6 октября 1861 года было высочайше разрешено принимать в гимназии и евреек. Только им был воспрещен доступ во вновь открываемые училища, из-за того, что еврейская общественность не принимала участия в собирании капитала, на проценты с которого содержались женские училища [11 с. 40]. Вышеуказанное распоряжение было обжаловано евреями перед принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским. Главный совет женских учебных заведений принял во внимание это ходатайство и постановил разрешить дочерям евреев поступать на общем основании в гимназии для приходящих девиц. В 1879 году была принята единая и обязательная для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. В 1905 году она была немого изменена и дополнена [24, с. 115].
Начиная с 1863 года, в связи с восстанием 1863-1864 годов, вопрос о женском воспитании и образовании чрезвычайно обострился. Еще до этих событий учебная администрация округа решительно высказалась за подчинение училищ ведению правительства. В дни восстания необходимость проведения этой меры стала для правительства очевидной. В 1863 году распоряжением военного генерал-губернатора Н.М. Муравьева было установлено наблюдение за политической благонадежностью частных пансионов, гимназий и их содержательниц. Как содержательницы, так и воспитанницы женских пансионов принимали горячее участие в пении гимнов и в уличных демонстрациях. Поэтому Муравьев отдал распоряжение о закрытии всех польских пансионов, об увольнении из женских гимназий надзирательниц и преподавателей польской национальности [7, с. 44].
К женским гимназиям были предъявлены жёсткие тиребования и установлен пристальный контроль [7, с. 49]. Кандидаток, которые бы полностью соответствовали этим требованиям, найти было трудно, и это отрицательно сказывалось на функционировании гимназий. Губернаторам западных губерний также было поручено проследить, чтобы в следующем 1863-1864 учебном году польский язык изучался в равном объеме с другими иностранными языками. Через год польский язык совсем исчез из женских гимназий. После того, как преподавательский состав Виленской, Гродненской и Ковенской женских гимназий был пополнен учителями русской национальности стали открываться новые женские гимназии в остальных губернских городах. Эти гимназии также находились в ведении Мариинского ведомства. Таким образом, в 1866 году в Беларуси было уже 4 женских гимназии Мариинского ведомства в губернских городах (Гродно, Могилев, Минск, Витебск).
Попечитель Виленского учебного округа И.П. Корнилов в 1866 году составил проект организации женского образования в округе [17, с. 121]. Главная идея этого проекта состояла в том, чтобы в населенных пунктах с преимущественно православным населением открыть новые женские учебные заведения, которые бы осуществляли обучение и воспитание в духе русского самодержавия и с наименьшими государственными затратами. И.П. Корнилов предлагал открыть женские училища в Бресте, Пружанах, Слониме, Мстиславле, Мозыре, Бобруйске. Содержательницами этих училищ и преподавателями в них должны были стать «благонадежные русские» (лица) православного исповедания и «самые благонадежные» из лиц лютеранской веры[17, 136]. В 1868 году эта предложенная И.П. Корниловым система открытия женских училищ была принята. Было открыто 32 таких училища в Виленском учебном округе [7, с. 57].
Женские гимназии в первые годы своего существования развивались слабо и медленно. Учениц поступало в них мало, да и те ученицы, которые поступали в гимназии, были большей частью детьми самых бедных родителей, так что треть всех учениц была не в состоянии вносить плату за обучение. Женские гимназии не были популярны в среде польско-белорусского дворянства. Оно с самого начала отнеслось к женским гимназиям с недоверием и предубеждением, как к заведениям от правительства. Родителям высшего сословия было неудобно отдавать своих детей в женские гимназии, а тем более под сопровождением слуг. Широкое распространение получило домашнее образование[24, с. 157].
Но постепенно гимназии стали наполняться ученицами, среди которых находились дети состоятельных и бедных родителей различных вероисповеданий. Доверие местного общества к данным учебным заведениям выразилось в постоянном приросте числа учащихся. Если в 1867 году в женских гимназиях Северо-Западного края было 560 учениц то в 1870 году - уже 882. В 70-х годах XIX в. количество воспитанниц настолько возросло, что многим приходилось отказывать в приеме из-за недостатка вакансий. [19, с. 113].
Ввиду этого при гимназиях постепенно стали открываться параллельные отделения, и плата за обучение была повышена. Резкое увеличение количества учащихся в женских учебных заведениях в 70-е годы можно объяснить, во-первых, борьбой русской администрации с польскими частными пансионами и школами, которые существовали нередко без разрешения правительства; во-вторых, увеличением количества русских чиновничьих семей, которые нуждались в образовании для своих дочерей. Повысились также требования к уровню знаний поступающих. До 80-х годов основная часть женских гимназий были шестиклассными, к концу же XIX в. большинство их стало семиклассными, что и предусматривалось уставом женских гимназий.
В 80-90-х годах XIX в. в Беларуси начали открываться всесословные женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения. [23, с. 20] Они создавались по «Положению о гимназиях и прогимназиях в Юго-Западном крае» от 26 мая 1869 года. Это положение фактически распространялось на северо-западные губернии. Общероссийское «Положение о гимназиях Министерства народного просвещения» 1870 года здесь не получило распространения [18, с. 130] . «Положение» 26 мая 1869 года отличалось от общероссийского тем, что не допускало участия в учреждении и управлении женской школой представителей городских сословий, а также было направлено на отстранение польского и белорусского дворянства от участия в делах женских учебных заведений. «Положением» 1869 года устанавливалось, что женские гимназии и прогимназии состоят в ведении Министерства народного просвещения и подчиняются непосредственно попечителю конкретного округа [25, с. 66].
Во второй половине XIX - начале XX вв. среднее женское образование в Беларуси, как и в России, заняло довольно прочное положение в системе народного образования. Появления среднего женского образования стало результатом борьбы демократической общественности за право женщин на получение образования, а также реформирования системы народного образования. Среднее женское образование было профессионально сориентированным на деятельность выпускниц в качестве «начальной учительницы ». Женские гимназии на первом этапе своей деятельности развивались слабо и медленно. В них в основном занимались дети бедных слоёв населения. Но постепенно в гимназии стали поступать дети и состоятельных родителей.
2.2 Женские училища духовного ведомства
Одним из типов учебных заведений, существовавших на территории Беларуси во второй половине XIX , были женские училища духовного ведомства. Открытие их было связано со значительным увеличением в 60-е годы XIX в. количества служителей русской православной церкви. Непосредственной задачей данных учебных заведений была подготовка будущих жен для священнослужителей - «благочестивых супруг и просвещенных матерей, которые могли бы содействовать нравственному усовершенствованию православного духовенства, а через него - и народа»[3, с. 88]. Воспитание девочек духовного звания очень сильно отличалось от других заведений.
Началом истории деятельности женских училищ духовного ведомства можно считать 30 - 40 годы XIX в., когда возникают первые приюты для малолетних дочерей сирот священников при православных монастырях. Первый приют на территории Беларуси был устроен при Буйничском монастыре в Могилевской епархии [3, с. 90]. Вторая половина 40-х - 50-е годы XIX в. характеризуются превращением приютов из благотворительных заведений в благотворительно-просветительные учебные заведения. В конце 50-х годов выявилось несоответствие между количеством желающих получить образование и ограниченным количеством вакансий в этих заведениях. К тому же выявилась потребность в более просвещенных женах и матерях по сравнению с теми, которые выходили из приютов. Поэтому в конце 50-х годов XIX в. начались работы по созданию правительственных просветительных учреждений. Особенно остро эта проблема стояла в Западном крае, так как для успешного и окончательного обращения униатов и укрепления православия необходима была правильная организация женского образования «в духе православия и русской народности» на территории Беларуси [25, с. 74].
Одним из первых, кто поднял в правительстве вопрос об учреждении в западных епархиях России учебных заведений для девиц духовного звания, был вице-директор департамента духовных дел иностранных исповеданий П.Н. Батюшков. В 1859 году он представил на рассмотрение императору Александру II «Проект всеподданейшей записки об учреждении училищ девиц духовного звания в западных губерниях» и одновременно с ним проекты преобразования Буйничского приюта в училище, а также устав и штат планируемого училища [25, с. 79]. В том же 1859 году императрица Мария Александровна выразила желание принять Могилевское училище под свое покровительство, и по ее воле началась разработка устава и штата планируемого училища. Во время подготовительной работы по созданию Могилевского училища на территории Беларуси были открыты 2 училища для девиц духовного звания: Паричское и Минское. Паричское училище стало первым училищем такого типа. Оно было открыто в сентябре 1860 года [10, с. 11].
Открытию Минского и Полоцкого училищ содействовало восстание 1863 - 1864 годов. Для этих двух училищ был выработан единый устав, были назначены приблизительно одинаковые штаты, а затем началась работа по устройству каждого из этих учебных заведений в отдельности. 18 ноября 1863 года император утвердил устав и штат Минского училища девиц духовного звания. В 1865 году началось строительстве училищного здания. 8 ноября 1867 года была освящена училищная церковь и официально открыто училище [15, с. 60].
В Полоцкой епархии в середине 60-х годов XIX в. действовало 2 женских духовных училища. С перемещением в город Витебск центра духовной жизни Полоцкой епархии планировалось перевести и женское духовное училище, существующее при Спасо-Ефросиниевском монастыре. Благодаря игуменье монастыря Синод оставил за монастырем отпускаемую до тех пор на училище сумму на открытие епархиального училища, но уже для детей псаломщиков. В Витебске было решено основать училище, находящееся под покровительством императрицы Марии Александровны. 18 сентября 1863 года император разрешил выдавать дополнительную ежегодную субсидию в размере 500 рублей на содержание казеннокоштных воспитанниц Спасо-Ефросиниевского училища. Если священники с этого времени начали отдавать своих дочерей в Витебское училище, то Спасо-Ефросиниевское оставалось исключительно для бедных дьячковских и пономарских дочерей [25, с. 71].
Таким образом, к 1865 году во всех белорусских епархиях, за исключением Гродненской, были открыты женские училища православного духовного ведомства.
В 70-90-х годах, как и в 60-х, в Беларуси существовали средние женские учебные заведения в основном двух типов: гимназии Мариинского ведомства и учебные заведения духовного ведомства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7