Рефераты. Отечественная история

Отечественная история

25

Контрольная работа № 00 по предмету

"Отечественная история" код (ИР)

1. Причина появления письменного законодательства и его значение для восточных славян (какие документы древнейшего права имеются в виду, время их появления и какие вопросы они вводили в русло закона) ?

На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права. С усилением роли государства все в большей мере возрастало значение законодательной деятельности князей, появлялись письменные правовые документы, более четко определявшие привилегии господствующих классов и защищавшие их интересы.

Наиболее интересным правовым документом был сборник правовых норм, называемых Русской Правдой, которая разделена на три редакции - Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая правда - наиболее древняя, состояла из двух частей. Первая часть, связанная с именем великого князя Ярослава (Правда Ярослава), относилась к 30-м годам XI в. Вторая, более поздняя, называемая Правдой Ярославичей, была принята в Киеве на съезде князей и крупнейших феодалов в последней четверти XI в. после подавления восстания низов 1068 г.

Пространная Правда состояла из двух частей - устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха - систематизированного сборника правовых норм, входивших в Краткую Правду с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха, после подавления восстания в Киеве 1113 г. Пространная Правда была составлена в XII в.

Краткая редакция Русской Правды - небольшой по объему документ, содержавший 43 статьи. Первая часть ее, наиболее древняя, говорила еще о сохранении обычая кровной мести, об отсутствии достаточно четкой дифференциации размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. Вторая часть (ст. 19-43) отражала дальнейший процесс развития феодальных отношений: кровная месть отменялась, жизнь, имущество феодалов ограждались повышенными мерами наказания, что характерно для права-привилегии.

Краткая Правда включала в основном нормы уголовного права и процесса. Пространная Правда существенно отличалась от Краткой Правды и числом статей (121), и содержанием. Это значительно более развитый кодекс права феодального государства, отразивший дальнейшую социальную дифференциацию, привилегии феодалов, зависимое положение смердов, закупов, бесправие холопов. Пространная Правда свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального землевладения, уделяя много внимания охране права собственности на землю и другое имущество.

Сокращенная Правда относилась к значительно более позднему периоду. Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве.

2. Чем отличалась Новгородская республика (в своей экономике, государственном устройстве, быте, культуре, искусстве, внешних сношениях) от других русских земель?

Территория древнего Новгорода простиралась от Северного Ледовитого океана до Торжка. Новгородцы собирали дань с племени чуди, жившего в юго - восточной Эстонии, куда в 1030 году совершил поход Ярослав Мудрый и основал там город Юрьев (современный Тарту). Совершались походы в Карелию, в земли соседских угро - финских племён.

Необъятная территория Новгородской земли имела основное ядро, которое на последнем этапе новгородской независимости делилось на пять частей, именованных пятинами. На север и северо - запад от Новгорода лежали земли Водской пятины, включавшие в себя и часть современной Карелии. По правому берегу Волхова далеко на север и северо - восток, к белому морю простиралась Обонежская пятина. К Юго - западу от Новгорода по реке Шелони, а также к Югу от неё и узкой полосой на север располагалась Шелонская пятина. К Юго - востоку от Новгорода была Деревская пятина. Бежецкая пятина - единственная, которая начиналась не у стен древнего Новгорода, а в стороне, к востоку от города, между землями Обонежской и Деревской пятин. Средневековое общество было аграрным. Не представлял в этой области исключения и Новгород. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством.

Город был тесно связан с сельской округой. Земельные богатства в X1V - XV веках составляли основу могущества правящей верхушки - боярства. Богатые боярские семьи и некоторые монастыри имели в своём владении сотни сёл с зависимыми крестьянами.

Однако по своему составу сёла были очень небольшие (даже в конце XV века 90% сёл имели всего 1-4 двора) Кизилов Ю.А. Земли и народы России в XIII-XV вв. М., 1984. С.68.. Сельские поселения объединялись в административно - хозяйственные единицы, называвшиеся погостами и являющиеся одновременно церковными приходами. Погостами назывались также главные поселения погостов-земель. В погосте-селе обычно было 10-15 дворов, церковь, имелся староста, происходил суд. Сюда же съезжались люди с окрестных деревень для торга. Нередко на таком погосте жили господа, а также "непашенные люди".

В 14 - 15 веках возникают сельские торгово-ремесленные поселения, называемые рядками. Обычно они располагались на берегах рек и имели по несколько десятков дворов.

До 13 века сельское хозяйство развивалось очень низкими темпами. Оказывали влияние внешние факторы: неурожайность, эпидемии, падёж скота. Крестьяне приграничных земель постоянно страдали от мелких иноземных грабительских набегов.

В 13 веке устаревшую подсечно-огневую систему земледелия, заставлявшую крестьян постоянно искать новые леса для создания плодородных почв, а значит и постоянно кочевать, стала заменять новая трёхпольная система, дающая большую эффективность.

В реках и озёрах Новгородской земли в изобилии водились рыбы, причём как "чёрные" (карповые, щуковые, окунёвые и т.д.) так и "красные" (осетровые, лососёвые). Естественно рыба в больших количествах вылавливалась новгородцами. Ловили и раков, которых тоже тогда было немало.

Леса Новгородских земель изобиловали многими видами зверя, особо ценились пушные звери. Новгород был крупнейшим экспортёром мехов в Европу, поставлялись белка, куница, соболь и другой мех.

В средневековом Новгороде были распространены многие профессии ремесленников от кузнеца до ювелира. Многие из них были очень узкие как например щитник, гвоздочник, котельник и другие. Железноделательное производство выпускало ножи, топоры, серпы, другие орудия сельского хозяйства, а также оружие. В 15 веке новгородская промышленность стала выпускать огнестрельное оружие. Причём нередко оружие, делавшееся богатому заказчику нередко обильно украшалось драгоценными камнями и металлами.

Большой ассортимент изделий изготавливался мастерами - деревообделочниками. В культурном слое Новгорода были найдены многие музыкальные инструменты, изготавливаемые такими мастерами: гусли, дудки, свистки и т.д. Также широко распространены были гончарное, ткацкое, кожевенно-обувное ремёсла.

До появления Санкт-Петербурга Новгород являлся каким-никаким окном в Европу. Новгород был составной частью торгового пути "из варяг в греки", то есть из стран Скандинавии в Византию. Одновременно Новгород стоял на пути из государств древнего востока на Русь и страны балтийского побережья.

Торг находился на правом берегу Волхова, напротив детинца, с которым его соединял Великий мост.

Начало торговли Новгорода со странами западной Европы относится на период 10-11 веков. В скандинавских сагах не раз упоминается о торговле между новгородцами и норвежцами. В хронике Адама Бременского приводятся слова датчан, которые рассказывали, что при попутном ветре они проплывали путь до Новгорода за один месяц.

В 12 веке оживились отношения новгородцев с островом Готланд, расположенном в центре балтийского моря и являющимся в 11-13 века центром балтийской торговли.

Вывозили, в основном, меха. Известно, например, что немецкий купец Виттенборг продал за три года в середине 15 века 565 тысяч шкурок (в основном белки), купленных им в Новгороде.

Ещё одним широко вывозимым товаром был воск. Для освещения огромных зал и готических соборов требовалось много свеч. Своего воска в западной Европе не хватало, поэтому новгородские бортники вполне могли не только обеспечивать воском свой регион, но и продавать его за рубеж. Воск продавали кругами весом около 160 кг. каждый.

Торговали и кожаной обувью, которой славился в то время Новгород. Ввозили ткани - в основном дорогое сукно. Новгородское ткачество полностью удовлетворяло повседневные потребности новгородцев в одежде, но для праздничных случаев предпочитали ткани подороже. О размерах ввоза говорят такие факты: в 1410 году у Немецких купцов в Новгороде было около 80000 метров, и причём всё было продано в этот год Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.2. М., 1959. С.281..

Немаловажным являлся ввоз цветных металлов, которых не было в болотистых новгородских землях. Медь, олово, свинец и другие металлы, привезённые с запада, позволяли новгородцам удовлетворять свои в них нужды.

Из продовольствия ввозили соль, сельдь, пряности, а в неурожайные годы и хлеб.

Итак, древний Новгород вёл оживлённую торговлю. Из источников 19-20 века можно понять, что торговля была основой экономики города. Однако это не так. Ввозили в Новгород предметы роскоши и только отчасти сырьё для ремесленников. Экспорт же предоставлял возможности для покупки товаров.

3. Назовите основные идеи (политические теории и мысли), которые развивали митрополит Илларион, монах Нестор, монах Филофей. Получили ли их идеи развитие в позднейших размышлениях представителей Русской церкви или светских мыслителей?

Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и объяснить настоящее Руси. В середине XI в. появляется первое чисто политическое произведение - "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона, стремившегося теоретически обосновать независимость Киевского государства от Византии и идею сильной княжеской власти. В "Слове" излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на два периода - Ветхого завета и Нового завета. Период Ветхого завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового завета - период благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному почину, а не под влиянием Византии. Тем самым он вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей опеке. Илларион восхваляет князя Владимира Святославича (Крестителя), могучее и независимое Киевское государство, обосновывает главенство киевского князя над всеми остальными русскими князьями.

Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для "Повести временных лет" (начало XII в), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если Илларион в "Слове" стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в "Повести" дает их историческое обоснование.

Излагая историю славянских племен, описывая основание Киева и возникновение Киевского государства, автор "Повести" стремится опровергнуть византийскую идею о возникновении Киевского государства в результате крещения Руси под влиянием Византии. В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на русской земле. С Рюрика и начинается русская государственность, и его наследники - киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.