Нейтрализация Черного моря в значительной степени подрывала позиции царизма на Балканском полуострове. Тем не менее, союзники стремились не только фактически, но и юридически лишить Россию права покровительства народам Балкан. В то же время на конгрессе России, несмотря на военное поражение, удалось отстоять права молдавского, валашского и сербского народов. Молдова и Валахия избежали участи попасть под австрийское иго. На конгрессе был поставлен вопрос о необходимости их политического объединения. Для облегчения положения народных масс в Дунайских княжествах и проведения реформ внутреннего управления была образована специальная международная комиссия. Парижский договор подтвердил право национального независимого управления, свободу вероисповедания, законодательства, торговли и судоходства в Молдове и Валахии. Была сохранена фактическая независимость Сербии.
Складывание Крымской системы после подписания Парижского мирного договора завершилось оформлением так называемого Тройственного союза держав-победительниц. После падения Севастополя австрийская дипломатия вновь подняла вопрос о необходимости заключения союза между Англией, Францией и Австрией с гарантией целостности Турции. Это соглашение должно было быть целиком направлено против России. Парижский мир, подписанный 30 марта 1856 г., еще более ухудшил положение Турции. С внешней стороны турки выглядели как победители. По Парижскому трактату Россия потеряла Южную Бессарабию и была лишена права содержать военный флот на Черном море. Султан сохранил сюзеренитет над Сербией, Молдавией и Валахией. Но все эти выгоды были мнимыми. Поражение России вовсе не означало победу Турции. Так контроль над Молдавией, Сербией и Валахией оказался мнимым. Очень скоро (1859 - 1861 гг.) Молдавия и Валахия объединились и образовали новое государство - Румынию, а Сербия добилась вывода турецких гарнизонов.
18 февраля 1856 года был обнародован новый султанский рескрипт, который провозглашал о втором этапе танзиматских реформ. По форме он являлся продолжением Гюльханийского шерифа 1839 г. Главной его особенностью было то, что сам текст документа был почти полностью продиктован европейскими дипломатами. И самое главное - он закреплял иностранную опеку над Турцией.
Многие законы, принятые в этот второй период танзимата были направлены на обеспечение интересов иностранного капитала и инонациональной компрадорской буржуазии. В 1858 г. вышел новый земельный кодекс, несколько расширявший круг частных земель. Иностранцам было предоставлено право владения землей. В 1858 г. вышел уголовный кодекс и в 1869 г. - гражданский. Они, правда, представляли собой старые, в том числе и шариатские нормы, с некоторыми новациями.
В эти же годы Порта предоставила иностранным капиталистам ряд очень выгодных концессий на строительство железных дорог. Причем, все эти дороги предназначались преимущественно для обслуживания иностранной торговли и стратегических интересов европейских держав, являясь по существу - подъездными путями к портам. Неуклонно увеличивался внешний долг Турции. Так, уже в 1870 г. Порта задолжала иностранным державам 2,5 миллиарда франков. Для расчетов по процентам Турция отдавала иностранным компаниям право сбора таможенных сборов…
В целом, реформы второго периода танзимата не укрепили, а еще более ослабили Турцию. Правящие классы проявили полную неспособность отстоять независимость страны. Султан Абдул-Меджид был порочным и расточительным, Тратил огромные суммы на содержание двора. В 1861 г. султан умер и новым стал Абдул-Азиз - такой же непригодный правитель.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9