Рефераты. Период народной демократии в странах Центральной и Юго-Восточной Европы

p align="left">Развитие революции поставило на повестку дня требование отставки правительства Санатеску. В целях мобилизации антифашистских сил, укрепления союза рабочих и крестьян и дальнейшего углубления революционного процесса по инициативе компартии 2 октября был создан Центральный комитет Единого рабочего фронта, а спустя десять дней -- Национально-демократический фронт, в который вошли коммунистическая партия, социал-демократическая партия, единые профсоюзы, «Фронт земледельцев», «Союз патриотов» и МАДОС (организация венгерских трудящихся в Румынии). Это позволило демократическим силам значительно укрепить свои позиции в борьбе с буржуазными «историческими» партиями, а затем и одержать победу, взять власть в свои руки.

В середине октября 1944 г. представители рабочих партий вышли из состава правительства Санатеску. Это означало, что рабочий класс лишил правительство своего доверия. Король вынужден был согласиться на существенную реорганизацию правительства, предоставив больше министерских постов, чем прежде, деятелям Национально-демократического фронта. Однако это не могло удовлетворить требования народных масс. Усилились чистка государственного аппарата от антинародных элементов и самочинный раздел помещичьих земель.

Чтобы сорвать процесс дальнейшей демократизации страны, король при поддержке лидеров буржуазных партий назначил 6 декабря главой правительства начальника генерального штаба генерала Н. Радеску, который пообещал провести земельную реформу. Вскоре, однако, стало ясно, что правительство, в котором преобладали реакционеры, не собирается проводить в жизнь свои обязательства Краткая история Румынии. - М.: Наука, 1987. - С. 83.

В сложной и трудной борьбе протекал процесс становления и укрепления народно-демократической власти в Венгрии. Здесь, как и в Румынии, в предшествующие годы не было условий для широкого освободительного движения и деятельности коммунистов. Тем не менее, в стране все более углублялся политический кризис, вызванный сокрушительным разгромом немецких и венгерских войск на советско-германском фронте. Это проявлялось в дезорганизации производства, обострении продовольственного положения в стране, активизации партизанской борьбы, росте антигерманских настроений в армии.

Вступление Советских Вооруженных Сил на территорию Венгрии революционные силы страны использовали для сплочения своих рядов и создания антифашистского фронта. Опираясь на этот фронт и на примкнувшую к нему часть офицерства, Венгерская коммунистическая партия начала готовить народное восстание против немецких оккупантов и нилашистов.

По инициативе коммунистов антифашистский фронт создал Повстанческий национально-освободительный комитет во главе с Э. Байчи-Жилински. В него вошли представители компартии, социал-демократической партии, партии мелких сельских хозяев, национальной крестьянской партии и Общества друзей Советского Союза. Комитет возглавил формирование боевых групп, разработку плана восстания. Однако в конце ноября 1944 г. его ведущие руководители Э. Байчи-Жилински, генерал Я. Кишш и другие были схвачены нилашистами и в декабре казнены.

Несмотря на то, что назревавшее вооруженное выступление было сорвано, движение Сопротивления продолжало развиваться. Освобожденная в сентябре -- октябре Советской Армией значительная часть восточных районов Венгрии стала базой формирования революционных органов власти, развертывания народно-демократической революции в стране. По инициативе коммунистов создавались национальные комитеты. Они обеспечивали охрану порядка, снабжение населения продуктами, налаживали работу промышленных предприятий и транспорта, осуществляли другие первоочередные мероприятия.

2 декабря 1944 г. на основе разработанной ВКП «Программы демократического восстановления и подъема Венгрии» был создан Венгерский национальный фронт независимости (ВНФН). В него вошли коммунистическая, социал-демократическая, национальная крестьянская, буржуазно-демократическая партии, партия мелких сельских хозяев, профсоюзы. Программа венгерских коммунистов стала отныне программой ВНФН. Она получила одобрение широких народных масс.

Событием большого политического значения явилась первая сессия Временного национального собрания, состоявшаяся в городе Дебрецене 21-22 декабря 1944 г. Выборы депутатов проводились на основе выдвижения кандидатов национальными комитетами. Сессия сформировала центральные органы власти: Политический совет -- коллегиальный орган, исполнявший функции высшего органа государства, и Временное правительство, в состав которого вошли три представителя от коммунистической партии, по два от партии мелких сельских хозяев и социал-демократической партии, один от национальной крестьянской партии, а также четыре беспартийных, трое из которых -- бывшие хортистские генералы. Эти генералы заняли посты премьер-министра, военного министра и министра снабжения. Однако большинство в Совете министров составляли представители рабочих и крестьян, что явилось большой победой народно-демократической революции в стране Желицки Б.Й. Народная демократия и становление тоталитарного режима в Венгрии // Тоталитаризм: Исторический опыт Восточной Европы: «Демократическое интермеццо» с коммунистическим финалом. 1944-1948 / Отв. ред. В.В. Марьина. - М.: Наука, 2002. -С. 59.

На характер и активность проведения революционных преобразований в странах Центральный и Юго-Восточной Европы оказывали влияние не только уровень политической зрелости и готовность масс поддержать их, но и соотношение сил на международной арене.

Немалое значение для социально-политического развития Румынии и Болгарии имело заключение соглашений о перемирии с Советским Союзом, США и Великобританией. Они обеспечивали благоприятные условия для дальнейшего продвижения этих стран по демократическому пути, для устранения угрозы возрождения фашизма. Во всех соглашениях содержалось обязательство этих стран немедленно распустить находившиеся на их территории фашистские политические, военные, военизированные и другие организации и впредь не допускать их существования Советско-английские отношения во время Великой отечественной войны, 1941-1945: Документы и материалы. Т. 1. - М.: Наука, 1983. - С. 196..

Таким образом, во второй половине 1944 г. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы по мере их освобождения Советской Армией развертывались народно-демократические и социалистические революции.

Несмотря на различия в темпах и масштабах, социально-политические преобразования в этих странах имели общие черты, которые были главными, определяющими. Развитие революционного процесса определялось здесь общими закономерностями перехода от капитализма к социализму, протекало на основе общей стратегической линии коммунистических и рабочих партий, общей направленности их деятельности на сплочение прогрессивных сил в борьбе за установление власти народа и осуществление глубоких революционных политических и социально-экономических преобразований.

Победа революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы составила новый этап мирового революционного процесса, привела к дальнейшему укреплению мирового социализма и ослаблению империализма.

1.5 Военно-политическая и экономическая помощь Советского Союза странам Центральной и Юго-Восточной Европы

Советский Союз оказывал освобожденным странам большую помощь в укреплении их международных позиций. Это было особенно важно, поскольку империалистические круги Англии и США строили в отношении их коварные планы. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах правящих кругов США и Англии относительно путей осуществления этих планов, они были едины в главном: в стремлении сохранить страны Центральной и Юго-Восточной Европы под своим влиянием и по-прежнему использовать их в антисоветских целях в качестве «санитарного кордона».

Однако проискам империалистических кругов не суждено было сбыться. Эти страны прочно становились на путь демократического развития. Советский Союз признал и решительно поддержал их новые, революционные органы власти, являвшиеся подлинными выразителями интересов своих народов. В Люблине был аккредитован представитель Советского правительства при ПКНО, а в Москве -- представитель ПКНО при Советском правительстве. В начале декабря 1944 г. в Москву прибыл представитель болгарского правительства Отечественного фронта. При Национальном комитете освобождения Югославии продолжала официально действовать советская военная миссия, выполнявшая не только военные, но и политические функции, а в Москве с апреля 1944 г. находилась миссия НКОЮ и Верховного штаба НОАЮ.

Укреплению внешнеполитических позиций народной Полыни в значительной мере способствовало подписание 26 июля 1944 г. соглашения между Советским правительством и ПКНО об отношениях между Советским Главнокомандующим и местной администрацией после вступления советских войск на польскую территорию. В соответствии с Постановлением ГКО от 29 июля 1944 г. в каждом освобожденном крупном населенном пункте, а также на железнодорожных станциях, шоссейных и водных путях сообщения создавались советские военные комендатуры. К 20 октября на территории Польши уже работало 225 таких комендатур. Они действовали до налаживания нормальной работы органов польской администрации. Как только какая-либо часть освобожденной территории переставала быть зоной непосредственных военных действий, ПКНО полностью брал на себя руководство всеми делами гражданского управления, а советские военные комендатуры упразднялись, за исключением комендатур на путях сообщения.

Командование советских войск и военные комендатуры тесно сотрудничали с органами власти, созданными Польским комитетом национального освобождения. Советскому представителю при ПКНО было предписано следить за точным и неукоснительным соблюдением советскими военными органами соглашения от 26 июля 1944 г.

Установлению дружественных отношений с народной Польшей способствовали также соглашения между ПКНО и правительствами Украинской, Белорусской и Литовской ССР, подписанные в сентябре 1944 г., об эвакуации украинского, белорусского и литовского населения с территории Польши и польских граждан с территории Украины, Белоруссии и Литвы.

Проявляя уважение к суверенитету новой Югославии, советское командование в сентябре 1944 г. согласовало с НКОЮ и верховным командованием НОАЮ вопросы, связанные с вступлением советских войск в Югославию. При этом стороны договорились, что на югославской территории в районах временного расположения советских войск будет действовать гражданская администрация Национального комитета освобождения Югославии.

Этими актами Советское правительство недвусмысленно продемонстрировало, что осуществление суверенных прав Польши и Югославии находится исключительно в руках их революционных органов государственной власти.

Акции СССР подкрепляли усилия новых, народных властей Польши, Югославии в их борьбе за упрочение внешнеполитического положения своих стран.

Для укрепления международных позиций Болгарии и Румынии важное значение имело подписание благодаря Советскому Союзу действительно справедливых соглашений о перемирии, которые позволяли этим странам занять достойное место в борьбе с фашизмом, а также в послевоенном мире.

Большую роль в становлении и укреплении народного строя в странах Центральной и Юго-Восточной Европы играла экономическая помощь СССР. ЦК ВКП(б) и Советское правительство, несмотря на значительные трудности военного времени, сочли возможным выделить для них продовольствие, медикаменты, товары широкого потребления, промышленное оборудование и сырье. Так, во второй половине 1944 г. Советский Союз предоставил населению польских городов 25 тыс. тонн муки. Для детей погибших патриотов выделялись крупа, сахар, сгущенное молоко из расчета на годовую потребность. Восемь советских военных госпиталей оказывали жителям Варшавы бесплатную медицинскую помощь. Для сельского населения из СССР доставлялись товары первой необходимости: керосин, соль, чай, мыло и т. и. В Польшу поступали машины, оборудование и другая техника, а также уголь, нефтепродукты, хлопок, шерсть, кожа. В конце 1944 г. ей был предоставлен советский беспроцентный кредит на сумму 10 млн. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.