Рефераты. Партизанская война. Роль тыла в годы ВОВ

p align="left">Появление на вооружении партизанских отрядов радиостанций, специальных минно-взрывных средств потребовало соответствующей подготовки командиров, подрывников и радистов, способных организовать применение специальных сил и средств в диверсионных и других видах специальных действий партизанских формирований. Подготовка специалистов диверсионной работы (инструкторов минно-подрывного дела и подрывников) в специальных школах и центрах составила 2/3 всего объема подготовки в школах и центрах.

Наличие специальных мин и минно-взрывных средств, а также подготовленных специалистов минно-подрывного дела позволило партизанским формированиям резко увеличить количество наиболее эффективного способа нарушения работы железнодорожного транспорта противника - совершение диверсий. Так, если в 1941 году на Украине в результате диверсий было совершено 23 крупные аварии на железных дорогах, то в 1942 году - 223. Резко активизировались также действия партизан на железных дорогах в оперативном тылу группы армий "Центр" с 41 диверсии в апреле 1942 года до 236 в июне. При этом, если в апреле такая форма как открытый бой составляла 58% боевой деятельности партизан, а различные виды специальных действий только 42%, то в сентябре такие виды специальных акций как налеты, засады и диверсии составляли 75% боевой деятельности партизан. Наличие специальных минно-взрывных средств, применяемых в любое время года, позволило также снизить сезонную разницу в боевой деятельности партизан.

Увеличение боевых возможностей партизанских отрядов, необходимость концентрации и координации их действий вызвали к жизни такую организационную структуру как объединение нескольких партизанских отрядов в бригаду или иное партизанское соединение. Основной организационной единицей соединений, как правило, оставался партизанский отряд. Численность соединений составляла от нескольких сот до 3-4 тысяч человек, отрядов - от нескольких десятков до нескольких сотен партизан. Обычно соединение состояло из 4-7 отрядов, отряды - из рот, взводов или боевых групп. Создание партизанских соединений позволило приступить к осуществлению специальных действий в более крупном масштабе вначале в границах районов базирования, а затем и за их пределами способом рейда.

Так, в сентябре 1942 года рейды совершили соединение под командованием С.В. Ковпака в составе 5 отрядов численностью 1075 человек и соединение под командованием А.Н. Сабурова в составе 7 отрядов общей численностью 1617 человек. Рейд включал в себя последовательное осуществление диверсий на железных и шоссейных дорогах, налеты на комендатуры и небольшие гарнизоны, действующие промышленные предприятия, разрушение линий связи, а также применение других способов специальных действий по маршруту передвижения. Важной задачей, решаемой в ходе рейда, была организация и активизация партизанского движения в новых районах, а само перебазирование соединений имело оперативное значение.

ПЕРЕСТРОЙКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В ПЕРВЫЙ ГОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Первые годы войны были самыми тяжелыми. Приходилось перестроить экономику, ставить ее на военные рельсы. Научные силы страны были привлечены к решению крупных научно технических проблем. В августе-сентябре 1941 г. Академия наук СССР определила главные направления научной работы в условиях военного времени. В основу их были положены: совершенствование военной техники и создание новых средств борьбы с врагом, научная помощь промышленности в организации и расширении военного производства, изыскание и использование новых трудовых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, сокращение производственных циклов в металлургии, химической промышленности.

Множество сложнейших проблем приходилось решать советскому народному хозяйству в те дни, и одним из самых насущных был вопрос рабочей силы, поскольку огромную массу людей пришлось мобилизировать в армию. К тому же страна из-за оккупации части ее территории временно лишилась значительных людских контингентов. Чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые резервы, вовлечь новые слои населения в производство. Огромное значение в решении этой проблемы имел приход к производству женщин, учащихся старших классов, студентов, кадровых рабочих пенсионеров, которые становились к станкам, чтобы сменить на этом посту своих мужей, отцов, сыновей, братьев, ушедших на фронт. Большую роль в пополнении решающих отраслей военной экономики квалифицированными кадрами сыграла созданная перед войной система государственных трудовых резервов. Сотни тысяч молодых людей вливались в ряды тружеников тыла.

Главным звеном в переводе на военные рельсы всей экономики являлась перестройка промышленности, прежде всего тяжелой индустрии, на заводах которой с первых же дней войны налаживался выпуск танков, минометов, снарядов, мин, авиабомб и других видов военной продукции. Превращение восточных районов в ведущую промышленную базу страны, возросшие мощности военной промышленности требовали развития там основных отраслей тяжелой индустрии - металлургии, угольной и нефтяной промышленности, электроэнергетики.

Важная роль в обеспечении военной индустрии металлом принадлежала Магнитогорскому комбинату-гиганту, созданному в годы предвоенных пятилеток. Магнитогорцы одними из первых взялись за выправку броневой стали в обычных больших мартеновских печах, приспособленных для варки "мирного" металла. Не имея специальных прокатных станков Магнитогорцы одновременно наладили производство броневого листа на блюминге. Эта дерзкая идея, казавшаяся вначале фантастической, принадлежала заместителю главного механика комбината Н.А. Рыженко. За десять дней была проведена необходимая подготовка и 23 июля, был выдан первый броневой лист.

Труженикам советской деревни также пришлось решать большие экономические задачи в исключительно сложных, неблагоприятных условиях. Война оторвала от мирной созидательной работы наиболее трудоспособную и квалифицированную часть сельского населения. Из-за призыва в армию, мобилизации на сооружение оборонительных сооружений, в промышленность и на транспорт, а также из-за временной оккупации части районов страны число трудоспособных в хозяйстве резко сократилось. Фронту было передано большое количество тракторов, автомашин и лошадей, что, естественно, значительно ослабило материально-техническую базу сельского хозяйства. Резко упало и снабжение горючим, запасными частями, смазочными материалами, минеральными удобрениями.

Первое военное лето было очень трудным. Потребовалось привести в действие все резервы села, чтобы в максимально сжатые сроки убрать урожай и провести государственные заготовки и закупки зерна. На поля страны вышло поголовно все сельское население - от подростков до стариков. Женщины всегда играли важную роль в колхозах и совхозах, теперь же заботы, возлагавшиеся в мирное время на мужчин, почти целиком легли на их плечи. Сотни тысяч женщин освоили тракторы и комбайны.

Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных полях. В западных районах европейской части страны колхозники, работники совхозов и МТС убирали хлеб нередко под вражеским обстрелом.

В течении последних четырех месяцев 1941 года в Поволжье и на Урале на базе перемещенных и некоторых вновь созданных предприятий были развернуты 8 танковых, 6 корпусных (делали корпуса для танков) 3 дизельных завода. На базе Челябинского тракторного завода вырос мощный танкостроительный завод, заслуженно получивший в народе название <<ТАНКОГРАД>>. Уральский завод тяжелого машиностроения им. Орджоникидзе в Свердловске стал строить корпуса и башни для тяжелых танков КВ. Группа заводов, среди которых ведущее место занимал Сталинградский тракторный, стала важной комплексной базой танкостроения в Поволжье.

Кроме танков фронту требовались и боевые самолеты. Поэтому принимались срочные меры для ускоренного развития авиационной промышленности. Уже в первом военном полугодии, хотя с перебоями, удалось наладить массовое производство самолетов-истребителей Як-1 и Як7б пикирующих бомбардировщиков Пе-2, штурмовиков Ил-2. Новые самолеты не только не уступали аналогам противника, но и превосходили их по многим характеристикам.

Также налаживалось производства оружия. 12 июля 1941 года ГКО принял специальное постановление о производстве противотанковых и танковых пушек 45-и и 76-и мм. калибра. Расширялось производство и минометного вооружения. В первый год войны в основном выпускали 82- и 120-мм. минометы. Большое внимание уделялось производству реактивных минометов (<< КАТЮШ >>) которые уже в начале войны своими сокрушительными залпами наводили ужас на врага.

Во второй половине 1941 года советская промышленность произвела 4.8 тыс. танков, 8.2 тыс. боевых самолетов,9.9 тыс. орудий калибра 76 мм. и свыше.

Специальные операции партизан. («Рельсовая война» и др.)

Восстановленный в мае 1942 года Центральный штаб партизанского движения приступил к разработке плана первой операции партизан на железнодорожных коммуникациях противника стратегического масштаба. В основу плана операции было положено Постановление ЦК КП (б) Белоруссии "О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом "Рельсовой войны", т.е. разрушением рельсового полотна минно-взрывным и другими способами. В приказе начальника ЦШПД от 14 июля 1943 года "О партизанской рельсовой войны на коммуникациях врага" указывалось, что "огромный рост и размах партизанского движения позволяет в настоящее время наносить массированные повсеместные удары по железным дорогам с целью их полной дезорганизации и срыва операций врага на фронтах". Возможность достижения стратегической цели - полной дезорганизации железнодорожных коммуникаций в тылу противника не вызывала сомнений ни в органах управления партизанским движением, ни в самих партизанских отрядах. Однако способ достижения цели - подрыв двухсот тысяч рельсов встретил возражения. Командование считало, что противник не испытывает недостатка в рельсах и даже отправляет часть их на переплавку и что наиболее уязвимым местом в немецкой системе железнодорожных коммуникаций являются паровозы, которых на всей оккупированной части СССР имеется менее 5 000. Эта оценка подтвердилась впоследствии немецким исследователем в этой области Г. Теске, который писал, что Германия "располагала в 1939 году гораздо меньшим парком паровозов и вагонов, чем кайзеровская империя в 1914. Виной этому была переоценка мотора. Полностью исправить эту ошибку не удалось и в ходе самой войны". Подрыв рельсов, кроме того, вызывал перерыв в движении только на время, необходимое для их замены (несколько часов), при этом существенно затрудняя нормальную эксплуатацию железнодорожных путей после освобождения территории от немцев. В конечном итоге Украинскому штабу партизанского движения удалось добиться права приступить к подготовке операции, сосредоточив основные усилия на устройстве крушений воинских эшелонов, т.е. выводить из строя поезда противника, а не подрывать рельсы. 30 мая 1943 года ЦК КП(б)У принял решение начать не "рельсовую войну", а "войны на рельсах".

Проведение операции планировалось в три этапа, каждый по 15-30 суток. Операцию намечалось начать ориентировочно 1-5 августа 1943 года внезапным нанесением первого стратегического массированного удара, подорвав одновременно 26 000 рельсов. В первые 15 суток должны были быть разрушены основные железнодорожные коммуникации в тылу группы армий "Центр". В дальнейшем предполагалось нанести несколько других массированных ударов и, парализовав движение на остальных железнодорожных коммуникациях, в последующем перейти к систематическим диверсионным действиям по воспрещению работы железнодорожных коммуникаций в тылу противника. Создаваемая для проведения операции группировка партизанских сил включала 167 партизанских бригад, отдельных отрядов и групп общей численностью 95 615 человек, развернутая на территории протяженностью свыше 1 000 км по фронту и в глубину от линии фронта до западной границы СССР, что говорило о стратегическом масштабе и специальном характере группировки. Имевшаяся в тылу противника партизанская группировка была уже настолько мощной, что партизанские формирования располагались вблизи большинства важнейших железнодорожных коммуникаций. Поэтому передислокация партизанских формирований при необходимости осуществлялась на расстояние 70-80 км и лишь иногда - более 100 км.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.