Рефераты. Организация системы социальной помощи в период неурожая и голода 1891-1893 гг. (на примере Курской губернии)

p align="left">Возбудить ходатайство через губернское земское собрание о выдачи правительством, приписанным к сельским обществам крестьянам на продовольствие ссуды в размере 480792 пудов, что составит, по 80 копеек за пуд, 384633 рублей 60 копеек, а также ссуды на обсеменение в 1893г. яровых полей крестьянской надельной земли в размере, исчисленном управой, то есть 201600 рублей, а всего 586 233 рублей 60 копеек, при этом время выдачи продовольствия определено с 1 ноября 1892г. по 1 июля 1893г.. Проверка приговоров сельских обществ о ссуде поручена управе совместно с земскими начальниками и гласными, которые изъявят на то свое согласие. Остальные ходатайства управы признаны также заслуживающими уважения и утверждены, причем относительно открытия благотворительного комитета состоялось постановление ходатайствовать, если не последуете открытия таково, также об ассигновании на продовольствие не приписанных к обществам лиц 16800 рублей, при расчете выдать 21000 пудов, по 80 копеек за пуд. На накладные расходы по приему, хранению и выдаче хлебов, предназначенных на продовольствие и обсеменение, назначено 5000 рублей с внесением в смету 1893г., с тем, чтобы, по израсходованию, деньги эти были зачислены за теми обществами, которые воспользуются ссудами».

2. Обеспечение заработков.

Не менее важную задачу, как продовольственный вопрос, представляет вопрос об обеспечении народу заработков. Для некоторых уездов постройка Курско-Воронежской железной дороги давала заработок, особенно весною, когда работы производились в более широком размере. Также важной составляющей считалось возможность открытия работ на Краматоровской дороге.

Из заявления Курского очередного губернского земского Собрания: «Высшее Правительство, относясь чрезвычайно заботливо к нуждам крестьян, пострадавших в настоящем году от полного неурожая хлеба, и желая дать им, возможность заработать некоторую сумму денег и тем уменьшить размер ссуды, необходимой на их продовольствие, решило приступить немедленно к сооружению подъездных путей в уездах, наиболее пострадавших от неурожая. А потому министерство путей сообщения, при отношении от 6-го сентября 1891г. без особого повторительного ходатайства губернского земства, предоставило губернской Управе 230000 рублей и объяснило причину этой ассигновки так:

Ныне, в виду вновь постигшего Курскую губернию неурожая хлебов, министерством путей сообщения, по соглашению с министрами внутренних дел и финансов, признано возможным для оказания пострадавшему от неурожая населению Курской губернии довременной помощи открытием общественных работ, отпустить названному земству остальную часть ссуды в размере 230 тысяч рублей, не ожидая назначения земством соответственной суммы из собственных средств.

После получения этих денег, избранная земским Собранием комиссия о подъездных путях 20-го сентября сего года постановила: для доставления немедленного заработка населению уездов, пострадавших от неурожая, приступить с осени 1891г. к работам по следующим подъездным путям: от города Стараго-Оскола к станции Солнцево на сумму 25000 рублей, от города Новаго-Оскола к станции Прохорова на 15000 рублей, от станции Солнцево на город Тим на 15000 рублей, на замощение горы по пути на Корочу через Погорелову на 12000 рублей, от Грайворона на Белгород на 25000 рублей и от Белгорода на Волчанск на 20000 рублей, а всего на 112000 рублей».

Доклад Курской уездной земской Управы, о необходимости производства в текущем 1892г., общественных работ, с привлечением на работы крестьянского населения из пострадавших от неурожая хлебов населения: «Очередное уездное земское Собрание, по выслушиванию в заседании 25 октября минувшего 1891г. доклада Управы о необходимости ходатайствовать из сумм, находящихся в распоряжении губернского земства, отпущенных правительством на устройство подъездных путей и развитие общественных работ в пострадавших от неурожая хлебов местностях губернии, необходимой суммы, для той же цели, в пределах Курского уезда, с целью предоставления заработка пострадавшему от неурожая населению уезда, постановило: «ходатайствовать перед губернским земским Собранием об отпуске Курскому уездному земству из сумм, отпущенных правительством в распоряжение губернской Управы, тридцати тысяч рублей уездной Управе поручить, по ассигновании губернским земством суммы, устройство земляных дамб на гатях обязательно начать с весны будущего года в местностях, наиболее пострадавших от неурожая хлебов, пригласив на работы местное население.

По предложенному же Управой вопросу о разрешении произвести работы по обращению неудобных и безысходных земель в удобные и более доходные, на что испрашивалось к расходу до десяти тысяч рублей, Собрание в заседании 27 октября, одобрив предложение Управы, постановило: „разрешить Управе привести в исполнение, изложенное выше предположение свое, с взятой для этого потребной суммы у губернского земства, из числа сумм, отпущенных правительством на производство общественных работ в пострадавших от неурожая хлебов местностях».

Кроме заботы земства о предоставлении работ пострадавшему от неурожая населению уезда, с целью дать возможность зарабатывать что-либо на покупку хлеба для прокормления семейств, Его Императорское Величество Государь Император высочайше повелеть соизволил об открытии в местностях, пострадавших от неурожая, общественных работ, в видах доставления заработков нуждающемуся населению этих местностей, на что и ассигновано одиннадцать с половиной миллионов рублей.

3. Создание специального органа.

От 1891г. из заседаний Курского губернского XXVII собрания. Громадность бедствия постигшего губернию, требует огромных ссуд и экстраординарных мер. На уездных земствах лежит трудная обязанность со всею энергией бороться с этим бедствием, но необходимо, чтобы разрозненные действия земств были объединены и такое единство может дать губернскому земству создание особого органа.

В результате губернское Собрание постановило: учредить комиссию по фактическому контролю за расходованием продовольственных ссуд. Эта комиссия должна следить за всеми операциями по покупке и раздаче хлеба, как на продовольствие, так и обсеменение и контролировать, в случай надобности, на месте производство этих операций. Она должна ввести строгую и единообразную отчетность со стороны уездных земств в расходовании продовольственных сумм. Она должна следить за бумагами, документами различных покупок (хлеба). Комиссия должна быть знакома с документами этих покупок, должна съезжать на места и должна быть знакома с самой раздачей хлеба. Но она не должна стеснять деятельность уездных земств в деле народного продовольствия.

Как раз по рассмотрению вопроса о народном продовольствии в пострадавших уездах губернии, гласный С. И. Жекулин возбудил вопрос о необходимости избранием губернским Собранием из среды гласных двух трёх лиц, которые, совместно с председателем губернской управы и с представителем от Правительства, назначенным по ходатайству земства, образовали бы комиссию, какую необходимо было бы уполномочить контролировать действия уездных Управ по предмету народного продовольствия, в виду постигшего Курскую губернию бедствия. Тем более что на удовлетворение нужд губернии Собрание решило ходатайствовать перед правительством об отпуске свыше 2-х миллионов.

Необходимость создания особого органа, отмечающего текущие сельскохозяйственные явления, сознавалось давно и многими земствами, в том числе и Курским 1880г.. Как например, можно указать на Пермское, Саратовское, Московское, Полтавское, Херсонское и многие другие земства, где такие органы функционируют уже давно и с успехом.

Эта необходимость ещё более подчеркивается настоящим положением, а потому нельзя не напомнить теперь же о необходимости учреждения такого органа по собранию и группировке текущих экономических явлений в Курской губернии. Этот орган, в виду истощения материальных средств земства в борьбе с голодом, должен быть организован пока на начале привлечения дарового труда. Рассчитывалось, что в виду общего дела местная интеллигенция не откажется принять участие в собирании сведений.

Жекулин обращал внимание Собрания на небывалую громадность сумм, предназначенных к расходованию, вызванную исключительным положением настоящего года, в результате чего и предложил создать контрольную комиссию.

В течение этого же собрания гласный А. И. Роштоков в своей речи обрисовал все положения продовольственного дела, с самого его начала, указав на то, что контроль в этом деле обязательно должен быть и, причем не письменный, а по его выражению фактический. Далее он указал на то, что прежде ни Губернская Управа, ни земское Собрание не относились к продовольственному делу так серьезно, как в настоящее время, а равно и на то, что многие из уездных земств стояли вполне на высоте своего призвания, а потому губернское Собрание не могло не отнестись ко многим ходатайствам этих земств не сочувственно и удовлетворило их полностью.

4. Осуществление работы банков

Банк учрежден для расширения землевладения наиболее нуждающихся в земле крестьян. Банк, сам не дожидаясь, пока крестьяне укажут ему, может знать степень нужды разных обществ, и какие земли особенно выгодно приобрести. Малоземелье есть факт, столь определенный и легко уловимый, что банк не встретит при этом особых затруднений. Даже при теперешней организации банка знание местных условий считается им необходимым в виду более целесообразного заключения сделок. Поэтому деятельность банка должна заключаться в отыскании более дешевых и удобных земель для нуждающихся обществ. Это второе необходимое условие правильной деятельности.

Но предоставлять хотя бы и самым нуждающимся крестьянам удобные земли и в тоже время взимать с них не соответственные действительной доходности земли платежи - это значит переводить их с места на место, ломая их привычки и только расстраивая хозяйство. Поэтому третьим главным условием успешной деятельности банка является понижение платежей и соответственно их размеров - доходности земли. Наконец, нужно не только помочь обществам в настоящее время, но позаботиться и о прочности их благосостояния в будущем.

Власти всегда думали о нашем будущем, но согласитесь всегда как то не дальновидно, здесь же я могу подчеркнуть и обратить ваше внимание именно на это. Вы скажете - выдавали ссуды ,создавали банки, обеспечивали работу. Но почему же тогда всё равно и в дальнейшем многие сельские хозяйства находились в упадке. Этот вопрос имеет ответ, который и заключается как раз в том, что меры эти были лишь временными заплатками.

Не хотелось бы категорично осуждать действия власти, можно и отметить положительные стороны. К ним, например, относится как раз то, что были созданы банки, нацеленные к тому же на помощь населению. Что же касается ссуд, то здесь положительным является лишь то, что в некоторых случаях они были либо без процентов, либо в виде благотворительности со стороны власти. Хотелось бы отдельно отметить организацию продовольственного дела. Оно действительно было создано и для дальнейшей работы, для дальнейшего решения подобных проблем.

В заключении по данному вопросу скажу, что должные и своевременные меры всё же были приняты и по мере возможностей происходил выход из такого сложившегося состояния уездов и Курской губернии в целом.

Заключение

В заключении хотелось бы обобщить весь оглашенный материал и прийти к выводу.

Насколько всем нам известно, всегда в России были проблемы экономического характера, а экономика отражается во всех сферах жизни, но к тому же она же и сама отражает состояние жизни всего государства. Что же тогда получается. Мы приходим к замкнутому кругу. Но если бы это был на самом деле замкнутый круг, то соответственно мы столкнулись бы со стабильностью, а её как раз и не хватает. Получается, что какие то факторы всё же очень сильно влияют на экономику. А экономика влияет на жизнь. Если она подорвана и стоит на «трёх слонах» или так сказать на честном слове, а не на прочной основе управления и прописанных заведомо законах, то когда либо помимо обычного плохого состояния обостриться какая либо одна «насущная проблема». Что и произошло в нашем случае, то есть в Курской губернии. Хотя такие случаи были зафиксированы не только там.

Тяжелое бедствие затронуло всех без исключения, указывая, таким образом, на все обхватывающую существующую не решенную проблему.

Из собраний сочинений Л.Н. Толстого: «За последние два месяца нет книги, журнала, номера газеты, в которой бы не было статей о голоде, описывающих положение голодающих, взывающих к общественной или государственной помощи и упрекающих правительство и общество в равнодушии, медлительности и апатии. Судя по тому, что известно по газетам и что я знаю непосредственно о деятельности администрации и земства Курской губернии, упреки эти несправедливы.

В высших административных сферах шли и идут безостановочно работы, имеющие целью предотвратить ожидаемое бедствие. Ассигнуют, распределяют суммы на выдачу пособий, на общественные работы, делают распоряжения о выдаче топлива. В пострадавших губерниях собираются продовольственные комитеты, экстренные губернские и уездные собрания, придумываются средства приобретения продовольствия, собираются сведения о состоянии крестьян: через земских начальников -- для администрации, через земских деятелей -- для земства, обсуживаются и изыскиваются средства помощи. Роздана рожь для обсеменения, принимаются меры для сохранения семян овса на весну и, главное, для продовольствия в продолжение зимы».

Не только нет медлительности и апатии, но скорее можно сказать, что деятельность администрации, земства и общества доведена была до той последней степени напряжения, при которой оно может ослабеть, но едва ли может еще усилиться. Повсюду идет кипучая, энергическая деятельность.

Но у каждого действия есть всегда и обратная сторона медали. В данном случае стоит обратить внимание на точечность данных действий. Всё без исключения было направлено на преодоление той тяжелой ситуации, которая имела место быть, но никто ничего и не предпринимал по вопросу профилактики предупреждения подобных трудностей. Деятельность, как волостей, уездов, губернии, так и правительства имела очертание заплатки, которая накладывалась на надорвавшуюся ткань. Но важно понимать, что рано или поздно и заплатка не выдержит. Этого никто не учитывал и более ли менее дальновидными действиями было лишь осуществление работы банков.

В конечном итоге мы приходим к тому, что голод, затронувший не только курскую губернию, но и множество других, явился следствием плохой обеспеченности жизни и работы населения и невнимательного отношения к сельскохозяйственной жизни в стране. Таким образом, меры, предпринимавшиеся в данный период, не могли также быть проведены рационально и правильно. Они имели ряд изъянов в связи с неосведомленностью по способам решения данного вопроса. Что же касается итогов, так они были весьма удовлетворительны, но лишь при сравнении с периодом жизни населения до голода. Важно понимать, что в будущем предпринимать дальнейшие меры по улучшению сельского хозяйства, учитывая то, что оно являлось экономическим центром всей России, просто необходимо, как для населения, так и для полноценного развития страны в целом и для её экономического роста.

Литература

1. Журналы экстренного Курского губернского земского собрания 6-7 июня 1891 года. Курск, 1892.

2. Салтык Г.А. Курский край в истории Отечества. Под ред. Л.С. Полнера. Курск, 1996.

3. Земство Курской губернии. Курские губернские журналы заседаний XXVII очередного Курского губернского земского собрания 1891 года. Курск, 1892.

4. Земство Курской губернии. Журналы заседаний XXVIII очередного Курского губернского земского собрания 1892 года. Курск, 1893.

5.http://thelib.ru/books/fatyuschenko_v_i_cimbaev_n_i/vladimir_solovev__kritik_i_publicist-read.html

6. Синельников С.П. Русская Православная Церковь и голод 1891 -- 1892 гг.

http://magazines.russ.ru/volga/1999/12/sineln.html

7 Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 т. Т. 17. М.; 1984.

8 Книга М. Д. История голода 1891-1892 гг. в России. Воронеж, 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.