Рефераты. Основные этапы, формы и последствия "холодной войны"

p align="left">Проблема существования государств, разделенных в ходе военно-политических конфликтов, продолжает сохранять свою остроту на Корейском полуострове. Перед правительствами и народами двух стран стоит задача определения дальнейшей судьбы разделенной нации. История показала, что улаживание конфликтов с помощью военной силы неэффективно.

Создание Коминформа и советско-югославский инцидент. Процесс консолидации противостоящих блоков приобрел в 1947 г. конкретные очертания. С американской стороны были выдвинуты доктрина Трумэна и план Маршалла, с советской -- проводилось «идеологическое объединение » близких СССР сил, прежде всего в Восточной Европе.[4] После тщательной подготовки и консультаций с представителями восточное европейских коммунистически!! партий, большинство из которых к тому времени уже находились у власти, а также с наиболее много-численными и влиятельными компартиями Италии и Франции в Москве было принято решение о создании Информационного бюро коммунистических партий (Коминформа).

В обстановке секретности в Польше в конце сентября 1947 г. прошло первое заседание этой организации. Сообщение о нем было опубликовано позже. В основном докладе, сделанном советским представителем -- секретарем ЦК ВКП(б) А. Ждановым, и в выступлениях других участников совещания была изложена точка зрения на развитие ситуации в мире и задачи создаваемого блока. В соответствии с выдвинутой доктриной мир оказался разу деленным на два лагеря -- «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР). Было объявлено, что планы Трумэна и Маршалла направлены на «экономическое и политическое порабощение Европы». Фактически Коминформ создавался как идеологический и организационный инструмент борьбы против Запада.

Однако вскоре внутри Коминформа назрел конфликт между советской и югославской стороной. Советское партийно-государственное руководство и лично И. В. Сталин посчитали, что югославский руководитель Иосип Броз Тито действует слишком независимо. Сталин обвинил Тито во враждебном отношении к СССР и развернул против него пропагандистскую кампанию, используя Коминформ. В конфликт были вовлечены практически все европейские компартии. Хотя внешне вопрос имел идеологическую форму и представлялся как межпартийный, в действительности он носил межгосударственный характер. Во время Второй мировой войны Югославия сыграла большую роль и была одной из наиболее развитых стран Восточной Европы. И. Б. Тито пользовался в стране и на международной арене большим авторитетом. Советское партийно-государственное руководство в лице Сталина и его окружения увидело в Тито и Югославии конкурента и возможного соперника в регионе.[5]

Конфликт между Югославией и СССР привел к разрыву отношений между двумя странами, серьезно повлиял на развитие гражданской войны в Греции и усилил стремление Югославии улучшить отношения со странами Запада, прежде всего с США и балканскими соседями -- Грецией и Турцией.

Сформировавшаяся к середине 50-х гг. система международных отношений повлияла на дальнейшее развитие мира на протяжении последующих 40 лет. Внутри этого периода можно условно выделить несколько этапов, когда «холодная война» то усиливалась, то ослабевала.

Первый этап охватывает период 1956--1969 гг. Для него была характерна резкая конфронтация между двумя основными военно-политическими блоками -- Западным и Восточным. Решающую роль в них играли соответственно США и СССР. Главными чертами периода были противоборство двух сверхдержав в международных организациях по поводу конкретных проблем, непосредственное военное участие каждого из блоков в региональных событиях; появление на мировой арене новых факторов в виде политических движений и отдельных стран, выступавших за изменение двухполюсной системы международных отношений; деколонизация, способствовавшая образованию большого количества независимых государств в Африке и Азии; опасность военного конфликта между США и СССР.[7]

Представители двух блоков отстаивали свои позиции в международных организациях. На Женевских совещаниях (1954--1955 гг.) стороны добивались решения проблем в свою пользу. Это касалось корейского вопроса, урегулирования в Индокитае, объединения Германии, безопасности в Европе, а также контроля над ядерным оружием. Западные государства во главе с США стремились утвердить на практике общественно-политические и экономические модели, а также ценностные ориентиры, присущие демократическому обществу. Советская сторона ориентировалась на государства, близкие по своей общественно-политической модели и идеологии к СССР. В странах и колониях, находившихся под контролем западных государств, СССР активно поддерживал те силы, которые выступали за независимую от Запада политику.[2]

Так, Москва выступала за прекращение вооруженного вмешательства западных государств, и прежде всего Франции и США, в Индокитае. Советский Союз оказывал помощь местным освободительным движениям прокоммунистической направленности. Париж и Вашингтон видели в этом угрозу своим позициям в регионе. В результате интервенция США в Индокитае -- Вьетнаме, Камбодже и Лаосе -- проходила на фоне гражданской войны. При этом за каждой из противоборствовавших сторон стояли или СССР, или США.

Возникли разногласия по вопросу об объединении Германии и определении ее дальнейшего статуса. Советский Союз был против автоматического вхождения ГДР в ФРГ, на чем настаивали западные государства. Советское руководство выступало против участия объединенной Германии в военно-политических блоках.

Смерть в марте 1953 г. И. В. Сталина была воспринята на Западе как возможная точка отсчета для перемен во внешней и внутренней] политике Советского Союза. И действительно, они произошли. Были частично нормализованы отношения с Югославией. Однако наибольшие надежды связывались с XX съездом КПСС в 1956 г. На нем Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев выступил с докладом о культе личности Сталина. На официальном уровне с советской стороны прозвучал отказ от его на следия. Но в действительности речь шла лишь о попытке обновления коммунистического режима.

К началу 1956 г. в международных отношениях появился новый фактор -- движение неприсоединения. Оно было образовано в 1955 г. в городе Бандунге (Индонезия) по инициативе государств -- бывших колоний -- Индонезии, Бирмы, Индии, Пакистана и Шри-Ланки. Вскоре к ним присоединилась и Югославия, которая стала играть в новом движении заметную роль. Фактически его участники представляли интересы тех государств, которые не вошли в Западный и Восточный блоки. Эта «третья сила» была способна солидарно выступать на международной арене. И в самих блоках появились государства, желавшие усиления собственной роли в мировых делах. В Восточном блоке это были Китай, Албания, Румыния, в Западном -- Франция.[1]

С конца 50-х гг. отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться. Вторжение на остров Даманский в марте 1969 г. со стороны Китая едва не привело к войне на Дальнем Востоке.

Разногласия между СССР и КНР начинались как идейные. А в действительности партийно-государственное руководство Китая стремилось к равному с СССР положению в коммунистическом блоке, а также и в системе международных отношений. Пекин обвинил две сверхдержавы -- СССР и США -- в империалистических намерениях. Китай был поддержан Албанией и в определенной степени Румынией. При этом албанская сторона отказалась от участия в Варшавском договоре и Совете Экономической Взаимопомощи.

В Западном блоке постаралась укрепить свою независимую позицию Франция. Париж резко ограничил свое военное участие в НАТО, сохранив с этой организацией лишь политические связи.

Начавшаяся в СССР хрущевская «оттепель», суть которой заключалась в постепенном отходе от сталинизма, но не от коммунистической идеологии, серьезно повлияла на обстановку в государствах Восточной Европы. Были сделаны попытки отказаться от национальных вариантов сталинизма. Волнения в Венгрии переросли в народное восстание против коммунистического режима. В октябре--ноябре 1956 г. новый руководитель страны И. Надь выступил за нейтралитет Венгрии и выход страны из ОВД. [4] В результате военного вторжения советских войск народное восстание было подавлено, сотни тысяч венгров бежали за рубеж, в стране начались репрессии против широких слоев населения. И. Надь был повешен по приговору нового просоветского правительства Я. Кадара.

Москва рассматривала события в Венгрии как угрозу всему Восточному блоку. Вторично аналогичная операция была повторена в августе 1968 г. в Чехословакии. Со всей очевидностью в этих событиях проявилась общая закономерность: коммунизм оказалось невозможным реформировать, а судьбы малых стран были поставлены в зависимость от сверхдержав.

Тревожная обстановка сложилась вокруг Египта. Эта страна национализировала Суэцкий канал и вышла из колониальной зависимости. В конце октября 1956 г. на Египет напал Израиль , предварительно заручившись поддержкой Франции и Англии. Вскоре они сами стали участниками агрессии. Боевые действия остановила лишь угроза СССР применить силу.

Важным событием стала война США во Вьетнаме. Американская помощь марионеточному правительству Южного Вьетнама (поставки оружия, привлечение военных советников) оказалась недостаточной, и США начали открытую войну против Демократической Республики Вьетнам. ДРВ поддерживали СССР и Китай. В войне против Вьетнама США использовали бомбардировки, тактику «выжженной земли», химическое и термическое оружие (напалм). Массовые жертвы среди мирного населения вызвали волну протестов как в самих США, так и во всем мире против войны во Вьетнаме. Успехи партизан Южного Вьетнама, отпор со стороны ДРВ привели к поражению США во вьетнамской войне, длившейся с 1965 по 1973 г.

В период 1956--1969 гг. возникла угроза открытого военного конфликта между США и СССР. Своего пика этот процесс достиг в октябре 1962 г. в момент Карибского кризиса.

После победы на Кубе революции, свергшей проамериканского диктатора, установились дружественные отношения между новым режимом и СССР. В Советском Союзе иногда шутили, что название острова Куба расшифровывается как «Коммунизм у берегов Америки».[2]

Факт создания прокоммунистического государства в непосредственной близости от США, а также революционный пример Кубы для Латинской Америки вызывали опасения Вашингтона. Весной 1961 г. с помощью американских спецслужб на остров был организован десант противников нового кубинского режима (контрас). Однако предпринятая ими попытка свергнуть правительство Ф. Кастро провалилась. Впоследствии между СССР и Кубой было заключено военное соглашение о размещении советских ракет на кубинской территории. В обстановке секретности они были доставлены на остров. Вскоре об этом стало известно в США. В ответ правительство президента Дж. Кеннеди объявило о блокаде острова и выслало туда большой контингент военно-морских сил. Навстречу им был направлен советский флот. Дело приобретало крайне опасный оборот. Только в результате срочных консультаций между Н. С. Хрущевым и Дж. Кеннеди, проходивших через посредников (дипломатов и представителей спецслужб), после взаимных уступок удалось избежать Третьей мировой войны. Советские ракеты вывозились с Кубы, а американские -- из Турции.

Второй этап международных отношений охватывает первую половину 70-х гг. В историю он вошел под названием «детант» . Причиной ослабления международной напряженности стало достижение военно-стратегического равенства между НАТО и Варшавским договором. Обе стороны пошли на заключение широкого круга договоров и создание гарантий для безопасности в целом.

Между Советским Союзом и Соединенными Штатами на протяжении 70-х гг. было заключено свыше 23 соглашений и договоров, большая часть которых касалась ограничения вооружений.[7] Главными из них стали Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) (1972 г.), Основы взаимоотношений между СССР и США (1972 г.), Договор о предотвращении ядерной войны (1973 г.), комплекс договоров об ограничении испытаний ядерного оружия и Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) (1972 г.). Заключение этих и других двусторонних договоров между странами Варшавского договора и государствами НАТО позволило выйти и на более широкие договоренности. Центральное место среди них заняло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

С июля 1973 г. по август 1975 г. его заседания проходили в Хельсинки (Финляндия) и Женеве (Швейцария). В них участвовали представители 33 европейских стран, а также США и Канады. Выработанный в ходе многочисленных заседаний и консультаций документ -- Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкский акт) -- был принят 1 августа 1975 г. Соглашение предусматривало соблюдение принципов равенства, отказа от применения силы или ее угрозы, нерушимости границ, территориальной целостности, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека, равноправия народов, соблюдение норм международного права. Фактически Хельсинкский акт конкретизировал идеи Устава ООН.

Заключенные договоры и соглашения серьезно ослабили конфронтацию между противостоящими блоками. В то же время они не смогли полностью ликвидировать объективно существовавшие противоречия как между ними, так и между отдельными державами. Это было обусловлено различиями их общественно-политических систем, идеологических установок, наконец, их внешнеполитическими интересами. [6] Поэтому ослабление международной напряженности в конечном счете сменилось новой конфронтацией.

Третий этап развития международных отношений (конец 70-х --конец 80-х гг.) пришелся на очередной виток противостояния Советского Союза и Америки. Вновь появились все характерные для «холодной войны» черты. Каждая из сторон рассматривала происходящие в мире события через призму возможной угрозы их военно-политической безопасности. Конфронтация на Ближнем Востоке между Израилем и арабскими государствами, общественно-политические изменения в странах Азии, Африки и Латинской Америки находились в центре внимания Вашингтона и Москвы. В ряде случаев, как это было в Афганистане и в Латинской Америке, СССР и США непосредственно вмешивались в события. Главным для них было не допустить усиления другое стороны. Символом времени стала программа «звездных войн», или, официально, Стратегическая оборонная инициатива, провозглашенная администрацией президента США Р. Рейгана. Суть выдвинутой доктрины заключалась в создании системы с использованием космоса, что позволяет применять ракетное оружие фактически без ограничений. Этот дорогостоящий проект так никогда и не был воплощен. Но средства, которые был вынужден расходовать на аналогичную программу Советский Союз, существенно подорвали его экономику.[4]

Перемены в советско-американских отношениях начались с приходом к власти в СССР Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева в 1985 г. и его политическим курсом, вошедшим в историю под названием «перестройка». Именно в этот период усилилась позиция Европы в международных делах. Постепенно перемены охватили и восточноевропейские страны. Коммунистические режимы в них испытывали серьезный кризис. На протяжении 1989--1991 гг. с коммунистическими режимами в Восточной Европе было покончено. В декабре 1991 г. прекратил существование Советский Союз. Так закончилась «холодная война», и система международных отношений претерпела существенные изменения. Часть новых государств на постсоветском пространстве- Эстония, Латвия, Литва, Украина, Грузия- поставили вопрос о своем вступлении в Европейский союз и НАТО.[1] Одновременно возникновение СНГ- Содружества Независимых Государств из 12 бывших республик СССР- сопровождалось локальными конфликтами: вокруг Нагорного Карабаха на армяно-азербайджанской границе, в Приднестровье на территории Молдавии, в Такжикистане, в Грузии, а затем и на Северном Кавказе вокруг Чечни. Они поставили перед новым российским руководством задачу согласования политики в ближнем и дальнем зарубежье. В то же время бывшие союзники СССР из числа восточноевропейских стран переориентировались на ЕЭС и НАТО.

Исчезновение СССР и крушение коммунизма как общественно-политической системы; объединение Германии, при котором ГДР фактически вошла в ФРГ; сохранение за США статуса мировой державы; активизация внешнеполитического курса КНР; создание Пакистаном и Индией собственного ядерного оружия; распад отдельных многонациональных государств в Восточной Европе (Югославия и Чехословакия) -- таковы были основные события в истории международных отношений после завершения «холодной войны» в 90-х гг. XX в.

Список литературы

1. Александров-Агентов А.М.. От Коллонтай до Горбачева, Москва, 1994

2. Лельчук B. C., Пивовар Е. И. СССР и «холодная война». М., 1995.

3. Россия и СССР в войнах ХХ века (статистическое исследование). - М.: Олма - Пресс, 2001.

4. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., История зарубежных стран.-М.,2003.

5. Уткин А. «Мировая холодная война»,М.:«Эксмо» 2005 г.

6. Флитов А. Как начиналась холодная война // Советская внешняя политика в годы "холодной войны" (1945-1985). - М., 1995.

7. Черчиль У., Вторая мировая война, М.: Воениздат, 1991.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.