Рефераты. Оттепель конца 1950-х начала 1960-х гг.

тоит особо отметить тот факт, что руководители США и СССР предпочли не развязывать войны, а начать договариваться.

СССР согласился убрать ракеты, а в обмен США обязались не организовывать и не поддерживать вторжения на Кубу.

Возможно, что Америка не была бы такой сговорчивой, если бы не реальная опасность атаки и мощь испытанной в СССР водородной бомбы. Применение которой могло освободить оставшееся в живых (в подземных бункерах) правительство США от своих обязанностей, так как не кем было бы управлять.

Вообще весь исторический опыт показывает, что Америка идет на какие либо невыгодные ее национальным интересам соглашения, только если у нее просто нет другого выхода. И здесь удивляет лишь то, что наше правительство не может поступить так же, а может быть может, но не желает? Ведь национальные интересы русского народа - как государсвообразующего народа России ущемлены настолько, что просто даже нет слов. Но вернемся к тому времени…

Для США и СССР атомная война была не слишком приемлемым средством продолжения политики. Поэтому не удивительно, что после кубинского кризиса возобновился диалог двух стран. Между Москвой и Вашингтоном была открыта линия прямой связи, позволившая главам двух правительств немедленно вступать в контакт в чрезвычайных случаях. Хрущёв и Кеннеди установили определенную степень сотрудничества, но, видимо, это не устраивало некоторые силы в США, которым невыгодно было потепление отношений и в конце года американский президент был убит.

Возможно, потепление отношений не давало более некоторым корпорациям Америки поворачивать на себя финансирование для разработки или выпуска новых вооружений или переставало оправдывать финансирование многих военных кампаний или объектов, а это не входило в их планы…

Начались новые тяжелые переговоры между двумя странами и планка напряженности снова медленно поползла вверх.

Глава 3. Экономические реформы в Советском союзе. Хрущевские начинания в экономике.

В 1955 году население СССР достигло предвоенного уровня. В 1959 году численность городского населения сравнялась с численностью сельского, а в 1960 году превысило его. Во второй половине 50-х годов СССР по отчетам партийных секретарей выполнил задачи индустриализации. Однако сельское хозяйство давало только 16% национального продукта, в то время как промышленность - 62% и строительство - 10%. На первый план выдвигалась необходимость повысить уровень жизни. Послесталинские реформы стали давать некоторые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни (хотя реально говорить вообще о уровне жизни в то время - трудно). Н.С.Хрущёв говорил, что необходимо работать больше и лучше. Но производительность труда, стимулируемая только коммунистической сознательностью не могла долго продержаться. В 1959 году на ХХV съезде КПСС он выдвинул самую авантюрную из своих идей: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству продукции на душу населения к 1970 году. Оптимистические расчеты Никиты Сергеевича основывались на простой экстраполяции годовых уровней промышленного развития двух стран в мирный период. Эти уровни были в пользу СССР. Его расчеты не учитывали не только богатство американской экономики, но и то, что СССР не мог сконцентрировать все ресурсы на повышении благосостояния народа. Перед ним стояло много других проблем. Очень много средств требовала гонка вооружений и космическое соревнование. Значительная часть ресурсов вкладывалась в сельское хозяйство, что делалось для повышения уровня жизни как на селе, так и в городе. Но известно, что прямые денежные вливания без изменения законов взаимодействия производителя с государством не приносят положительного результата. Инвестиции должны тщательно продумываться. Еще в СССР нужно было развивать химию, электронику, увеличивать добычу нефти вместо угля, электрифицировать железные дороги. Но самой острой была жилищная проблема. В результате принятых мер с 1956 по 1963 годы в СССР было построено больше жилья, чем за предшествующие 40 лет. Но все эти изменения были осуществлены в приказном порядке сверху. Вместо того чтобы продумать законодательную и правовую базу для самостоятельного возрождения отраслей на базе простого человеческого желания улучшить свое благосостояние и свою значимость в обществе, советское руководство продолжало “дело партии”, т.е. пыталось самостоятельно решать все и за всех.

Правда предприятиям было разрешено переходить на самофинансирование из собственных фондов. В 1957-1958 годах Н.С.Хрущёвым было проведено три реформы. Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Никита Сергеевич стремился к децентрализации управления промышленностью. Дело в том, что с каждым годом становилось все труднее управлять предприятиями, находящимися на периферии. Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами - совнархозами. Т.е. реальные производители ресурсов уходили из под влияния центральной номенклатуры и повышали власть и влияние периферийной. Н.С.Хрущёв, возможно, надеялся таким образом рационально использовать сырьевые ресурсы, устранить изолированность и ведомственные барьеры. Такому решению было много противников и скорее всего именно из-за урезания сфер влияния центральной номенклатуры. Реформа свелась к бюрократической реорганизации.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Н.С.Хрущёв вопреки сопротивлению изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. Хотя это и не решало главную проблему колхозов на руси вообще, но это было сильным послаблением для земледельцев в их нелегком труде.

При Никите Сергеевиче произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. По большому счету на шею более жизнеспособному коллективу вешался “камень” в виде отстающего хозяйства для выравнивания показателей в отчетах. Этими рамками и ограничилась новая реформа Н.С.Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машино-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Но реформа не дала желаемых результатов.

Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования. В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С.Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Они были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) - наиболее позитивный; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году). Первый период относился ко времени, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве, и второй - когда он господствовал.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Семилетний план (по отзывам историков) вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась не знанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал (ведь по большому счету правительству страны было наплевать на собственный народ, к тому же многие правители и не были представителями народа, ведь они были нерусскими, так к чему им было заботиться не о своем народе?). Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С.Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, чтобы повысить показное КПД своих “преобразований”. Это вызывало недовольство у крестьян. Кому было охота работать на “дядю” и не видеть результаты своего труда, к тому же колхозная уравниловка довольно быстро отбивала охоту работать “как следует”. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Причем, картина, по большому счету, с того времени сильно не поменялась и наше правительство продолжает внедрять повсеместную уравниловку для поддержки жизненного уровня бездельников, лодырей и иждивенцев на шее народа. И результат не заставил себя долго ждать.

К тому же ошибки в экономической политике совпали с неурожаем 1963 года. Засуха имела разрушительные последствия. Участились перебои в снабжении хлебом. Карточной системы на хлеб удалось избежать благодаря только закупкам зерна в Америке на золото. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, необходимость найти сбалансированные решения большого числа проблем, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и 'большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С.Хрущёв, ведь надо было что-то делать. Выявилось два направления.

Во главе теоретического направления стояли ленинградские учёные Канторович и Новожилов. Они выступали за широкое применение математических методов в планировании.

Второе направление - практики требовали большей самостоятельности для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения.

Третья группа ученых начала изучать экономику Запада. Внимание этих школ было направлено не столько на пересмотр подходов к организации экономической жизни в СССР, сколько на лучшее регулирование уже существующей коммунистической системой экономики.

Глава 4. Значение хрущёвского десятилетия.

Децентрализация в экономике, науке, управлении расширила самостоятельность местных руководителей, развивала их инициативу.

Даже в высшем руководстве страны не чувствовались былые авторитарные методы руководства. Небольшое исчезновение страха вызвало ослабление общественной дисциплины, стал резче проявляться национализм республик по отношению к русскому населению, который, собственно, всегда и был, просто в меньших масштабах и он внешне не афишировался и замалчивался.

Возросла преступность, особенно экономические преступления: взяточничество, хищения, спекуляция общественной собственностью. Поэтому были приняты более суровые меры наказания за преступления, основанные на новом уголовном законодательстве. Сам факт возвращения к закону после произвола прошедших лет являлся новаторством, хотя сами законы нуждались в замене.

Вышеуказанные изменения потребовали упорядочить и отношения между личностью и государством вне юридических рамок. Граждане искали выход в религии. Нужно было разработать новые нормы морали, регламентирующие права и обязанности личности. В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания. Моральные проблемы переплетались с новыми политическими проблемами. Возвращались заключенные из сталинских лагерей. Требовалось призвать к ответу виновных в преступлениях или точнее найти “козлов отпущения” для показного правосудия. Н.С.Хрущёв и его сторонники предприняли нелегкие усилия для устранения с руководящих постов в партии и государстве наиболее запятнавших себя людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.