Рефераты. Основные социально-экономические направления развития Саратовского края в XVIII веке

p align="left">Образование немецких колоний внесло большое оживление в жизнь края. Сюда стали притекать массы русских крестьян и различного рода предпринимателей. Надо было строить дома для колонистов, и на Волге закипела бойкая торговля лесом. Сделки заключались на десятки тысяч рублей. Особенно проявили себя саратовские купцы, стремившиеся получить побольше прибыли в связи с поселением колонистов. Весь принимаемый в плотах с верховья Волги лес они скупали и по дорогим ценам перепродавали его Саратовской конторе опекунства. Потребовался специальный указ, запрещающий саратовским купцам спекуляцию лесом.

В Саратов прибыло множество плотников и всякого рода строителей. Здесь были киренские, петровские, коломенские и других мест крестьяне, купцы, подрядчики. Служилые татары, пахотные солдаты, однодворцовые подряжались строить дома.

Каковы же основные итоги немецкой колонизации Нижнего Поволжья в XVIII веке? Надежды правительства на то, что поселение иностранцев принесет новую, более высокую культуру земледелия и приведет к возникновению и развитию промышленности, не оправдались. Предприятия ремесленников как в Саратове, так и в колониях оставались до самого конца XVIII века на стадии ремесленного производств и домашних промыслов. Кроме русской канатной фабрики, никаких других заведений здесь не появилось.

§ 3. Соляные промыслы

В тесной связи с начавшейся интенсивной колонизацией развивались промыслы и торговля. Важнейшими из них были соляной и рыбный промыслы. Нижневолжские соляные месторождения известны с середины 16 века. Уже тогда астраханскую соль "нагребали" и возили на казенных монастырских и купеческих судах по Волге и её притокам в центральные области России.

В речение 17-18 вв. спрос на этот продукт первой необходимости возрастал. Велись поиски новых месторождений. Одним из вновь открытых мест соледобычи в 18 веке стало Эльтонское озеро.20

Озеро 50 верст в окружности обладало колоссальными запасами самосадочной соли.21 Добыча и транспорт её были регулярными, пока действовал договор между Петром 1 и калмыцким ханом Аюкой о том, чтобы калмыки не препятствовали добыче и возке соли, которой занимались вольные люди, приезжавшие с Украины, из Москвы и других мест. По указу Петра 1 была установлена государственная монополия на добычу и продажу эльтонской соли. Количество её добычи ограничивалось, не хватало рабочих - ломщиков соли и возчиков.

Правительством предпринимались новые меры для организации соляного дела в Нижнем Поволжье. Казна взяла на себя финансирование, оборудование и охрану промысла.

Покровская и Николаевская слободы становились базами, куда свозилась эльтонская соль. В Саратове и Дмитриевске строились "магазины"-соляные склады, окруженные рвом и земляным валом. Для управления всей "соляной операцией" в 1747 году в Саратове было учреждено Соляное комиссариатство, позже называвшееся Низовой соляной конторой с целым штатом чиновников и воинской командой.

Масштабы добычи, вывоза и продажи соли из года в год возрастали. Уже в 1749 году через Саратов и Дмитриевск водным и гужевым транспортом казне доставлялось 1,5 млн. пудов соли. А через 10 лет с озера было доставлено 6,5 млн. пудов.

Эльтонский промысел приобрел всероссийское значение.22Он давал две трети добываемой соли в государстве. В 60-70-е эльтонской солью снабжались шестнадцать губерний России.23

В соляном деле, которое давало стране большие доходы не хватало рабочей силы, особенно ломщиков соли, условия жизни и труда были особенно тяжелыми. Собираясь с весны у озера в иные годы (1765-1770) по 3-4 тысячи человек, они работали там до поздней осени.24Жили в сырых землянках, находясь под строжайшим надзором специальных приставов. Для выламывания пешнями соляных глыб со дна озера ломщики должны были постоянно находиться по пояс в крепком соляном растворе - рапе, которой было покрыто озеро на глубину 1-1,5 метра. Выломанную соль погружали в лодки, свозили на берег, промывали и складывали на специальных токах для просушки. Летом при невыносимой жаре горячий соляной раствор разъедал тело, кожа покрывалась язвами. При перегрузке соляных глыб ломщики получали увечья. Не имея никакой медицинской помощи, многие работные люди умирали. Другие, изнуренные тяжелыми условиями, убегали. За свой труд ломщики получали плату не от казны, а от возчиков соли по одной копейки с пуда.

Сложным было обеспечение промыслов рабочей силой и транспортными средствами. Ежегодно требовалось перевозить гужевым и водным транспортом 5-6 млн. пудов соли по городам и губерниям страны.

После учреждения в Саратове Низовой соляной конторы по всему государству были разосланы Указы о том, что все, кто пожелает брать соль с Эльтонского озера, "возить и ставить в казну", могут являться в Саратов для заключения договоров, а деньги за поставку "выдавать станут без всякого удержания". Принимать крепостных крестьян в качестве возчиков соли было запрещено.

В 40-е годы в Саратовский край стали прибывать украинцы на постоянное жительство и работу в качестве солевозчиков. Их привлекали сюда выгодные заработки и благоприятные условия для земледелия и скотоводства. Поселившимся в крае отводились пахотные земли и сенокосные угодья. В лице чумаков казна приобретала постоянный солевозный обоз, обеспечивавший доставку соли с Эльтонского озера в казенные склады Дмитриевска и Саратова.

На территории будущих Саратовского, Камышинского, Аткарского, Балашовского, и Царицынского уездов было основано свыше 100 украинских слобод, сел, хуторов. Общее количество солевозчиков в третьей четверти XVIII века возросло до 4 тысяч человек.25Солевозчики были однородными по своему имущественному и социальному положению: ими становились те, кто имел скот, упряжки, фуры. Не имевшие этого работали ломщиками соли или наемными людьми у зажиточных солевозчиков.

Разбогатевшие солевозчики становились землевладельцами, скотопромышленниками, скупщиками и ростовщиками. В украинской деревне на саратовской земле происходили процессы социальной дифференциации, формирования буржуазных элементов, с одной стороны, разорения и обнищания украинских крестьян - с другой.

В одном из документов конца XVIII - начала XIX века приводятся интересные сведения о составе украинского населения в наиболее крупных слободах - Покровской, Узморской, Николаевской, Баландинском городке, Сокуре, Самойловке, находившихся на казенных землях. Всего в них числилось 12893 души мужского пола: солевозчиков - 3684 д.м.п., хлебопашцев - 1533 д.м.п., " бедных, не имеющих скота, но служилых при возчиках" - 1705 д.м.п., "служащих и работающих при магазинах" -548, женщин, детей и стариков -4389. Около одной трети бывших казенных солевозчиков стали земледельцами, работающими "при возчиках" и "при магазинах" - 2253 д.м.п. Часть украинцев оказалась на помещичьих землях. Сначала русские помещики записывали поселившихся на их землях украинцев в "подданство" за дозволение жить на земле помещика при условии ежегодной уплаты денежного оброка. А затем при очередной переписи - ревизии все жившие на помещичьей земле были записаны за помещиками как крепостные, пребывая в этом состоянии до самой отмены крепостного права.

Подряды от казны на доставку соли на судах по Волге и гужевым транспортом брали как саратовские, так и иногородние купцы: московские, нижегородские, балахнинские, коломенские, пензенские, подольские, елецкие, белгородские. Участвовали в подрядных сделках зажиточные казенные и монастырские крестьяне. Выгодными подрядными операциями занимались представители дворянской знати, князья и графы: Гагарины, Нарышкины, Голицыны, Трубецкие, Шереметьев. Среди подрядчиков немало было помещиков соседних приволжских провинций и уездов - Симбирского, Тамбовского, Сызранского и др.

Помещики использовали в качестве возчиков своих крепостных крестьян. Крупные дворяне-откупщики обзаводились в Саратове и Дмитриевске дворовыми местами и собственными конторами во главе с управляющими.26Некоторые купцы - подрядчики имели на Волге собственные суда, приспособленные для перевозки соли. Они успешно конкурировали с казной, имевшей для перевозки соли по Волги 40 машинных судов. На казенных судах переправлялось около 20-25 % всей отправляемой из Дмитриевска соли, остальные 75% перевозили подрядчики-купцы, дворяне и др.

Купеческие транспорты были лучше обеспечены рабочей силой -бурлаками.27Для найма на работы, связанные с доставкой соли, в Саратов и Дмитриевск ежегодно ранней весной прибывали тысячи крестьян из нечерноземных губерний и уездов Среднего и Верхнего Поволжья. Шли оборочные помещичьи крестьяне, отпущенные "по билетам" дворцовые, черносошные, монастырские, ясачные татары и мордва, пахотные солдаты и др.

В 50-х гг. для обеспечения регулярной доставки соли по Волге по распоряжению Главной соляной конторы были построены в Казанском и Вятском уездах в селах Работки, Кадницы, г. Лысково 40 казенных "машинных" судов с грузоподъемностью в 50 тысяч пудов каждое.28

В первые же годы обнаружилось, что попытка правительства обеспечить поставку соли казенными "машинными" судами, затрата больших средств на их строительство себя не оправдали. Суда оказались ненадежными и непригодными, так как были построены наспех из мерзлого леса.29

Кроме того, возникали трудности с наймом судовых рабочих: тяжесть труда, злоупотребления и произвол судовых офицеров, приказчиков.

Преступления, срывавшие поставку казенной соли, и убытки были настолько значительными, что управляющий Саратовской Соляной конторой Волков и его "команда" были преданы военному суду.

Организация и эксплуатация важнейшего в экономическом отношении для государства Эльтонского соляного промысла носила на себе печать феодально-крепостнического строя. Труд был малопроизводительным, тягостным для десятков тысяч работных людей. Узкий, чисто фискальный подход правительства к "соляной операции" тормозил развитие новых, прогрессивных отношений в этой отрасли промышленности.

§ 4. Рыбный промысел и торговля

Богатство волжских рыболовных угодий и удобные пути сообщения по воде и суше благоприятствовали дальнейшему развитию рыболовного промысла в 18 веке.

Повышение спроса на волжскую красную рыбу, высокая доходность от занятий промысловым рыболовством, не требовавших больших затрат, привлекали не только местных - саратовских, царицынских, но и пришлых иногородних купцов и других предпринимателей из разных мест России и главным образом из верховых городов - Нижнего Новгорода, Казани, Симбирска, а также Москвы, Коломны.

Количество добываемой рыбы возрастало. Она становилась одним из главных предметов торговли в Саратове и других городах края - Царицыне, Дмитриевске (Камышине), Черном Яре, слободах Воскресенской и Малыковке (Вольске).

Рыбопромышленники имели на ватагах, в селах и городах по берегам Волги постройки, приспособления и оборудование для лова, разделки рыбы и приготовления рыбных товаров - икры, вязиги. Строились специальные садки, ледники, амбары для хранения рыбы. Ватаги обслуживались десятками и сотнями работных людей - ловцов, гребцов и др. Заготовленную свежемороженую, соленую, вяленую, копченую рыбу, соленую зернистую и паюсную икру (белужью, осетровую, севрюжью в бочках, мешочную или в лукошках), тешу красной рыбы, вязигу, "белужьи горлышки" (род лакомства), "сомовьи плески" и другие рыбные товары скупали у промысловиков саратовские и иногородние купцы оптом и в розницу на рыболовецких станах и ватагах.

С развитием рыбного промысла Саратов и Царицын стали центрами торговли и вывоза значительного количества рыбы и рыбных товаров в обширные районы Центральной России, Верхнего Поволжья и Прибалтики.30

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.