Рефераты. Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

p align="left">Пересекалось производство не только плохих либо выпущенных в недостаточном количестве товаров, но и слишком хороших либо в очень большом числе сделанных, ибо различия в объеме и качестве выпускаемых товаров могли привести к тому, что у кого-то будут покупать больше, у кого-то будет ниже себестоимость в продукции, и, значит, он окажется богаче другого, а это вызовет расслоение и конфликты в общности. Поэтому ограничивались число подсобных рабочих рук, т.е. подмастерьев и учеников, продолжительность рабочего дня и т.п. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, который являлся отчасти и судебной инстанцией.

Касса цеха, в которую ремесленники отчислял долю своих доходов, предназначалась для помощи обедневшим членам цеха, их вдовам и сиротам. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Принудительное равенство внутри цеха сочеталось с неравенством разных цехов. Дело не только в том, что иные цехи - например, ювелиры - были богаче других, скажем, носильщиков, либо от одних, например, резчиков скульптур, требовалось больше умения, чем от других, например, скорняков. Играли роль характер и образ деятельности, "почетность" того и другого: так, медики, давшие жизнь людям, почитались более мясников, отбиравших жизнь у животных.

Практически любое явление времен средневековья - государство и сословия, болезни и стихийные бедствия, грехи и добродетели - имели своих святых, "ответственных" за эти феномены, опекающих их, либо отвращающих от них. Своего небесного патрона имели и каждое ремесло, и каждый цех. Почитатели этого святого объединялись в околоцеховые организации - братства. В обязанности последних входили и благотворительность по отношению к сочленам, в том числе достойное их погребение и заупокойные службы, и создание церквей и часовен в честь своего святого, и организация цеховых празднеств, посвященных святому - покровителю ремесла. Цех являлся, таким образом, также своеобразной культовой организацией.

Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Он выступал как отдельная боевая единица в случае войны; имел своё знамя и значок, которые выносили во время праздничных шествий и битв.

Все праздники члены цеха проводили вместе, завершая их пирушкой-трапезой (и многие уставы четко определяют правила поведения на таких пирушках).

Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

1.3 Цеховая регламентация

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д.

Так, в "Книге обычаев" - регламенте ремесленных гильдий Лондона - содержатся правила, регулирующие порядок выпуска определенных тканей лондонскими ткачами:

"IX. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой, неотделанной пряжи с очесами и предназначенная для продажи, мэр должен получить полмарки, как штраф за нарушение правил.

Х. И если будет обнаружена ткань, сделанная из грубой белой шерстяной пряжи, которая предназначена на продажу, мэр получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XI. И если будет обнаружена ткань, приготовленная на продажу и сделанная из пряжи, основа которой крашена мареной, а уток - вайдой, мэр также получит половину марки, как штраф за нарушение правил.

XVII. И предполагается, что ни один ткач не будет вырабатывать ткани по образцам французского города или ткань из грубой шерстяной пряжи с переплетом ниток по диагонали, или из пряжи ярко-зеленого цвета, или ткань с крапчатой основой… и эта ткань должна иметь в длину шесть копий и во всех частях своих - быть добротной и хорошо сделанной…

XXIV. И должны быть назначены контролеры над тканями, чтобы они были хорошими и добросовестно сделанными, когда они выходят из рук ткачей. И предполагается, что никакие иные повышенные требования не должно предъявлять к ткани, если только это не будет в результате соглашения между тем, кто заказывает ткани, и самим ткачом; предполагается, что ткань будет добросовестно сделана".

В немецком городе Кельне имелось четыре исключительно женских цеха. Кроме того, женщины могли работать наряду с мужчинами в большинстве прочих цехов. Приведём отрывок из устава цеха мастериц шелковых дел, принятый в 1469 г.

"Наши предки - бургомистры и совет города Кельна… учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой - из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего Бога и нашего города, во имя общего блага, и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым…".

Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя его. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.

Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Таким образом, появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков" - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Вся жизнь средневекового цехового ремесленника - социальная, экономическая, производственная, религиозная, бытовая, праздничная - проходила в рамках цехового братства.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство. Регламентация цеховой жизни нужна была и для того, чтобы члены цеха поддерживали его высокую репутацию не только качеством производимых изделий, но и благонравным поведением.

Глава 2. Мастер, ученик, подмастерье

2.1 Борьба мастеров с подмастерьями

В ремесленных центрах возникает, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, новая для средневековья общественная группировка - постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда - подмастерье. В средневековых городах Фландрии и Италии ученики и подмастерья составляли самый бесправный и нищий слой населения, изнуренный неумеренным трудом, голодовками и постоянными болезнями. Подмастерья крупных ремесленных центров Фландрии обитали в жалких хижинах, которые сдавались им сроком на неделю. У них не было иной собственности, кроме надетого на себя платья. В понедельник утром они толпились на площадях вокруг церквей, с беспокойством ожидая возможных нанимателей. Если работы не предлагалось, им приходилось перебираться в другие города в поисках скудного заработка. Ученики и подмастерья, таким образом, находились в положении угнетаемых. Первоначально это было связано с тем, что обучение средневековому ремеслу, которое происходило путем прямой передачи навыков, оставалось длительным. В разных ремеслах этот срок колебался от 2 до 7 лет, а в отдельных цехах достигал 10-12 лет. В этих условиях мастер мог долго и с выгодой пользоваться бесплатным трудом своего уже достаточно квалифицированного ученика.

При найме ученика между мастером и отцом ученика, а также самим учеником обычно составлялся договор. Этот договор о найме ученика был заключен в Кёльне в 1404 г.:

"Я, Иоганн Тойнбург, старый бюргер города Кёльна, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего законного сына Тениса, изъявившего на это свое согласие, для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить вышеуказанному Айльфу Бруверу 8 лет без перерыва, начиная со дня св. апостола Матвея.

…Мастер Айльф обязан кормить сына все вышеуказанные 8 лет. Я же, вышеназванный Иоганн, обязываюсь все 8 лет честно одевать его. Если случится, что вышеуказанный Тенис, сын мой, умрет в течение первого года этих 8 лет, то вышеназванный мастер Айльф обязан вернуть мне 8 гульденов из тех 16 гульденов, которые я дал ему теперь вперед. Но если сын мой, тот же Тенис, проживет один день больше первого года, то вышеназванный мастер Айльф не обязан вернуть ни одного геллера ни мне, ни моим наследникам.

Если случится что я, вышеназванный Тенис, убегу от вышеуказанного Айльфа, моего мастера, и стану самостоятельно заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру Айльфу штраф в 42 гульдена. Для взыскания с меня этой суммы мастер Айльф вправе обратиться в любой суд, духовный или светский, в Кёльне или вне Кёльна; я же, Тенис, обязан немедленно удовлетворить Айльфа, как если бы речь шла о признанном долге или товаре, принадлежащем гостю. А сверх того я, Тенис, тем не менее остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8 лет, как это обычно принято в Кёльне, в вышеуказанном цехе.

В удостоверении чего я, вышеуказанный Иоганн Тойнбург, привесил свою печать к этой грамоте, а по моей просьбе и почтенный Якоб Мергейм, мой кёльнский согражданин, также привесил к ней свою печать рядом с моей. Под каковой печатью я, Тенис, подтверждаю, что все приведенные выше пункты верны и что я обязываюсь исполнить их, как и все то, что выше написано обо мне".

В положении подмастерьев сначала сильны были черты "семейной" эксплуатации. Статус подмастерья оставался временным, сам он питался и жил в доме мастера, а женитьба на хозяйской дочери могла увенчать его карьеру. И все-таки "семейные" черты оказывались второстепенными. Главное, что определяло общественное положение подмастерья и его отношения с хозяином, состояло в заработной плате. Именно наемная сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели будущее.

Цеховые мастера все сильнее эксплуатировали подмастерьев. Продолжительность их рабочего дня была обычно очень велика - 14-16, а иногда и 18 часов. Судил подмастерьев цеховой суд, т.е., опять-таки, мастера. Цехи контролировали быт подмастерьев и учеников, их времяпрепровождение, траты, знакомства. Страсбургский "Регламент о наемных работниках" в 1465 г., ставящий на одну доску подмастерьев и домашних слуг, предписывает им возвращаться домой не позднее 9 часов вечера зимой и 10 часов - летом, запрещает посещать питейные дома, носить оружие в городе, одеваться всем в одинаковое платье и носить одинаковые отличительные знаки. Последний запрет был порождён страхом перед заговором подмастерьев.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.