В середине ноября в шведской печати появилось сенсационное сообщение о том, что незадолго до гибели И. Рабина при шведском посредничестве на конфиденциальных переговорах в Стокгольме было в принципе достигнуто палестино-израильское соглашение относительно путей разрешения спорных и остающихся нерешенными вопросов двусторонних отношений, в том числе даже проблемы Иерусалима. Согласно этой информации, стороны намеревались сообщить о достигнутом соглашении накануне очередных парламентских выборов в Израиле. Возикает вопрос, почему же Ш. Перес не опубликовал это соглашение? Е. Д. Пырлин полагает, что «преемник Рабина Ш. Перес, признанный знаток сложностей и подводных камней в вопросах палестино-израильских отношений, не рискнул пойти на публикацию информации об этом соглашении в обстановке усилившихся террористических актов мусульманских палестинских экстремистов из-за боязни быть обвиненным своими политическими противниками в отступлении перед лицом давления со стороны экстремистского крыла палестинского движения».Там же. С. 346.
Новый глава израильского правительства Нетаньяху просто посчитал себя не связанным соглашением, достигнутым его предшественником. Косвенно это подтверждалось многочисленными заявлениями Нетаньяху о том, что его правительство предлагает палестинской стороне начать переговоры «с чистого листа», что оно фактически не готово признавать ранее достигнутые палестино-израильские двусторонние договоренности. В начале декабря 1996 г. Нетаньяху заявил, что после установления окончательного статуса Западного берега р. Иордан долина Иордана и прилегающие к ней участки территории не будут переданы под палестинский суверенитет, а останутся под суверенитетом Израиля и станут неотъемлемой его частью. Б. Нетаньяху и его правительство не доверяли ничьим обещаниям, гарантиям, заверениям, подписям. Премьер считал, что главным препятствием для достижения мира является нежелание палестинцев признать право Израиля на существование. Все эти заявления израильского премьер-министра, безусловно, не прибавляли оптимизма палестинцам и сторонникам мирного урегулирования палестино-израильского и не способствовали сглаживанию палестино-израильских противоречий.Посувалюк В. Мир и безопасность на Ближнем Востоке - достижима ли цель?//Международная жизнь. - 1998. - № 11/12. - С. 4 - 5.
Однако, стремясь произвести положительное впечатление на мировое сообщество и не желая обострять отношения с американцами, Нетаньяху делал и заявления противоположного свойства. В начале декабря 1996 г. он призвал к проведению палестино-израильской встречи на высшем уровне для окончательного урегулирования спорных вопросов по проблеме Хеврона. В аналогичном плане в начале января 1997 г. высказался специальный американский посланник на Ближнем Востоке Д. Росс; по его словам, он «сделал все возможное» для достижения договоренности относительно Хеврона и «дальнейшее зависит от Нетаньяху и Арафата». Цит по: Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 347.
17 января 1997 г. на состоявшейся встрече Нетаньяху с Арафатом была достигнута договоренность о передаче 80 % территории Хеврона под палестинское управление в течение десяти дней. Проблема Хеврона вызвала повышенный интерес потому, что ее решение было тесно увязано с графиком дальнейшего вывода израильских войск с большей части территории Западного берега р. Иордан. Хеврон стал первым крупным городом на Западном берегу, переданным под палестинское самоуправление после прихода к власти правительства Нетаньяху. Пырлин Трудный и долгий… С. 361 - 362. То, что соглашение по Хеврону - шаг в правильном направлении, что оно будет способствовать успеху миротворческих усилий, подтверждается и словами бывшего лидера блока «Ликуд» и бывшего премьер-министра Шамира, назвавшего это соглашение «катастрофой» и «поражением в войне, которую евреи ведут на протяжении тысячелетий». Цит по: Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 348. Несомненно, огромную роль при заключении этого соглашения играли США. Об этом свидетельствуют воспоминания президента США Б. Клинтона: «Соглашение по Хеврону было относительно небольшой частью того , что нужно было сделать для достижения прочного мира, но это был первый случай, когда Нетаньяху и Арафат договорились о чем-то в ходе совместной работы. Если бы этого не произошло , весь мирный процесс оказался бы под угрозой. Деннис Росс работал с ними буквально круглосуточно на протяжении двух недель, а в последние дни переговоров давление на их участников оказали также король Хусейн, Уоррен Кристофер и Мубарак… Так часто бывает на Ближнем Востоке: если хочешь добиться результата, нужно привлечь всех кто может оказать в этом содействие». Клинтон Б. Указ.соч. С. 831.
В феврале 1997 г. палестино-израильские переговоры были приостановлены в связи с тем, что израильтяне приступили к строительству новых поселений в пригороде Иерусалима Хар Хоме. Помимо этого, Израиль к этому времени не выполнил ряд зафиксированных во Временном соглашении обязательств по передислокации войск на территории Западного берега. Обострились разногласия между израильской и палестинской стороной и в связи с участившимися случаями закрытия израильскими властями своей территории для палестинцев с Западного берега и района Газы. Свои действия израильское руководство объясняло недостаточной активностью Палестинской национальной автономии в вопросах борьбы с экстремистскими и террористическими элементами. В свою очередь, Я. Арафат подчеркивал, что тяжелое экономическое положение ПНА обуславливает деятельность экстремистов, в чем в немалой степени повинны израильтяне. Бакланов А.Г. Указ.соч. С. 65. Получался замкнутый круг взаимных обвинений, что вело к дальнейшему кризису в отношениях.
В феврале 1997 г. в Москве с официальным визитом находился Я. Арафат. В марте того же года был осуществлен официальный визит премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху. Встречи и переговоры в Москве были использованы российским коспонсором для того, чтобы вернуть ситуацию на палестино-израильском направлении в переговорное русло. На этих переговорах Израиль изъявил желание видеть в России долговременного стратегического партнера, что привнесло в росссийско-израильские отношения стабильности и перспективного планирования. Также и Арафат был заинтересован в вовлеченность России в урегулирование палестино-израильского конфликта.Рыжов И. В. Государство Израиль… С. 36.
На откровенный срыв мирного процесса было направлено принятое в начале марта 1997 г. решение израильского правительства и кнессета о строительстве еврейского квартала в восточной части Иерусалима. Этот шаг был осужден почти повсеместно, хотя США наложили вето на проект резолюции Совета Безопасности, призывавшей правительство Нетаньяху пересмотреть свое решение о строительстве еврейского городка в Восточном Иерусалиме. Однако, чтобы сгладить негативное впечатление, которое вызвало решение израильского правительства, глава израильского кабинета пообещал, что будет разрешено строительство в Иерусалиме трех тысяч домов специально для палестинцев. Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 347 - 348. Естественно, что такая позиция Израиля способствовала увеличению числа сторонников силового разрешения спорных палестино-израильских проблем и весной 1997 г. на территории Израиля были осуществлены крупные теракты. Израильское руководство обратилось руководству ПНА принять решительные меры по пресечению деятельности радикальных группировок. Переговоры на палестино-израильском направлении оказались прерваны. Е. Д. Пырлин в своем исследовании указывает, что «сложилась парадоксальная ситуация: Израиль, если верить официальным заявлениям представителей его руководства, выступал за нормализацию палестино-израильских отношений, а конкретные дела израильского правительства убеждали в обратном». Пырлин Е. Д. Трудный и долгий… С. 463.
Несмотря на напряженное положение на Западном берегу р. Иордан, в конце июля 1997 г. имели место переговоры главы Палестинской национальной автономии Я. Арафата и министра иностранных дел Израиля Д. Леви. Была достигнута принципиальная договоренность о возобновлении работы совместных комиссий по реализации мирного соглашения 1995 г. Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 348. Однако восстановлению позитивной динамики на переговорах мешали действия экстремистов. В июле 1997 г. в Иерусалиме террористами были осуществлены новые крупные теракты, повлекшие многочисленные жертвы. Правительство Израиля пошло на принятие мер, которые еще больше накалили обстановку - вновь был закрыт въезд в Израиль палестинцев с Западного берега и сектора Газы, приостановилась передислокацию израильских войск. Бакланов А. Г. Указ.соч. С. 66. Также израильтяне прекратили, начавшиеся было переговоры в смешанных палестино-израильских комиссиях. Израильской армии было разрешено действовать на территории, находящейся под палестинским гражданским управлением, но под контролем Израиля, с целью уничтожения инфраструктуры мусульманских экстремистских организаций.
В середине августа 1997 г. при американском посредничестве достигнута палестино-израильская договоренность о сотрудничестве спецслужб Израиля и ПНА по вопросам борьбы с терроризмом и обмена соответствующей информацией. Параллельно американская сторона приостановила финансовую поддержку палестинских учреждений в США, что вызвало бурю негодования палестинцев. Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 349.
7 сентября стало известно, что Израиль ужесточает блокаду в ответ на новые взрывы в центральной части Иерусалима, причем некоторые политические наблюдатели высказывали мнение, что последние террористические антиизраильские акты, приписываемые палестинским экстремистам-исламистам, могли произойти и с ведома израильских спецслужб, руководство которых настроено резко антипалестински, не заинтересовано в нормализации палестино-израильских отношений. Там же.
Некоторые арабские СМИ подчеркивали, что одна из глубинных причин обострения ситуации - в неспособности администрации Клинтона воздействовать на антиарабские и антипалестинские действия правительтсва Нетаньяху. «Сирия таймс» писала в начале августа 1997 г.: «Госпожа Олбрайт, вне всякого сомнения, является слабейшим руководителем иностранного ведомства Соединенных штатов за последние два десятилетия. Осуществляемая ею линия неэффективна и лишена целенаправленности… Такого рода ситуация создает благодатную почву для расизма и экстремизма в израильском обществе». Цит по: Пырлин Е. Д. Трудный и долгий… С. 464.
В этот период времени наблюдалось шумное осуждение израильскими и многими западными СМИ «палестинского экстремизма», которое было призвано отвлечь внимание от аналогичных действий Израиля. Так, в начале октября 1997 г. в столице Иордании Аммане были задержаны два агента израильской разведки «Моссад» при попытке покушения на члена руководства исламской палестинской организации ХАМАС Халеда Машаля. Признание Нетаньяху о том, что ему заранее было известно о покушении и за эту акцию он готов взять ответственность на себя, практически не афишировалось в израильских СМИ; активно подчеркивалась «добрая воля» главы израильского кабинета, по рекомендации которого был выпущен из заключения лидер и основатель ХАМАСа, шейх Ахмед Яссин, тут же депортированный в Иорданию, а также освобождена группа палестинских политических заключенных. 8 октября 1997 г. состоялась встреча Нетаньяху с Арафатом, которая желанных позитивных сдвигов в палестино-израильских отношениях не принесла. Пырлин Е. Д. 100 лет… С. 351.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14