“Пока мы и только мы, имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику”. Начиная с 1945 г., разрабатывались планы нанесения ядерного удара по СССР, а вокруг Советского Союза были созданы американские военные базы. В 1949 г. был образован Североатлантический блок НАТО, направленный против СССР.
Советский Союз в ответ предпринимал аналогичные меры. В 1949 г. была создана советская атомная бомба. В мае 1955 г. образован Варшавский военно-политический договор, включавший СССР и восточно-европейские страны.
Создание атомного оружия в СССР внесло определенный элемент равновесия. Однако абсолютизация этого элемента породила одно противоречие политического мышления. В ноябре 1949 г. Маленков заявил, что “если империалисты развяжут третью мировую войну, то эта война явятся могилой уже не для отдельных капиталистических государств, а для всего мирового капитализма”. Такие взгляды еще в большей степени разъединяли страны и народы.
После смерти Сталина в условиях возрастания ядерной угрозы началось переосмысление стереотипов. Была сделана попытка по-новому взглянуть на последствия ядерной воины. 12 марта 1954 г. Маленков заявил, что новая мировая война “при современных средствах войны означает гибель мировой цивилизации”. Однако через месяц Маленков был вынужден отказаться от этого вывода. В феврале 1955 г. Молотов открыто осудил заявление Маленкова подчеркнув, что в случае мировой войны “погибнет не мировая цивилизация” в целом, а только система капитализма.
Таким образом, в послевоенное десятилетие произошел раскол мира на два лагеря. Противостояние этих лагерей определяло на долгие годы всю мировую политику. Раскол мира сказался и на экономических связях. После принятия “плана Маршалла” и образования в 1949 г. Совета экономической взаимопомощи сложились фактически два мировых рынка, изолированных друг от друга, что отрицательно сказалось на экономике СССР и Восточной Европы.
Геополитический раскол Европы, мира в целом в условиях появления ядерных вооружений на длительное время обеспечил относительную стабильность европейских границ, постепенно сдвигая военно-политическое противоборство появившихся сверхдержав и их блоке в “третий мир”.
Период “оттепели” не мог не отразиться и на внешней политике СССР. Некоторому изменению международной обстановки способствовал и приход нового политического руководства в США (Эйзенхауэр, Кеннеди). В результате, хотя “холодная война” и продолжалась, были предприняты попытки к некоторому снижению ее уровня. Хрущев внес во внешнюю политику новый стиль. Он был основан на личных контактах глав государств.
СССР выступил с рядом масштабных инициатив по разоружению. За период с 1955 г. по 1959 г. Советский Союз в одностороннем порядке сократил свои вооруженные силы на 2 млн. 140 тыс. человек. В 1960 г. численность советских войск составила 2 млн. 423 тыс. человек. В 1958 г. был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания.
Однако ответного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Одной из причин было недоверие Запада к СССР, особенно после его прямого военного вмешательства в Венгрию в 1956 г.
События в Венгрии следует рассматривать в связи с общемировой политикой. Запад также проводил политику с позиции силы. Это проявилось в тройственной агрессии Израиля, Англии и Франции против Египта в 1956 г., после того как Насер объявил о национализации Суэцкого канала. Лишь требование СССР остановило агрессоров.
Много усилий прилагало советское руководство для улучшения отношений с США. В сентябре 1959 г. состоялась поездка Хрущева в США. Впервые советский руководитель прибыл в эту страну. Однако ответная поездка президента США Эйзенхауэра в СССР не состоялась из-за полета американского самолета-разведчика У-2 над территорией СССР, сбитого 1 мая 1960 г, в районе г. Свердловска. Советско-американские и международные отношения оказались надолго “заморожены”.
С начала 60-х гг. произошло дальнейшее ухудшение отношений между США и СССР. Это было связано с ситуацией в Германии и в Карибском бассейне.
В 1961 г, разразился Берлинский кризис, связанный с ситуацией вокруг Западного Берлина и возведенной “Берлинской стеной”.
В 1962 г., последовал “Карибский” кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. Кризис возник в результате размещения на Кубе советских ракет средней дальности. Конфронтация между СССР и США дошла до небывалой остроты. Все же обе стороны смогли пойти на взаимные уступки и решить проблему не военными, а политическими средствами.
После этой кульминации “холодной войны” начался медленный процесс улучшения отношений между странами Востока и Запада. Но разрядке мешало то, что распад колониальной системы и образование множества независимых стран “третьего мира” сопровождались попытками СССР установить в них влияние прокоммунистических режимов.
В целом в середине 60-х гг. произошла определенная стабилизация послевоенного мира и снижение международной напряженности.
К концу 60-х -- началу 70-х годов политика противостояния двух лагерей и гонки вооружений все более и более изживает себя. Потерпела провал военная интервенция США во Вьетнаме. Обострились отношения СССР и Китая. Изменилась и экономическая ситуация. Из-за наступившего энергетического кризиса Запад был заинтересован в развитии торговли с СССР, в увеличении закупок советской нефти и газа. Освободившиеся от колониальной зависимости страны начинают играть все большую роль в мировой политике. К этому времени после изнурительной гонки вооружений на Западе и на Востоке стороны зашли в тупик. Арсеналы ядерного оружия оказались перенасыщенными. И СССР, и США получили возможность многократного гарантированного уничтожения друг друга. То есть ядерная война между СССР и США стала невозможной, т. к. победителей в ней не оказалось бы.
Все эти факторы привели к тому, что с 1970 г. начинается период разрядки международной напряженности. Были подписаны крупномасштабные соглашения между СССР и США но вопросам ограничения вооружений: 1972 г. -- Договор об ограничении систем противоракетной обороны -- ПРО, Соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений -- ОСВ-1, Соглашение о предотвращении ядерной войны и др. Эти соглашения не означали прекращения гонки вооружений. Они лишь отсекали ее наиболее опасные направлении.
Значительный шаг был сделан в области обеспечения европейской безопасности. В течение 25 лет после войны правительство ФРГ не признавало происшедших в результате войны территориальных изменений; требовало возвращения к границам 1937 г. В 1970 г. были подписаны договоры ФРГ с СССР, Польшей, Чехословакией. В 1971 г. -- четырехстороннее соглашение СССР, США, Англии и Франции по Западному Берлину, Тем самым был ликвидирован очаг напряженности в центре Европы.
Кульминацией разрядки явилось проведение в Хельсинки в августе 1975 г. Совещания глав правительств 33-х европейских государств, США и Канады. На нем был подписан Заключительный акт, который регламентировал основные принципы взаимоотношений между государствами (мирное сосуществование, уважение суверенитета всех государств, незыблемость существующих границ, неприкосновенность личности).
Однако и в годы разрядки противостояние двух военно-политических лагерей продолжалось. Невиданный масштаб приняла гонка вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству танков, самолетов, подводных лодок, стратегических ракет. Эта гонка вооружений катастрофическим образом отражалась на советской экономике: США превосходили СССР по валовому национальному продукту в 3--4 раза, а затраты на вооружение были равноценны.
Начало резкому обострению международной обстановки, возвращению к политике “холодной войны” положило решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. для оказания помощи афганской революции. Это решение привело к десятилетней войне, стоившей СССР 15 тысяч жизней и миллиардных затрат. Данное решение было воспринято на Западе как отказ от разрядки. Советский Союз оказался в международной изоляции.
В это же время было принято решение о модернизации советских ракет среднего радиуса СС-20, направленное против Западной Европы. В ответ западно-европейские страны обратились с просьбой к США разместить в Европе американские ракеты подобного типа. Советский Союз, в свою очередь, разместил тактические ракеты с ядерными боеголовками в ГДР и Чехословакии.
На Западе также взяли верх милитаристские тенденции. Были прекращены все переговоры о сокращении вооружений. Президент США Рейган выдвинул доктрину “ограниченной ядерной войны против СССР”. Она предусматривала нанесение первого обезоруживающего удара по пусковым установкам ракет и центрам управления. По его инициативе развернулись работы по созданию системы космической противоракетной обороны (СОИ). Гонка вооружений поднялась на новую высоту.
К началу 80-х гг. внешняя политика СССР зашла в тупик. Гонка вооружений разоряла страну. Нужны были перемены.
48. Перестройка и распад СССР (1985 - 1991 гг.)
Осмысление политических процессов в стране возможно лишь при условии четкого представления об экономическом состоянии нашего общества к середине 80-х гг. С одной стороны, за семь десятилетий на месте бывшей полуфеодальной Российской империи была создана одна из могущественных держав мира. Только за последние четверть века семикратно увеличились производственные фонды народного хозяйства. Национальный доход вырос почти в 4 раза, промышленное производство в 5 раз, сельское хозяйство в 1,7раза. Реальные доходы населения за 25 лет увеличились в 2,6 раза.
И в экономическом соревновании с Западом были достигнуты впечатляющие успехи. Если в 1950 г. промышленное производство СССР составляло менее 30 % от уровня промышленного производства США, то в 1985 г. -- уже 80 % , а в сельском хозяйстве -- 85 %. Среднедушевые показатели производства стали, угля, электроэнергии, цемента в нашей стране стали такими же (или даже выше), как в США, ФРГ, Японии, Англии, Франции.
С другой стороны, сохранение основных начал административно-командной системы мешало решению главной задачи народнохозяйственного развития -- общей интенсификации экономики, развертыванию НТР, переходу от индустриального к научно-индустриальному производству. СССР оказался перед угрозой нового стадиального отставания по уровню народнохозяйственного роста, отчасти напоминающего то, какое существовало до 30-х годов. Тогда у нас преобладало доиндустриальное производство, в промышленно более развитых государствах - индустриальное. К началу 80-х годов наша экономика все еще оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, между тем как экономика развитых капиталистических стран поднялась на стадию научно-индустриальную или приблизилась к ней.
Вместо ускорения социально-экономического развития темпа прироста общественного производства в 12-й пятилетке (1986 -1990 гг.) продолжали падать и в 1989 г. достигли нулевого уровня. Наследие административно-командной системы, непоследовательность и половинчатость осуществляемых мер вызвали экономический кризис. Сокращение производства сопровождалось разрушением хозяйственных связей, растущим дефицитом бюджета, достижением критической величины платежеспособности государства, стремительным падением уровня жизни населения.
Этап развития страны я 1985--1990 гг. показал бесперспективность существующей социально-экономической системы. К осознанию необходимости перехода к рыночной модели развития общественно-политические силы пришли не сразу, а пройдя ряд этапов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30