Рефераты. Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века

p align="left">В 1711г. он рукоположен в епископы. Ему поручается идеологическое обоснование крупнейших государственных мероприятий и даже ”дело царевича Алексея”.

Феофан - убежденный сторонник абсолютизма, реформ, противник костной старины, превосходно образованный. В Петербурге он развил энергичную публицистическую деятельность. Он писал увещания к раскольникам и предисловие к Морскому уставу, обосновывал права монарха распоряжаться престолом.

Его проповеди и иные произведения печатались в типографии и рассылались по церквям. Священники обязывались их читать в церквях по воскресным и праздничным дням, основываться на них в своих беседах с прихожанами. Пафос публицистики Феофана - обоснование идеи абсолютной монархии. Он был убежден что, только абсолютная монархия - подходящий для России политический строй. Всю свою эрудицию привлекает Феофан, чтобы снова и снова различными доводами и примерами из ”священной истории” и из гражданской истории доказывать, что все поданные должны ”от всего сердца” благодарить царя небесного, “на сие преполезнейшее уставление умудрившего” императора Петра ( Феофан здесь имеет ввиду ”устав о наследии престола”).

Феофан рассматривает образы правления у разных народов и дает определение демократического, аристократического, монархического правления. Оказывается, что тот или иной образ правления возник в соответствии с народной волей “по смотрению божию”. Эта, неожиданная, на первый взгляд, ссылка на народную волю была вполне в духе учения о естественном праве, развивающегося прогрессивными для того времени философами (С. Пуффендорфом, Г. Горцием и др.) и усвоенного Феофаном.

Однако движимая “божиим мановением” народная воля действует лишь однажды, народ как бы говорит своему избраннику: ”Мы же единожды воли нашей совлекшийся, никогда же оной впредь, ниже по смерти твоей, употребляти не будем…”

Феофан силою обстоятельств был вынужден перейти от восхваления действительно выдающегося деятеля - Петра I - к такому же неумеренному восхвалению ничтожных Петра II, Анны Ивановны. (Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.19). Из этого возникает вопрос, был ли искренен Феофан? Исследователи утверждают, что Феофан был явным сторонником правительства.

После смерти Петра Феофану пришлось трудно. Врагов у него было много - и светских, и духовных. Пошли доносы, пасквили, подметные письма. Обвиняли Феофана в измене православию, в протестантизме и во многом другом. В 1736г., всего 55 лет отроду, он умер.

Феофан не был духовно одинок. Он привлекал своими широкими интересами, знаниями, любовью к науке, к книге. Он всю жизнь любовно собирал библиотеку, ею пользовались многие его друзья. Особенно близок Феофан был с Антиохом Кантемиром и В.Н.Татищевым. Все, трое - активные участники событий. Все выказывали себя решительными сторонниками самодержавия, противниками олигархии.

В истории русской общественной мысли особое место принадлежит члену “ученой дружины” - Василию Никитичу Татищеву.

В.Н.Татищев - дворянин, идеолог среднего дворянства. Он выполнял важные правительственные задания и занимал крупные административные посты. Татищев, конечно, ближе видел и лучше знал реальную жизнь - и столичную, и далеких уральских, прикаспийских, других провинций.

Татищев подобно Феофану, был идеологом дворянской абсолютной монархии. Его рассуждения о том, что благо для России, только в самодержавие, очень близко с тем, что писал Феофан, только доводов от священного писания у него меньше. Однако в его взглядах мы видим нечто новое, отличное. Татищев уже не считает самодержавие единственным всемогущим двигателем прогресса и культуры. Очень характерно его убеждение, что развитие просвещения не будет идти интенсивно, пока не будет заведено книгопечатание, независимое от правительства.

К религии у Татищева отношение рационалистическое. Он считал, что главнейшее есть вера, что народ необходимо религиозное воспитание, для чего нужно, чтобы попы были образованными, чтобы они были обеспеченны материально.

Феофан и Татищев мало занимались проблемами социального устройства общества. Крепостной строй для них такая “данность”, о которой даже много говорить не чего - все ясно, незыблемо. При этом Татищев очень последовательно связывал существование крепостничества в России с монархическим ее строем. Вольность крестьян с такой формой правления не совместима и не безопасна. Для просветителей же станет основной заботой страдания народа, его невежество и темнота. Главное стремление - облегчение страданий народа путем просвещения всего общества, путем смягчения нравов.

Школа

Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в., когда в русской социально - экономической жизни начались перемены связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Ремесленное производство, мануфактуры и торговля, зодчество, военное дело, врачевание нуждалось в людях, знающих математику, практическую химию, анатомию и многое другое. Пытливая человеческая мысль стремилась выйти за тесные пределы средневекового религиозного мировоззрения.

Этим объясняется возникновение тяги всех слоев населения к просвещению, образованию грамотности в широком смысле слова. Государство, пережившее стадию оформления абсолютизма, испытывало сильную нужду в грамотных людях для своего аппарата, и новых бюрократических учреждении. Обострение межклассовых обострений, вынудило дворянство задуматься об новых, адекватных формах своего господства. Для этого требовалось поднять уровень образования, общей культуры славянства.

Наиболее дальновидные церковные деятели, встревоженные падением авторитета церкви, добивались повышения грамотности и образованности духовенства. Причину падения авторитета они видели преимущественно в невежестве среднего и низшего класса духовенства.

В Уложенной комиссии разгорелся характерный спор для того времени по поводу образования крестьян. Депутат от пахотных солдат И.Жеребцов, граф Строгонов были уверенны, что крестьянам необходимо образование - “Я уверен,… что если бы просвещеннее сей род людей был, то, конечно бы, подобных свирепств мы свидетелями не были ”. Но большинство дворян не желало “вольности” для крестьян, ни в какое время, а в охране от зверств они полагались на военную силу.

В развитии школы и просвещения в первой половине XVIII можно выделить два этапа. Первый период охватывает примерно конец XVII в. И первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимых в обстановке реформ и напряженной внешнеполитической борьбы.

Второй период, 1730-е годы - 1755 г., характеризует возникновение закрытых сословных, дворянских учебных заведений, складывание системы дворянского образования и, одновременно, борьба М.И. Ломоносова и его учеников за общенародное образование, за создание московского университета.

Для поднятия духа людей, внушение русским и иностранным читателям уверенности в победоносном для России окончании не очень счастливо начавшейся войны, была издана первая печатная газета - “ведомость”, от 2 января 1703 г. В ней сообщается, что отлито 400 пушек медных, найдено много нефти и медной руды, разбито несколько шведских застав. Первый номер “ведомости” редактировал Петр I. Номер хорошо отредактирован, в нем нет случайного материала. Знаменателен он тем, что непосредственно за первыми строками, шло сообщение - “…московские школы умножаются, и уже 45 человек слушают философию, и диалектику окончили”. (Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.43).

Нехватка образованных, необходимость идти за наукой к иноземцам вызывали чувство неуверенности в успехе начинаний Петра I и отягощали казну. Было ясно что “…без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стежать себе умного имения”.(писатель того времени Ф.Салтыков).

Петр желал получить обученных работников, солдат, моряков, офицеров. Для этого не обходимо было добиться любыми путями цели - срочно подготовить людей, способных делать дело, прежде малоизвестное. С этой целью царь отправляется сам и отправляет десятки дворян за границу учиться морскому делу, ремеслу, наукам. Но это не удовлетворяло интересы царя, надо было создавать школы в своей стране.

В Москве в 1701 г. Была заведена артиллерийская школа, в 1707 г. - медицинское училище, а в 1712 г. - инженерная школа. Медицинское училище готовило докторов и фельдшеров для армии, а инженерная школа - строителей крепостей, оборонительных сооружений. В 1717 г. Возникла «Русская школа» в Петербурге. Через два года в ней было 173 учащихся, и более половины из них - «Плотниковы дети».

Осознавалась необходимость и более широкой постановки начального обучения. Так как особенно ощущался недостаток в людях, владеющих основами математики, в 1714 г. было принято решение открыть во всех губерниях цифирные школы для обучения «молодых ребяток» от 10 до 15 чтению, письму, арифметике.

Однако попытки более широкой постановки народного образования удавалось не удачно. Учителя в губернии были посланы, но ученики находились не всегда. Большое количество учеников не выдерживали учебной программы и сбегали из школ, так из 1389 оставалось 93.

Более успешно шло обучение в горнозаводских школах, основанных по инициативе В.Н.Татищева на Урале в 1721 г. В этих школах детей рабочих обучали письму, чтению, а затем и арифметике, геометрии и прочим горным делам.

Единого государственного органа, который бы руководил школами, создано не было. Школы возникали без какого-либо общего плана и носили профессиональный характер. Конечно они не создавались бездумно, они обеспечивали подготовленными людьми важные учреждения реформируемого государства.

Первый год XVIII в. Был ознаменован созданием в Москве двух школ совершенно нового типа для России: Пушкарской (артиллерийской) и Навигацкой (школы математических и навигационных наук).

1 августа 1701 г. Начался прием в школу. Было набрано 300 учеников в возрасте от 7 до 25 лет. Пушкарская школа подразделялась на нижнюю школу, в которой обучали чтению, письму и цифири, и верхнюю, где проходили инженерные науки.

В пушкарской начальной школе обучение было поручено самим ученикам знавшим письмо и цифирь. Инженерные науки преподавали иностранцы, т.к. своих учителей был не достаток.

С 1722 г. Московская артиллерийская школа стала играть роль подготовительно, а офицеров готовила Петербургская артиллерийская и инженерная школа.

Навигационная школа была в лучшем положение, чем многие другие школы XVIII века. Ее деятельности был заинтересован Петр I, он часто посещал Сухареву башню. Здесь работали преподаватель Леонтий Филиппович Магницкий, окончивший Славино-греко-латинскую академию. Он составил для своих учеников учебник «Арифметика, наука числительная», изданный в 1703 г. В школе еще преподавали трое англичан и один из них - профессор Абердинского университета Эндрю Фарварсон - был математиком и астрономом, специалистом в навигационных науках, автором учебников. Двое других особыми познаниями не отличались. Навигационная школа имела обсерваторию, токарную мастерскую.

Из навигационной школы выходили не только моряки, но и инженеры, учителя цифирных школ, геодезисты, архитекторы, гражданские чиновники. Характерной чертой всех этих школ была - сословность. Учебный день длился 8-9 часов. Каникулы были короткими - на рождество и летом. Некоторые учились по9-10 лет и дольше. Причиной такой длительности обучения была не разработанность методики обучения, отсутствие педагогической теории. Преподаватели были иностранцы, знавшие русский язык плохо, но при таких условиях выпускались хорошие специалисты. Это можно мотивировать тем, что образование было унитарным, направленным дать узкую профессию.

При Петре, когда создавались школы, нужные в данный момент, сколько-нибудь знающих людей почти не было, с сословной принадлежностью при обучении не всегда считались. Дворяне вынуждены были начинать «с фундамента», служить солдатами, матросами.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.