Рефераты. Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ века

Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ века

Особенности экономического курса в 50-60-х годах ХХ века

В марте 1953 г. умер И. В. Сталин. Среди его ближайшего окружения началась борьба за власть, окончившаяся победой секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева.

Укрепив свою власть, Хрущев начал целый комплекс экономических преобразований:

-освоение целинных земель (Казахстан, Южный Урал, Юг Сибири), что позволило решить зерновую проблему и увеличить экспорт, но это был экстенсивный путь. Очень быстро земля истощилась и уже в начале 60-х годов урожаи снизились;

-для улучшения управления экономикой вместо отраслевых министерств создавались совнархозы - советы народного хозяйства. Совнархозы позволили прекратить некоторые затраты, быстрее вводить новую технику. Но кардинальных перемен не произошло, экономика по-прежнему находилась под контролем партии и государства;

-в сельском хозяйстве были укрупнены колхозы. Вместо машинно-тракторных станций (МТС) технику за выкуп передали колхозам, однако не все из них могли себе позволить покупку техники. Многие колхозы оказались в долгу перед государством. Из-за поспешности хорошая, в целом, идея не дала ожидаемых результатов. [2, с.126]

Хозяйство развивалось на основе директивных пятилетних планов: пятого (1951 --1956гг.), шестого (1956 --1960гг.), седьмого (1961 --1965гг.). В сталинские пору отправной точкой развития было утверждение о том, что в СССР построено социалистическое общество и начался переход к коммунизму, который можно построить в одной стране. Идея догнать и перегнать индустриальные страны была поддержана Г. С. Хрущевым, который провозгласил курс на достижение в СССР наивысшего в мире благосостояния людей. Это было авантюрное решение, поскольку за качественными показателями хозяйство СССР отставало от США, других экономически развитых стран. Результатом функционирования командно-административной системы, партийного руководства, дефицита демократии была экстенсивная направленность развития хозяйства страны, которое происходило по довоенной схеме. [5, с.512]

Широкая программа развития народного хозяйства Украинской ССР была изложена в «Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Украинской ССР на 1946-1950гг.», принятом в августе 1946 года восьмой сессией Верховного Совета УССР. Объем капиталовложений в четвертой пятилетке составлял по республике 65,1 млрд.руб., что превышало уровень капиталовложений во все народное хозяйство Советского Союза в первой пятилетке. Это свидетельствовало о большом внимании, уделяемом восстановлению народного хозяйства Советской Украины как составной части СССР. Ставится задача довести объем промышленного производства УССР в конце пятилетки до 103% по сравнению с 1940 годом. К 1950 г планировалось производить 9,7 млн.т чугуна, 8,8 млн.т. стали, 86,1млн.т угля. Предполагалось возродить металлургические заводы Донбасса и Приднепровья, ввести в строй 30 доменных печей мощностью 9 млн.т чугуна в год, сталеплавильные агрегаты мощностью 8,4млн.т стали, 58 прокатных станов мощностью 6,5 млн.т проката.

Решающее значение в дальнейшем развитии индустрии, как и всего народного хозяйства, приобрело ускорение научно-технического прогресса. Партия и правительство поставили эту задачу в центр своего внимания. Состоявшиеся в 1954 и 1955 гг. Всесоюзные совещания строителей и работников индустрии обсудили коренные вопросы промышленности и строительства, перспективы их развития на основе широкого внедрения достижений науки, техники, передового опыта. По материалам совещания строителей ЦК КПСС и Совет Министров СССР разработали и осуществили широкую программу мероприятий по улучшению капитального строительства в стране. Решающее значение придавалось усилению технического прогресса и дальнейшей индустриализации строительства, применению сборных конструкций и деталей, в первую очередь железобетонных, комплексной механизации тяжелых и трудоемких работ, созданию постоянных квалифицированных кадров строителей. В 1955--1956 гг. развернулось строительство 1270 предприятий по производству железобетонных конструкций и деталей. Комсомол объявил эти стройки ударными и направил на их сооружение около 100 тыс. человек. Были осуществлены меры по созданию постоянных кадров строителей, повышению их квалификации, по упорядочению нормирования труда и организации заработной платы рабочих, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий строителей. В мае 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в специальном постановлении определили меры, направленные на улучшение дела изучения и внедрения в народное хозяйство опыта и достижений передовой отечественной и зарубежной науки и техники.

В июле 1955 г. Пленум ЦК КПСС обсудил вопрос «О задачах по дальнейшему подъему промышленности, техническому прогрессу и улучшению организации производства». Пленум указал, что важнейшей задачей партийных, советских и хозяйственных организаций в области промышленности является всемерное повышение технического уровня производства на базе электрификации, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, внедрения новейших высокопроизводительных станков, машин и аппаратов, постоянного совершенствования технологии производства, применения атомной энергии в мирных целях.

Для руководства развитием и внедрением в народное хозяйство передовой техники был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике. На предприятиях и стройках создавались производственно-технические советы. В Москве была организована постоянная Всесоюзная промышленная выставка, пропагандировавшая передовые технические достижения советской промышленности.

Для усиления государственного контроля за работой министерств и ведомств и улучшения их работы в области труда и заработной платы в мае 1955 г. был создан Государственный комитет СССР по вопросам труда и заработной платы.

Были разработаны меры по дальнейшему развитию цементной промышленности и улучшению ее работы, по ускорению строительства горнорудных предприятий на базе богатейших железно-рудных месторождений Курской магнитной аномалии. В 1956 г. был утвержден генеральный план электрификации железных дорог, который предусматривал электрификацию в течение пятнадцати лет 40 тыс. км железных дорог, главным образом востока и юга страны.

50-е годы отмечены все более широким использованием атомной энергии в мирных целях; ускоренным развитием новых, наиболее прогрессивных отраслей промышленности -- химии, радиоэлектроники, радиотехники, сложного машиностроения и приборостроения; в применении более совершенных технологических процессов, резко повышающих производительность общественного труда; в широком применении вычислительной и управляющей техники для управления и организации производства и т. д. Коренная особенность научно-технической революции состоит в том, что наука становится все более непосредственным элементом производства, неуклонно возрастает и расширяется ее роль и воздействие на все отрасли и сферы материального производства.

Получило распространение создание межзаводских школ новаторов. Значительно выросло движение рационализаторов и изобретателей. В октябре 1956 г. состоялось Всесоюзное совещание изобретателей, рационализаторов и новаторов производства определившее свои задачи в борьбе за ускорение технического прогресса, совершенствованию технологических процессов, росту производительности труда (в 1960 г. она была более чем в два раза выше, чем в 1950 г.) темпы роста промышленного производства были выше запланированных. За 1950--1960 гг. общий объем промышленного производства увеличился в 3 раза (в тяжелой промышленности -- в 3,3 раза, в легкой и пищевой -- в 2,7 раза). Дальнейшее развитие получили все виды транспорта. Протяженность железных дорог увеличилась почти на 9 тыс. км и достигла в 1960 г. 125,8 тыс. км. Были проведены работы по увеличению пропускной способности железных дорог, особенно в районах Урала, Сибири, Поволжья и Центра; электрифицировано 10,7 тыс. км путей -- в три с лишним раза больше, чем за все предыдущие годы. В 1960 г. более 43% всех перевозок на железных дорогах осуществлялось с помощью электровозов и тепловозов. С 1957 г. в СССР прекращено производство паровозов. Грузооборот железнодорожного транспорта вырос в 2,5 раза. Новыми судами пополнились морской и речной транспорт. На реках страны появились нового типа пассажирские судна теплоходы «Ракета» на подводных крыльях. В 1959 г. вступил в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин», призванный улучшить навигацию по Великому Северному морскому пути. Большое народнохозяйственное значение имело сооружение Волго-Донского канала им. В. И. Ленина, по которому летом 1952 г. открылось регулярное грузовое и пассажирское движение. (Канал начали строить еще до Великой Отечественной войны. В годы войны работа была прервана и возобновилась в 1947 г.). Страна получила водный путь, соединивший в единую водно-транспортную систему пять морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Черное и Азовское. Грузооборот морского транспорта увеличился в 3,3 раза, речного -- более чем в два раза. Широкий размах получило строительство магистрального трубопроводного транспорта: протяженность нефте- и нефтепродуктопроводов и газопроводов выросла за 10 лет в 5 раз и достигла в 1960 г. более 38 тыс. км.

В период "оттепели" большого успеха достигла космическая отрасль. В 1957 г. был запущен советский искусственный спутник Земли, а в 1961 г. на советской ракете отправился в космос первый человек - Ю. А. Гагарин. Успешно развивались ядерная физика, были "реабилитированы" микробиология и кибернетика. Однако до конца возможности НТР не были использованы. [6, с.552]

Кризис советского строя, который стал чувствоваться во время позднего сталинизма то есть на изломе 40--50-х годов, в какой-то степени был приостановлен реформами Г. Хрущева. Некоторая модернизация советского строя дала возможность получить определенные позитивные результаты в ракетно-космической гонке с США, развитии науки и культуры, подъеме народного благосостояния. Однако ни одна из реформ М. Хрущева не заходила так далеко, чтобы преобразовать внутреннюю сущность советского политического строя и соответствующей ему директивной экономики. Те реформы, которые нарушали внутреннюю целостность тоталитарной системы, преемники М Хрущева упразднили. Политическое и социально-экономическое развитие Советского Союза происходило под знаком наступления сталинистов, то есть тех политических деятелей, которые считали любые реформы вредными.

Могучая пропагандистская машина убеждала советских людей в том, что все, мол, хорошо, страна развивается за планами, утвержденными на партийных съездах, имеются определенные трудности роста, однако их можно преодолеть. Однако под поверхностью относительно стабильной и спокойной жизни бурлили разрушительные процессы. Показатели количественного роста экономики постепенно, но неотвратимо сворачивались Для определения исторического периода между правлением М. Хрущева и М Горбачова публицисты применили термин «застой», который точно передает основную черту времени Л. Брежнева: одна за другой проходили пятилетки, не оставаясь в памяти людей. СССР имел преимущества, связанные с мобильностью командной экономики. Ею можно было манипулировать, перебрасывая ресурсы в нужные отрасли так быстро, как этого желали в Кремле. Общее направление манипуляций было одно -- колоссальные ресурсы перемещались из сферы потребления в сферу непродуктивного производства. Победные реляции относительно выполнения пятилетних планов не заключали в себе самой существенной информации: материальные и человеческие ресурсы направлялись на производство продукции, не нужной даже военным, -- ракет, танков, пушек, боеприпасов и тому подобное. Текущее производство работало на склад. Эффективность ракетно-ядерного потенциала измерялась способностью уничтожить предполагаемого противника -- сначала один раз, потом два, пять, десять... Когда и эти показатели были достигнуты, производство ракет и бомб не прекратилось.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.