Рефераты. Основные тенденции формирования средневекового общества и Древняя Русь

современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь». Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с. южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям, как на севере, так и на юге восточнославянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Вопрос3. Киевская Русь в IX-XII вв. (внутренняя и внешняя

политика)

Историю Древнерусского государства - Киевской Руси - можно условно разделить на два периода. Первый из них - это время довольно длительного «собирания» восточнославянских земель. Он растянулся с 80-х гг. IX в. почти до конца X в., когда окончательно были присоединены последние земли. Второй период - это время существования единого или относительно единого Киевского государства, приблизительно с конца X в. до 20-х годов XII в., когда оно окончательно распалось на независимые княжества.

Начальный период Киевской Руси неразрывно связан с деятельностью первых киевских князей Олега, Игоря, княгини Ольги, князей Святослава и Владимира.

Образование единого древнерусского государства обычно связывают с именем князя Олега (882-912), который положил начало объединению восточнославянских земель. Используя, главным образом, насильственные методы (завоевание и обложение данью), Олег, двигаясь из Новгорода на юг, сначала покорил земли смоленских кривичей, а затем и киевских полян. Киев стал центром складывающегося государства.

Приемники Олега - киевские князья - активно продолжали объединительную политику. В ряде земель они встречали значительное сопротивление местной знати, но подавляли его силой оружия. К концу X в. таким образом, в состав древнерусского государства были включены племенные союзы и княжества северян, радимичей, вятичей, древлян, а также земли некоторых неславянских народов. Последними были присоединены Червенские города на западе и Карпатская Русь.

Порядок взаимоотношений киевских князей с присоединенными территориями окончательно сложился при князе Игоре (912-945) и княгине Ольге (946-964), его супруге. Киевские князья с войском собирали дань с населения. Ежегодно в ноябре они отправлялись из Киева в «полюдье», т.е. объезд славянских земель. Кормясь там, в течение всей зимы, они в апреле возвращались в Киев с данью. Княгиня Ольга после смерти мужа, убитого в 945 г., во время полюдья в земле древлян, изменила систему сбора дани. Она установила «оброки», т.е. нормы повинностей, и наметила во время своей поездки «погосты» - административно-финансовые центры сбора податей. Таким образом, Ольга стремилась ликвидировать «автономию» местных племенных княжений, прочно связать их через систему политико-экономических отношений господства и подчинения в единое государство.

Наряду с проблемами укрепления государственности, в политике киевских князей отчетливо просматривался и внешнеполитический аспект. Древнерусское государство стремилось обезопасить себя от внешних врагов, расширить свою территорию и завоевать выгодные торговые пути. В этом смысле особенно выдающейся представляется деятельность князя Святослава (964-972), сына Ольги. Своими военными походами против враждебных государств - Хазарского каганата, Волжской Булгарии, Византии, а также степных кочевых племен - этот князь выполнил многие внешнеполитические задачи, стоящие перед формирующимся молодым государством.

Значительный шаг вперед Киевская Русь сделала в период княжения Владимира Святославовича (980-1015). В это время окончательно завершился процесс формирования территории Киевской Руси, были созданы основы политико-государственного устройства.

Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Он управлял при помощи совета из других князей и дружинников (боярская дума). Дружина делилась на старшую (бояре, мужи) и младшую (гриди, отроки). С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли территорию государства. Дружинники получали от князей право на доходы (в виде дани), многие из них становились земельными собственниками, ведшими хозяйство в своих имениях (вотчинах) путем эксплуатации труда закабаляемых крестьян. Города управлялись княжескими посадниками. Постепенно складывалась иерархия правящего класса. Князья союзов племен и племенные князья стали служилыми князьями великого князя, а остальная военно-служилая знать вошла в военно-служилое сословие, окружавшее великого князя.

В 988 г. Владимир Святославович проводит коренную религиозную реформу. Роль государственной религии вместо язычества занимает христианство (православие), заимствованное из Византии. Принятие новой веры вооружало правящий класс действенной идеологической доктриной, освещавшей динамичные процессы классообразования и придававшей им “божественный” характер. Христианство способствовало развитию древнерусской культуры. Значительно возрос международный авторитет Руси, влившейся в сообщество европейских христианских государств.

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры. Своеобразными очагами культуры на Руси стали церкви. При них собирались книги, работали переписчики. Старейшая русская книга - Остромирово Евангелие, созданное в Новгороде в середине XI века.

К середине XI в. относится рождение первых русских церковных литературных произведений - «Поучение к братии» новгородского епископа Луки и «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Появляются первые русские жития святых - «Житие Бориса и Глеба».

Кроме религиозных произведений стала появляться и светская литература, самым оригинальным жанром которой было летописание - ежегодная запись событий. Среди памятников мировой культуры почетное место занимает начальная русская летопись - «Повесть временных лет». Ее автор, монах Киево-Печерского монастыря Нестор, создал картину возникновения государства «Русская земля».

С правлением Владимира Святославовича условно завершается первый период в развитии Киевской Руси.

Начало нового этапа знаменуется правлением великого князя Ярослава Владимировича (1019-1054), получившего впоследствии прозвище Мудрого за выдающийся ум и исключительную по тем временам образованность. Время Ярослава Мудрого - это время расцвета Руси. Враждебные кочевые племена были отогнаны от южных рубежей государства, что позволило сосредоточиться на вопросах внутригосударственного устройства.

С именем Ярослава Мудрого связаны строительство церквей, перевод греческих книг и издание первого варианта «Русской правды» - важнейшего памятника древнерусского права (около 1016 г.). В «Правде» Ярослава говорится ещё о таких пережитках патриархально-общинных отношений как право кровной мести за убийство. Однако кровная месть уже отмирает и заменяется денежным штрафом (вирой) по приговору суда. Наряду со свободными людьми в «Правде» говорится и о зависимом населении - холопах. В 1072 г. Появился новый текст «Русской правды», дополненной сыновьями Ярослава - Изяславом, Святославом и Всеволодом. Новый суровый закон защищал, прежде всего, личные владения (домены) князей и бояр, их жизни и имущество. Убийство княжеских администраторов, огнищан и тиунов каралось смертью или огромным штрафом в 80 гривен, что равнялось стоимости стада в 100 голов крупного рогатого скота.

С именем Владимира Мономаха (1113-1125), ставшего великим князем в результате восстания киевских городских низов, связано издание третьей редакции «Русской правды». Владимир Мономах дополнил этот документ своим «Уставом». «Устав Владимира Всеволодовича» расширил правовые нормы великокняжеской «Русской правды» прежних редакций до общефеодальных, где князь и боярин одинаково подразумеваются под словом «господин». Это свидетельствует о фактическом завершении процесса дифференциации общества на господствующие и зависимые слои населения, оформлении типичной социальной структуры средневекового общества.

При Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе (1125-1132) могущество централизованного древнерусского государства достигло своего апогея. Киевская Русь органично вписывалась в систему международных связей, играя роль связующего звена между странами Европы и Востока. В XI - XII вв. самые могущественные короли Европы желали союза с Русью и нередко закрепляли его брачными связями. Киевские князья породнились с королями Франции, Англии, Швеции, Польши, Венгрии, Византии.

Государство Киевская Русь до его распада на отдельные княжества было одним из сильнейших государств раннесредневековой Европы, быстро догонявшим передовые страны в социально-политическом и культурном развитии.

Вопрос №4. Распад Киевской Руси на самостоятельные

государственные образования (период феодальной

раздробленности).

Объединение восточнославянских земель под верховенством Киева было закономерным процессом, связанным с зарождением классовых отношений и возникновением раннефеодального государства. Но государства этого типа не отличаются внутренней прочностью. Дальнейшее историческое развитие неизбежно ведет к распаду таких политических объединений. Киевская Русь, хотя и оказалась долговечнее большинства аналогичных государственных объединений (например, империи Каролингов в Западной Европе), все же была обречена на переход к раздробленному состоянию.

Политическая раздробленность рассматривается как закономерный и прогрессивный этап в развитии средневекового общества, характеризующийся переходом его в стадию зрелости. Для развития хозяйственно-экономических отношений, политического устройства и социальной структуры общества нужны были другие масштабы государства и другая система власти и управления, приспособленные к интересам господствующего класса - местных князей, бояр, мелкого военно-служилого люда, духовенства.

Для обособления отдельных земель потребовался целый комплекс социально-экономических, политических, этнических и других предпосылок.

В основе социально-экономических предпосылок лежал процесс феодализации - рост феодальной земельной собственности - и складывание основных классов средневекового общества - феодалов и зависимых крестьян. Формирование крупной земельной собственности шло несколькими путями. Сначала оно происходило путем «окняжения» ранее общинных земель, которое делало живших там свободных общинников зависимыми от князя «смердами», платившими ему подати. Затем великие князья стали раздавать «окняженные» земли зависевшим от них местным князьям, боярам, монастырям в виде земельных пожалований. Из них к XII в. уже сформировались полноценные боярские вотчины - крупные наследственные земельные владения местной знати, обрабатывающиеся зависимыми крестьянами. Доходы с земельных владений составляли основной доход боярства, и поэтому оно было кровно заинтересовано не только в расширении этих владений, но и закреплении их навечно за собой и своими наследниками независимо от воли великого князя.

Стремление крупных вотчинников к хозяйственной автономии подкреплялось и их политическими устремлениями. С появлением вотчин во всех концах Руси сложился мощный слой боярства, которого уже не устраивал громоздкий и зачастую отдаленный от них политический аппарат Киевской Руси, ослабленный к тому же частыми междоусобицами великих князей. На местах нужна была своя сильная, стабильная и мобильная власть. На протяжении XII - XIII вв. повсеместно наблюдается устойчивая тенденция к созданию местных атрибутов государственной власти и управления (войско, налоги, суд и т.д.). Укрепление власти на местах и складывание самостоятельных государственных образований - главный результат политической раздробленности.

Изменения в политической истории, имевшие место в XI - XII вв., способствовали оживлению местных особенностей и различий в жизни восточного славянства, в том числе в языке, быту и т.д. Все большее этническое обособление отдельных областей Древней Руси не только не было преодолено, но и вкупе с рядом экономических и социальных факторов привело в итоге к разделению единой древнерусской народности на великороссов, украинцев и белорусов.

В XII - первой трети XIII вв. на территории Киевской Руси сложилось до полутора десятка самостоятельных княжеств. Политический строй Руси этого времени скорее напоминал федерацию независимых государственных образований, связанных лишь признанием «старшинства» великого киевского князя и некоторыми вопросами общерусской внешней политики, в первую очередь, борьбой с кочевниками.

Из большого числа государств наиболее значительными были Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская земля, Галицко-Волынское княжество. Прочие земли на протяжении XII в. дробились на мелкие уделы и не представляли политической силы.

В XII - XIII вв. окраинная северо-восточная Русь временно консолидировалась. Основой такой консолидации было крупное княжеское, боярское и монастырское землевладение. Княжеские владения (личный домен) были наиболее значительными. Стремясь упрочить свою единоличную власть, владимирские князья пытались ограничить землевладение крупных бояр. В этой борьбе они опирались на горожан и мелкий военный люд (дворян).

Первый независимый от Киева владимирский князь Юрий Всеволодович (1125-1157) стремился укрепить авторитет княжеской власти за счет проведения активной внешней политики. Осуществляя походы против соседних земель, он значительно расширил пределы своего домена. Он строил новые города и крепости, управлявшиеся княжеской администрацией. Одной из таких небольших пограничных крепостей первоначально была Москва.

Стремление к гегемонии не только в северо-восточном регионе, но и достижение главенства на Руси путем подчинения удельных владетелей сильной великокняжеской власти знаменует правление Андрея Боголюбского (1157-1174), сына Юрия Всеволодовича. Как и отец, новый князь стремился овладеть Киевом с целью присвоения титула Великого князя киевского. В 1168 г. он взял Киев буквально как вражеский город, разграбил его, после чего ушел в свою столицу - город Владимир на Клязьме.

Усиление авторитета и власти Андрея Боголюбского вызвали сильное противодействие боярской оппозиции. Почувствовав себя единовластным государем, Андрей попытался ликвидировать боярскую думу (совет при князе), за что и поплатился жизнью. В 1174 г. он пал жертвой боярского заговора.

Новый князь - брат Андрея Всеволод (1175-1212) - сумел с помощью владимирских горожан подавить боярский сепаратизм и временно укрепить княжескую власть. Всеволод был сильнейшим князем тогдашней Руси. Всеволод подтвердил титул Великого князя киевского, но с его времени появился титул Великого князя владимирского. Особенно активной была восточная политика Всеволода. Он подчинил своему влиянию многие неславянские поволжские племена, на землях которых впоследствии была основана крепость Нижний Новгород.

Однако после смерти Всеволода, который из-за многочисленного потомства получил прозвище «Большое гнездо», Владимиро-Суздальское княжество распалось на отдельные части.

Своеобразное место среди древнерусских земель XII - XIII вв. занимал Великий Новгород с его обширными владениями.

Будучи наиболее развитым, в экономическом отношении регионом тогдашней Руси, Новгород уже в XI в. стал проявлять тенденцию к обособлению от Киева. В 1126 г. новгородские бояре добились, чтобы посадники (главные правители города) выбирались на вече (народном собрании) из числа новгородцев, а не присылались из Киева. А в 1136г. в результате восстания против князя Всеволода Мстиславовича, который в конечном итоге был изгнан из Новгорода, формально главой Новгородского государства стало вече, которое призывало угодного ему князя. Сам князь уже не имел самостоятельной власти и, за редким исключением, полностью зависел от новгородского боярства, командовавшего на вече. Однако само вече из собрания полноправных горожан превратилось в орудие нескольких крупных боярских фамилий, которым принадлежала вся власть в городе. Великий Новгород превратился в своеобразную боярскую республику. Приглашаемый вечем князь приносил присягу на верность новгородским обычаям. Вскоре выборными стали должности новгородского епископа и тысяцкого, который командовал новгородским ополчением. Высшим лицом новгородской администрации был посадник, избиравшийся на вече из знатнейших бояр.

Расположенный на северо-западных рубежах Руси, Великий Новгород играл важную роль. Это был не только крупнейший торгово-ремесленный центр Руси, открывавший ей «окно в Европу», но и мощный форпост обороны русских земель. Несмотря на свою экономическую силу и политическую самостоятельность, Новгород вынужден был считаться с сильнейшими князьями Руси, в первую очередь, владимиро-суздальскими. Часто со стороны Владимира устанавливалась экономическая блокада Новгорода, что вынуждало вече приглашать в князья ставленников владимиро-суздальских князей.

Большую роль среди русских земель играли во второй половине XII - XIII вв. юго-западные княжества Волынское и Галицкое. В них правили потомки из разных линий Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Галицким и Волынским князьям, как и владимиро-суздальским, приходилось вести постоянную борьбу с боярством, сепаратизм которого находил поддержку у польских и венгерских феодалов. Нередко князьям удавалось на некоторое время одержать верх в этой борьбе и два княжества объединялись, как это случилось, например, при князе Романе Мстиславовиче (1187-1205). Однако после монгольского нашествия Галицко-Волынская Русь распалась на мелкие княжества, которые в итоге перешли под власть Литовского княжества и Польши.

Заключение

На протяжение VI - IX вв. в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы шел интенсивный процесс консолидации восточнославянских племен в племенные объединения, формировались зачатки государственности.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Государство Киевская Русь до его распада на отдельные княжества было одним из сильнейших государств раннесредневековой Европы, быстро догонявшим передовые страны в социально-политическом и культурном развитии

Киевская Русь обладала самобытной и оригинальной культурой, не уступавшей по своему уровню западноевропейской. Она носила религиозный характер. Следует отметить, что значительная часть культурных памятников была уничтожена татаро-монгольским нашествием.

Список используемой литературы

1. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Под ред. Красновского А.А. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2005.

2. Ананьев А.Р. Призвание Рюриковичей, или тысячелетняя загадка России. Кн.I - М., 2006.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: АСТ, 2006.

I. Основная литература.

1. *Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2004.

2. *Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г, Сивохина Т.А. История России: Учебник. - М.: Проспект, 2004.

3. *Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.

II. Дополнительная литература.

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: АСТ, 2006.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М.: АСТ, 2006.

3. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.I. - М., 2005.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.