Рефераты. Переход России от Ельцина к Путину

а, конечно, Борис Ельцин поддерживал осенью 1999 года В. Путина во всех его начинаниях. Однако многие СМИ все время задавались вопросом: насколько прочной и искренней является эта поддержка? Печать всячески раздувала слухи о том, что Ельцин якобы крайне недоволен все большей популярностью премьера. Разговоры об этом возникали столь часто, что даже сам Путин признавал позднее, что он опасался опалы и неожиданной отставки, хотя и надеялся, что ему удастся продержаться на своем посту не менее трех месяцев. Однако Ельцин не вмешивался в дела правительства и не только не ограничивал, но расширял полномочия главы кабинета. Как говорилось в одной из аналитических записок осени 1999 года, "силовые структуры переданы в доверительное управление премьеру". Безусловность своей поддержки премьера Путина Ельцин подчеркивает и в своих мемуарах, и нет никаких оснований считать, что Ельцин или его литературные помощники вписали все это уже много позднее в книгу экс-президента. Ельцин вынужден признать, что осенью 1999 года не президент, а премьер стал для большей части граждан России гарантом их безопасности. Этой надежды, этого чувства защищенности не могли дать стране ни Черномырдин, ни Степашин, ни Кириенко, ни сам Ельцин. Такая надежда появилась при Примакове, но все же в меньшей степени, чем при Путине. И стиль поведения, и язык заявлений Путина оказались созвучны настроениям большинства населения страны. При этом, думая о Путине, почти никто из нас не думал о Ельцине как об источнике нового поворота в российской политике, в стране в целом и на Северном Кавказе в частности. Это вынужден признать в своих мемуарах и сам Ельцин. "Путин, -- пишет он, -- дал людям обеспеченные государством гарантии личной безопасности. И люди поверили лично ему, Путину, что он сможет их защитить. Это стало главной причиной взлета его популярности.

Между тем популярность Путина продолжала расти. Уже увеличение президентских рейтингов Путина с 2% в августе до 15% в конце сентября было оценено социологами как необычное. В конце октября все говорили о "беспрецедентном росте": рейтинг Путина поднялся до 25%) В конце ноября, когда у Путина было уже 40%, все наблюдатели и политологи говорили, что рейтинг премьера достиг "запредельных высот" и больше уже не может увеличиваться. Но в декабре, после выборов в Думу, его рейтинг приблизился к 50%. Такой популярности в России не наблюдалось еще ни у одного из действующих политиков, и некоторые из газет и журналов почти открыто призывали Ельцина остановить и одернуть своего слишком возвысившегося премьера. Журнал "Профиль" посвятил теме недовольства и дискомфорта, якобы испытываемого Ельциным, большую статью, выделив слова некоего анонимного "собеседника в администрации президента": "Нынешний премьер -- фигура по замыслу абсолютно протокольная. Но он, вопреки ожиданиям Кремля, оказался профессиональным политиком -- как будто бывший шеф контрразведки родился в Кремле, а его папа был генсеком. Именно рост популярности Путина и победа на выборах поддержанной не только администрацией, но и Путиным коалиции "Единство" подтолкнули Ельцина к принятию самых важных для него и для страны, но неожиданных для его окружения решений.

2.2 Проблемы преемника

Борис Ельцин много пишет в своей книге о том, как часто он думал и как долго искал человека, который мог бы стать преемником самого Ельцина на посту президента. Проблема преемственности власти заботила и мучила Ельцина еще в 1991 году, когда он был полон сил и энергии, но все же должен был подстраховать себя постом и фигурой вице-президента. Эта же проблема преемника не давала покоя Ельцину и позже, когда у него возникли серьезные трудности со здоровьем и когда сообщения о болезнях российского президента стали важнейшей темой даже секретной дипломатической переписки.

Все это предельно упрощенные и искаженные схемы, которые выдают некоторые фрагменты большой и сложной композиции за всю картину. Да, конечно, интриги, а то и заговоры плетутся вокруг любой власти, и Кремль никогда не был в этом отношении исключением -- даже во времена Ленина, Сталина или Ивана Грозного. Но нельзя путать интриги с ходом и логикой самих событий и действием главных движущих сил развития государства и общества, а также с деятельностью главных игроков, выступающих на политической арене со своими амбициями и целями. Есть много оснований утверждать, что свой выбор, который далеко не все люди из его ближайшего окружения горячо поддержали.

По свидетельству Ельцина, его первый разговор с Путиным на тему досрочной отставки президента состоялся 14 декабря 1999 года и был весьма долгим. Владимир Путин не сразу согласился с предложением и доводами Ельцина. "Думаю, я не готов к этому решению, Борис Николаевич, -- сказал Путин и пояснил: -- Понимаете, Борис Николаевич, это довольно тяжелая судьба. Очень важно, что мы с вами работаем вместе. Может, лучше уйти в срок?" Ельцин настаивал, даже уговаривал, и Путин в конце концов сказал: "Я согласен, Борис Николаевич". Но и теперь Ельцин не сказал о намеченной дате.

Лишь через 15 дней, 29 декабря в 9 часов утра Ельцин вновь пригласил Путина в свой кабинет и сообщил ему о намеченной дате, а также обсудил технические детали передачи власти. Еще раньше, 28 декабря, Ельцин провел запись своего традиционного новогоднего обращения к населению страны.

В последний день года Ельцин приехал в Кремль в 8 часов утра и в 8.15 пошел в свой кабинет. В 9 часов утра к нему вошел заведующий канцелярией Валерий Семенченко с пачкой текущих документов и постой.. Но Ельцин не стал их смотреть а вызвал Волошина и дважды а прочел подготовленный указ об отставке и подписал его. В 9.30 в кабинет президента вошел В. Путин. Сюда же "были приглашены руководитель протокола Владимир "Шевченко, пресс-секретарь Дмитрий Якушкин, кремлевский оператор Георгий Муравьев и фотограф Александр Сенцов. Всем им Ельцин зачитал вслух только что подписанный указ, в соответствии с которым полномочия президента с 12 часов дня 31 декабря 1999 года переходили к Председателю Правительства Российской Федерации Новое обращение Ельцина к согражданам было записано в 10.30, а в 11.00 состоялась встреча Ельцина и Путина с патриархом Алексием II, который одобрил решение Ельцина. После ухода патриарха кремлевский телеоператор заснял на пленку передачу Ельциным Путину одного из символов президентской власти -- пресловутого ядерного чемоданчика. Затем к Ельцину были приглашены руководители силовых структур, которым он объявил и объяснил свое решение. Состоялся короткий обед, а в 12 часов все собравшиеся в Кремле стали смотреть передаваемое по телевидению обращение Ельцина. Это же обращение внимательно смотрели и слушали с экранов своих домашних телевизоров и все мы.

"Я ухожу..." -- эти слова Ельцин повторил в своем обращении к гражданам России несколько раз. Конец года и конец века стали у нас в стране и концом эпохи Ельцина, занявшей в истории страны почти десять лет и завершившейся его добровольной отставкой в последний день 1999 года. Впервые в XX столетии в России целая эпоха уходила в прошлое под грохот праздничного салюта, под звон бокалов, при свете красочного фейерверка, без революции и кровопролития, без дворцового переворота или заговора.

В тот же день Владимир Путин подписал свой первый указ в качестве и.о. президента подписал свой первый указ в качестве и. о. президента. Это был указ о пожизненной неприкосновенности Бориса Ельцина и условиях его жизни и охраны. Несколькими другими указами Путин провел ряд изменений и перемещений в администрации президента, а затем записал свое обращение к народу по случаю наступления Нового года и нового тысячелетия. Через несколько часов, ближе к вечеру, Путин вылетел с женой не на встречу Нового года в Санкт-Петербург, как это планировалось ранее, а в Чечню. Военные действия в Чечне и ситуация на Северном Кавказе продолжали оставаться главной заботой и.о. президента Владимира Путина"

3. Россия при Путине

Трудно на сегоднящний день дать оценку "Правления Путина", в СМИ не утихают споры.

Одни утверждают, что Путин получил в наследство ельцинскую Россию. Он мог сказать: это порочная штука, начинаем с чистого листа. А мог ее принять. И что-то с ней начать делать. Это была такая развилка. Путин ельцинскую Россию принял. Но решил резко и довольно жестко все упорядочить. Действия Путина напоминали поведение человека, который пришел в дом и сказал: боже мой, какой бардак! И начал двигать вещи, проводить ремонт. Не ставя под вопрос сам дом. В результате мы получили реальность, которая в себе самой содержит очень много вопросительных знаков. Возникла сумма двух слагаемых. С одной стороны, путинские жесткие волевые действия, а с другой -- такая "обволакивающая" реакция полученного им наследства. Сумма стала напоминать застой. Его назвали стабилизацией.

Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс" утверждает, что главное, чего добился Путин, -- это восстановление дееспособности Российского государства. В 90-е годы, особенно в конце десятилетия, формально государство Российское существовало, но фактически в стране была анархия, вольница, хаос… Олигархические бизнес-группировки, связанные с политэлитой и контролирующие основные СМИ, проводили в своих интересах внутреннюю и внешнюю политику России. Этот "диссонанс" Путин ликвидировал. Эффективность государства резко возросла.

Обозреватели РИА Новости подводят некоторые итоги восьмилетнего пребывания на высшем государственном посту Владимира Путина

1. Укрепление государственных институтов, создание единого правового пространства

Одним из первых шагов по выводу России из системного кризиса стало укрепление вертикали власти и государственных институтов, наведение конституционного порядка на всей территории страны. Было восстановлено единое правовое пространство страны, а правовая база регионов приведена в соответствие с федеральным законодательством. В то же время произошло четкое разграничение полномочий Федерации, регионов и органов местного самоуправления. Одновременно значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была передана на региональный и местный уровни. Иными словами, произошла серьезная децентрализация властных полномочий.

2. Социальная направленность внутренней политики

Наметился новый подход к социальным проблемам, который президент Путин определил как "курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России". Повышение качества жизни граждан России стало ключевым вопросом государственной политики. Именно эту задачу преследуют приоритетные национальные проекты, которые начали осуществляться с 2006 года. Были выбраны наиболее важные и в то же время такие запущенные сферы, как здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. Результаты очевидны. Только в ходе выполнения ПНП "Здоровье" уже было закуплено и поставлено в медучреждения свыше 40 тыс. единиц диагностического оборудования и более 13 тыс. санитарных автомобилей, реализация программы родовых сертификатов охватила более 90% рожениц, оплачена медицинская помощь для 1,3 млн женщин и свыше 300 тыс. детей, проведен скрининг на пять наследственных заболеваний 1,2 млн новорожденных детей, 300 тыс. пациентам была оказана высокотехнологичная медпомощь, проведены массовые кампании по диспансеризации и вакцинации населения.

3. Улучшение демографических показателей

За минувшие годы удалось преодолеть тревожные тенденции роста смертности и снижения рождаемости. В 2007 году в России родилось на 145 тыс. детей, или на 10%, больше, чем в 2005 году. За тот же период на 178,8 тысячи человек уменьшилась естественная убыль населения. Таких показателей страна не видела 15 лет. Этому в немалой степени способствовали как реформы, проводящиеся в системе здравоохранения, так и меры по поощрению рождаемости - например, такие, как введение так называемого материнского капитала. Первые обладатели государственного сертификата на его получение смогут распорядиться средствами уже в 2010 году. А в минувшем году его получили почти 314 тыс. женщин. С этого года размер материнского капитала повышен до 271,25 тыс. руб. Значительно увеличены и пособия, направленные на социальную поддержку семей с детьми.

4. Стабилизация ситуации в Чечне. Укрепление и реформирование российской армии

Ценой немалых усилий удалось предотвратить распад страны, остановить войну на Северном Кавказе. Сепаратизму и поддерживающему его международному терроризму был нанесен серьезный удар. Чеченская Республика стала полноценным субъектом Российской Федерации. В ней состоялись демократические выборы парламента и президента, принята Конституция ЧР. В то же время северокавказский конфликт продемонстрировал серьезные проблемы, которые существовали в российских Вооруженных силах. В последние годы многие из них удалось решить - улучшить материальное положение военнослужащих, оснастить войска современным оружием, провести затянувшуюся реформу в армии.

5. Возрождение физкультурно-спортивного движения

После многолетнего упадка в этой сфере руководство страны стало уделять большое внимание как спорту высших достижений, так и массовым спортивным мероприятиям. Была разработана и стала претворяться в жизнь Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", предусматривающая строительство 4 тыс. новых спортивных объектов, особенно в малых городах и селах. Убедительным подтверждением того, что Россия возвращает себе титул великой спортивной державы, стало решение 119-й сессии МОК в Гватемале повести зимнюю Олимпиаду 2014 года в городе Сочи. Этому в немалой степени способствовало выступление на ней российской команды, возглавляемой Владимиром Путиным.

Минусы:

1. Расцвет коррупции

Как признается на самом высоком уровне, за минувшие годы так и не удалось справиться с тяжелой болезнью, поразившей российское общество, - коррупцией. Хотя с ней и старались бороться: только в 2007 году в России было возбуждено более тысячи уголовных дел по фактам взяточничества среди высокопоставленных чиновников. В настоящее время коррупционная составляющая лишь в системе госзакупок, по некоторым оценкам, составляет около 10% от их общего объема, или порядка 300 миллиардов рублей. Несмотря на широкое обсуждение в обществе, так и не был принят закон о противодействии коррупции. Более того, в российском законодательстве нет даже определения коррупции. Но главная проблема в том, что слишком мало было сделано для устранения причин, её порождающих, а именно - для снижения излишних административных барьеров.

2. Зависимость и непрозрачность судопроизводства

Вопреки всем декларациям, так и не были созданы условия для формирования подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. Практика неправосудных решений "по звонку" или "за деньги" сохраняется. А рядовые судьи, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, сегодня сильно зависимы от председателей судов. Судебная реформа, призванная обеспечить выполнение положений Конституции России о независимости судов, до конца поставленных задач не выполнила. Наряду с коррупцией необъективность, зависимость и тенденциозность, которые нередко проявляют судьи в решении хозяйственных споров, являются серьезным сдерживающим фактором для развития отечественной экономики, для привлечения в нее российских и иностранных инвестиций.

3. Усиление ксенофобии и национализма

Несмотря на призывы к толерантности и проведение разного рода воспитательных мероприятий, продолжался рост радикального национализма, участились случаи расового насилия. Уровень ксенофобии в общественном сознании по-прежнему высок. Ровно четверть участников опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение", заявили, что испытывают раздражение и неприязнь к представителям других национальностей. По данным Московского бюро по правам человека только в течение 2007 года в России отмечено 230 случаев нападений и конфликтов на националистической почве. В них погибли 74 человека и не менее 317 получили увечья. Рост насилия, по информации правозащитного центра "СОВА", составил по сравнению с предыдущим годом 12%.

4. Политическая апатия населения

По данным ВЦИОМ, сегодня 60% россиян не интересуются политикой. А среди молодежи таковых ещё больше - 68%. В ходе другого опроса, организованного Левада-центром совместно с Центром ЕС-Россия, 94% наших соотечественников заявили: то, что сегодня происходит в России, ни в коей мере от них лично не зависит или зависит в крайне малой степени. Причину этого некоторые аналитики видят в том, что так и не был создан действенный механизм сдержек и противовесов, который бы не позволял одной из властных ветвей главенствовать над другими, инициировал заинтересованный общественный диалог, обеспечивал активное участие граждан в определении задач и путей построения нового государства. Изменения, сделанные в последние годы в избирательном законодательстве, ещё более отдаляют "низы" от "верхов". Это касается и отмены губернаторских выборов, и перехода к партийным спискам, и запрета избирателям отзывать депутатов, не оправдавших их доверия, и упразднения графы "против всех". Власть всё больше монополизирует систему управления государством, принимая на себя ответственность за принятие решений и отказывая в этом праве обществу.

5. Отказ от плюрализма мнений

Правозащитники и некоторые представители медиа-сообщества считают, что все последние годы в России шло активное наступление на независимые средства массовой информации. Число самостоятельных от государства или местных властей телекомпаний, радиостанций, газет резко сократилось. Общероссийский телеэфир фактически оказался в монопольном владении узкого круга лиц, которые и определяют вкусы и политические пристрастия населения. Всем надеждам, что телевидение вместе с другими СМИ станет "четвертой властью", подлинно независимой и отражающей весь спектр общественного мнения, иными словами - одним из противовесов в новой политической системе, пока не суждено было сбыться. "Свободной территорией" остается лишь Интернет. Хотя, как показывают недавние инициативы парламентариев, и будущее независимой российской сети тоже под вопросом. [5,34]

Заключение

Подводя итог нашему исследованию, можно сделать вывод:

История еще не знает столь необычной отставки главы крупнейшего государства в самый канун нового тысячелетия. Своевременный, простой и в то же время крайне эффектный уход из Кремля несомненно останется в истории важным и интересным прецедентом. Такое решение Ельцина было облегчено и подготовлено успешной работой В. Путина на посту премьера. Но и для Владимира Путина события 31 декабря 1999 года стали важным трамплином, существенно облегчавшим победу на предстоявших 26 марта 2000 года президентских выборах. В этом отношении Ельцин и Путин связаны друг с другом гораздо сильнее, чем любая другая пара политиков, один из которых унаследовал власть и полномочия другого по крайней мере в XX веке и в нашей российской истории.

Вокруг эпохи Ельцина будут еще долго или даже всегда идти споры и среди историков. Борис Ельцин пришел к власти в России еще в начале 90-х годов. На протяжении этого богатого событиями десятилетия менялась обстановка в стране и вокруг нее, менялись люди в правительстве и в окружении главы государства, менялись законы и Конституция, но Борис Ельцин оставался У историков имеется один почти безусловный критерий для оценки значения и роли того или иного лидера в истории своей страны.

Б. Ельцин принял страну в 1991 году в плохом состоянии, но оставил ее в декабре 1999 года в еще более худшем состоянии. Уровень жизни подавляющего большинства российских граждан снизился в эти 8 лет по всем почти основным показателям на 40--50%, а число людей, живущих в условиях крайней нужды, приблизилось к половине населения России. Смертность в стране значительно но превышала рождаемость, и это привело к сокращению населения страны на три миллиона человек. Возросла преступность, но заметно деградировали системы образования, здравоохранения, культуры.

Сильно ошибались те, кто считал, что Ельцин уже давно превратился в простую марионетку в руках своего окружения или олигархов. Нет, все главные решения Ельцин принимал сам, и он полностью отвечал за свои поступки. С ним приходилось считаться всем российским политикам и лидерам других стран. И не только потому, что у России, как об этом говорил в Пекине Борис Ельцин, есть все виды ядерного оружия. Однако всего перечисленного слишком мало, чтобы получить на суде истории какую-то безусловную и положительную оценку. Но могло быть и хуже.

Пять из лидеров страны возглавляли государство до последнего дня своей жизни, трое были устранены от власти в результате революции, один в результате дворцового переворота. И только Ельцин ушел из Кремля добровольно и досрочно, передав власть в руки избранного им самим преемника. Это прогресс, и можно надеяться, что именно такой порядок смены власти в России станет обычной и спокойной конституционной процедурой. У нас возникла сегодня реальная возможность создать демократическую систему преемственности власти, и мы не имеем права эту возможность утратить.

Список литературы

1. Зазнаев О. "Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее"//"Сравнительное конституционное обозрение", 2006, N 4

2. История России XX - начала XXI вв. Терещенко Ю.Я. (2004, 448с.)

3. История России XX столетия (Основные проблемы) Поцелуев В.А. (1997, 512с.)

4. История России. (Учебник) Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. (2006, 528с.)

5. История России. Век XIX. (Учебное пособие) Есиков С.А., Слезин А.А., Двухжилова И.В. (ТГТУ; 2005, 192с.)

6. История России. Личман Б.В. (2001, 368 + 304с.)

7. Кургянин С. Что стало с Россией при Путине//Комсомольская правда №5 2008

8. Новейшая история России, 1945--2006 гг.: кн. для учителя. Филиппов А.В. (2007, 494с.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.