Рефераты. Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа

Первобытное общество. Античная цивилизация. Средневековая Европа

Контрольная работа

Тема: Первобытное общество. Античная цивилизация.

Средневековая Европа

РАЗДЕЛ 1

Начало формирования человеческого общества

1 Охарактеризуйте основные периоды истории первобытного общества

Известно несколько периодизаций первобытной истории. Но наиболее распространена археологическая периодизация, основным принципом которой является учет различий в материале и технике орудий труда. Таким образом, различают: каменный век (древний каменный век или палеолит; средний каменный век или мезолит; новый каменный век или неолит); бронзовый век; железный век. Кроме того, палеолит делится на ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

Периоды истории первобытного общества:

1) эпоха первобытного стада;

2) эпоха родового строя;

3) эпоха расположения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности)

2 Что такое "неолитическая революция" и каковы ее последствия?

Неолитическая революция -- переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Этот переход начался в мезолите и завершился в неолите.

Неолитическая революция обозначает тот выдающийся в истории человечества рубеж, когда совершился переход к земледелию и скотоводству, или, иначе говоря, производящему хозяйству. Он действительно поставил людей в совершенно новые отношения и друг с другом, и с природой. Иным стал и сам труд, и отношение к нему.

Среди основных последствий неолитической революции - не только дальнейший рост численности и плотности населения, но накопление и развитие культурных традиций (вследствие наличия большого количества свободного времени для занятия художественным творчеством), формирование нового образа жизни, появление возможности содержать лиц, не занятых непосредственно в процессе производства.

Таким образом, "неолитическая революция" - кардинальный рубеж в истории человечества, выведший на авансцену истории в 9-3 тыс. до н.э. общества земледельцев-скотоводов (раннеземледельческие общества или культуры), явившиеся, в свою очередь, исходным пластом цивилизации.

Общественные и природные факторы по-разному проявлялись в различных уголках земного шара. Отсюда значительное различие в характере раннеземледельческих культур и в созданных ими культурных комплексах.

3 Каковы причины зарождения государства?

1) Общественное разделение труда.

2) Появление частной собственности.

3) Социально-классовое расслоение.

Теологическая теория настаивает на божественном происхождении
государства, государственной власти, утверждает и защищает тезис "вся
власть от бога". Несмотря на свое религиозное содержание и эта теория,
возникшая еще в древности (Иудея), отражала определенные реальности, а
именно теократические формы первичных государств (власть жрецов,
роль храма, разделение власти между религиозными и административными
центрами).

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства
непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха конструирует из
власти отца над членами его семьи.

РАЗДЕЛ 2.

Цивилизации древности

Тема 1 Цивилизации древнего Востока

1 В каких государствах древнего Востока "деспотическая" форма правления достигла наибольшего развития?

Термин "деспотизм" и происходит от древнегреческого слова "деспотес" - хозяин, глава дома, руководящий семейным хозяйством и распределяющий обязанности, - деспотия как форма организации государственной власти была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока. К характеристике феномена восточной деспотии кроме уже названных черт можно добавить: почти обязательное присутствие в таком обществе политики принуждения и даже террора; парадоксальное сочетание страха перед верховной Властью с безграничной верой в конкретных правителей; полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).

Идею же демократии как наиболее яркой отличительной черты западного общества лучше всего воплощает цивилизация Древней Греции и, прежде всего, такая специфическая политическая структура, как “полис”-город - государство.

2 Охарактеризуйте структуру вавилонского общества во время правления царя Хаммурапи

Вавилонское общество состояло из свободных людей - авилум, рабов - вардум и, занимавших промежуточное положение царских людей - мушкенум. Внутри класса свободных общинников, авилумов, существовало сильное имущественное расслоение - от царя, высших чиновников и жречества, которым принадлежала основная часть земли, до бедных крестьян и ремесленников. Низший класс составляли рабы. Их труд применялся в царских хозяйствах, на полях, в ремесленных мастерских и в домашнем хозяйстве. Хоть и в незначительной степени, но все же, рабы защищались законом - вардум мог вступить в брак с авилумом, и их дети считались свободными; за оскорбление свободного раб представал перед судом, а не наказывался хозяином. Долговое рабство в правление Хаммурапи было временным и ограничивалось сроком в 3 года. Рабы имели внешние отличительные знаки - татуировку, выстриженные на передней части головы волосы и табличку на шее с именем владельца. Теоретически вардум мог вернуть себе свободу. Для этого нужно было заручиться согласием хозяина и выплатить ему рыночную стоимость раба. В старовавилонский период эта сумма составляла 20 сиклей серебра, что соответствовало стоимости быка, а в нововавилонское время доходила до 50 сиклей. При Навуходоносоре рабы могли становиться крестьянами, ремесленниками или торговцами, чтобы заработать деньги на свое освобождение.

Полусвободные мушкенумы были прикреплены к земле или к ремесленным мастерским. Они обязаны были царю службой - ильком, платили налоги и несли военную повинность. Однако, они владели собственным имуществом и могли иметь рабов.

3 Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?

Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно,-- дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Заселение долины Нила шло в основном за счет все той же ближневосточной волны (точнее, волн) спустившихся с предгорий неолитических земледельцев, которые осваивали и Двуречье, а древнейшие археологические культуры Египта (Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны с Убайдом. Однако по сравнению с тем же Убайдом эти культуры более отсталы и примитивны: зерновое земледелие (ячмень. пшеница-полба), кремневые орудия, грубоватая керамика, первые изделия из привозной синайской меди. Видимо, связи через Синай к влияние более развитой и, во всяком случае, энергично распространявшей свои достижения цивилизации Двуречья оказали определенное воздействие на ускорение темпов развития культуры нильской долины, о чем убедительно свидетельствует ряд важных нововведений, в частности пиктографическая письменность. IV тысячелетие до н.э. было периодом активного развития древнейшего Египта. Ирригационные сооружения, без которых земледелие в долине Нила невозможно; глинобитные строения; металлургия меди; имущественное неравенство, фиксируемое раскопками; овладение практикой строительства из сырцового кирпича -- все это и многое другое достаточно наглядно свидетельствует о материальном фундаменте, соответствующем уровню ранних надобщинных объединений, первичных протогосударств.

Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали именовать греческим термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве «связующего единства», тяготело несколько десятковпоселений. Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических администраторов, правителей нома. Как можно полагать (в отличие от Двуречья, источники, которые касались бы этого периода развития, отсутствуют), жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них. Предание, зафиксированное египетским жрецом Мане-фоном (на рубеже IV -- III вв. до н.э. он написал историю Египта, впоследствии утраченную), говорит о том, что около двух десятков номов Верхнего Египта, по течению реки вплоть до Дельты, и примерно такое же количество номов Нижнего Египта в дельте Нила на рубеже IV -- III тысячелетий до н.э. были объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны первой и второй династий, начиная с легендарного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожествленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства -- государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.

4 Назовите основные черты империи древности

Основные черты развития западного и восточного типов цивилизации в древности таковы:

1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке (не случайно одним из наиболее распространенных символов восточной культуры является изображение человека в лодке без весел, т.е. подчиняющегося "течению реки" - природе, государству) - раннее создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.

2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (недаром восточные цивилизации часто называют "традиционными обществами") -динамичный характер развития общества в цивилизации западной;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.