В основе исследования процесса обучения лежит сопоставление результатов обучения с другими компонентами процесса.
Пути изучения и работы по его усовершенствованию.
Исследование требует выяснения влияния каждого из компонентов на результаты обучения Основное в этом - сопоставление друг с другом нескольких процессов, в которых одни компоненты являются сходными, а другие -- различными. Если в одних случаях достигаются лучшие результаты обучения, а в других -- худшие, то причины второго нужно искать в действии соответствующего компонента. Напротив, если во всех сопоставляемых случаях достигаются одинаковые результаты, то причины их, очевидно, находятся в общих чертах процесса обучения. Сопоставлять можно занятия как у одного учителя в разных классах и даже в одном и том же классе, так и у разных учителей. Для научных выводов о процессе обучения истории необходимо изучение работы многих учителей, так как индивидуальный опыт, при всем его значении, всегда тесно связан с личностью учителя, его одаренностью, темпераментом.
Есть два основных пути исследования процесса обучения. Первый путь -- изучение процесса обучения без воздействия на него исследователя. Его называют методом наблюдения. Он заключается в изучении печатной и письменной документации, непосредственном наблюдении самого процесса. Изучая опыт, нашедший отражение в методической и учебной литературе, в неопубликованных отчетах, докладах, дневниках учителей и т. п., исследователь знакомится не непосредственно с процессом обучения истории, а с наблюдением над ним, с его оценками, выводами, сделанными разными людьми. Это, как говорят, опосредствованный опыт. Во всех таких материалах много правильных наблюдений над учебным процессом, много выведенных из опыта ценных мыслей. Вместе с тем в них много субъективного, иногда взаимно противоречивого. Выводы, сделанные на основе изучения опосредствованного опыта, не имея полной научной доказательности, позволяют выдвигать проблемы для дальнейших исследований.
Большую научную доказательность имеют документы, непосредственно свидетельствующие о результатах обучения: письменные работы, рисунки, дневники учащихся, стенограммы и магнитофонные записи ответов школьников и т. д. Однако они представляют научный интерес при условии, если исследователь располагает нужными сведениями о процессе обучения, в котором эти результаты были достигнуты.
Исследователь, непосредственно наблюдающий учебный процесс, видит все его стороны (преподавание, реакции учащихся), может сочетать наблюдение над целым классом с углубленным наблюдением над отдельными учениками, дополнительно проверять результаты обучения, вести изучение процесса в разных классах и у разных учителей.
Однако при наблюдении исследователь не выходит за рамки существующего опыта обучения истории. Он не может внести в процесс обучения те элементы, которые способствовал бы усовершенствованию обучения.
И. П. Павлов говорил: «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у приводы то, что он хочет». Под словом «опыт» здесь понимается эксперимент. Экспериментальные исследования -- второй путь изучения процесса обучения.
Латинское слово «экспериментум» означает «проба, опыт». Это действительно проба -- испытание определенных факторов и условий обучения. В отличие от наблюдателя, экспериментатор организует процесс обучения или вносит в процесс изменения в соответствии с задачей исследования и затем проверяет достигнутые результаты. Эти результаты служат критериями для оценки проверяемых компонентов процесса: содержания, приемов обучения и т. п. При эксперименте урок или другие занятия по истории уподобляются научно-исследовательской лаборатории.
Виды и формы эксперимента в методике обучения истории разнообразны по своим задачам, организации, способу учета, масштабам. Эксперимент может охватывать десятки и сотни классов; такова, например, проверка пробного учебника. Проводятся эксперименты и с несколькими учащимися, например, углубленное исследование методики домашних заданий по истории.
Творческая работа учителя близка по существу к научному эксперименту. Учитель проверяет в практике обучения новые приемы работы, учебные пособия, отбор материала, систему преподавания в целом.
Отличие научного эксперимента от творческих поисков в работе учителя заключается прежде всего в том, что учитель решает практическую задачу, а сделанный им вывод относится к ею преподавательской деятельности. В научном эксперименте исследуется определенная закономерность процесса обучения истории, общая для работы всех или, по крайней мере, многих учителей, а выводы подтверждаются научно оформленной документацией, позволяющей проверить, как был организован эксперимент и насколько научно обоснованы сделанные выводы. Вместе с тем работа многих учителей нередко перерастает в научный эксперимент по регерееующим их проблемам.
Методика как отрасль.
Таким образом, методика имеет самопедагогической стоятельный обьект и учения -- про науки. Обучение истории; раскрывает его объективно действующие закономерности (связи и от ношения между составляющими его компонентами), использует методы научного исследования, применяет раскрытые закономерности к практическому усовершенствованию процесса. Поэтому мы вправе рассматривать методику обучения истории как науку или как отрасль науки.
Многосторонность процесса, изучаемого методикой, сближает ее с рядом наук.
Методику обучения истории относят иногда к наукам историческим. Она органически связана с историей так же, как и методики обучения другим учебным предметам -- с соответствующими науками. Методологической основой исторической науки и истории как учебною предмет; является исторический материализм. Школьное обучение истории не только черпает в исторической науке свое содержание, т. е. научно проверенные и проанализированные факты и научные обобщения, но в ряде случаев ведет познание учащихся теми же путями, какими идет историческое исследование: от изучения исторических источников -- к установлению фактов, от исторических фактов -- к обобщениям, от обобщений -- к познанию новых фактов (см. гл. 2, § 1 и 2).
Вместе с тем историческая наука и методика обучения истории имеют различные по своему характеру объекты и (учения, различные задачи и методы исследования.
Историческая наука изучает процесс развития человече-(кого общества с целью раскрытия объективно действующих законов, знание которых позволяет лучше понять прошлое и настоящее и предвидеть будущее. Эта наука имеет дело со всей совокупностью исторических источников и почерпнутых из них знаний.
Методика изучает процесс обучения истории с целью раскрытия в нем закономерностей образования, воспитания и развития учащихся, повышения его педагогической эффективности. Исторические источники, факты и обобщения она изучает с точки зрения того, на работе с какими из них могут быть наиболее действенно в образовательном и воспитательном отношении раскрыты основы исторической науки. Методика обучения использует некоторые методы исторической науки не для новых открытий в области истории, а для лучшего усвоения учащимися знаний и их ознакомления с самими методами исторической науки, т. е. в целях педагогических.
Таким образом, методику обучения истории, имеющую различные с исторической наукой объекты, задачи и методы исследования, нельзя считать наукой исторической.
Изучение методикой учебной деятельности школьников тесно связывает ее с психологией. Методологической основой психологии, так же как и методики обучения, является марксистско-ленинская теория познания. Развитие советской психологии создало условия для научного исследования процессов обучения истории и других предметов школьного преподавания. Методика, изучая процесс учения, опирается на законы, раскрытые психологией, а также частично заимствует у нее методы исследования психической деятельности школьников.
Вместе с тем у психологии и у методики разные задачи, а объекты, ими изучаемые, совпадают лишь частично. Методика изучает психическую деятельность школьников в той мере, в какой она связана с усвоением ими исторического материала. Исследует методика не общие законы психической деятельности, как это делает психология, а закономерные связи содержания, приемов обучения истории с достигаемыми через психическую деятельность результатами.
Процесс, изучаемый методикой,-- педагогический (обучение учебному предмету), конечные цели изучения -- педагогические (достижение возможно лучших педагогических результатов), исследуемые закономерности -- педагогические (зависимости результатов обучения от содержания и приемов обучения), методы исследования -- педагогические (психолого-педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение), показатели результатов исследования -- педагогические (достигнутые результаты в образовании, воспитании и развитии учащихся). Таким образом, методика обучения истории, как и другие методики, относится к наукам педагогическим.
Педагогические науки изучают процесс коммунистического воспитания в целом, охватывая все стороны образовательно-воспитательной работы, начиная с раннего детства человека. Одна из важнейших частей педагогической науки -- дидактика. «Важнейшей задачей советской дидактики и является научное обоснование содержания образования, методов и организационных форм обучения, создание теории образования и обучения молодых поколений в условиях строительства коммунизма».
Методика исследует процесс обучения применительно к одному учебному предмету, и в силу этого она может конкретнее раскрыть закономерные связи и отношения между компонентами учебного процесса, определить на этой основе цели, содержание, формы, методы, приемы обучения и требования к оборудованию процесса. Исследования дидактические и методические взаимно помогают, дополняют и обогащают друг друга. Таким образом, методику обучения истории в советской школе мы можем определить как отрасль педагогической науки, изучающую процесс обучения предмету с целью использования закономерностей этого процесса для дальнейшего усовершенствования образования, воспитания и развития подрастающего поколения в условиях строительства коммунистического общества.
В обучении истории в младших и старших классах действуют общие закономерности познания исторической действительности, проявляются они по-разному, применительно к содержанию обучения и развитию учащихся. Одной из важнейших закономерностей, изучаемых методикой, является закономерность развития процесса обучения истории -- его содержания, методов, приемов и методического построения учебных пособий. Оно отражает происходящее в процессе обучения развитие интересов, знаний, умений, логического мышления учащихся, в то же время стимулирует и обеспечивает это развитие. Школьное обучение истории можно сравнить с лестницей, по которой ученик поднимается со ступеньки на ступеньку. Но тому, кто ведет ученика, нужно видеть всю лестницу -- как пройденные ступеньки, in к и тот подъем, который предстоит еще впереди. Каждый курс, тема, урок -- ступеньки в развитии учащихся, в движении их знаний и умений. Методика призвана разработать научные основы отдельных курсов и школьного обучения истории в целом.
Высказываются иногда опасения, что научная разработка методики обучения истории будет подменять собой мастерство учителя, подавлять его инициативу и творчество. Методика не ставит задачей дать готовые рецепты на все случаи учебного процесса. По мере своего дальнейшего развития методика, вооружая учителя знанием закономерностей процесса обучения и новыми приемами и средствами обучения, будет создавать все более благоприятные условия для его методического мастерства.
Страницы: 1, 2