империи и усиления оказываемого ей сопротивления.

Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. В первый период колоната аренда была краткосрочной, но это было невыгодно арендодателю. Только длительная аренда могла обеспечить его рабочей силой и в то же время породить в колоне стремление к улучшению земли, повышению урожайности и пр.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.