Рефераты. Первый крестовый поход

p align="left">В конце ноября 1098 г. Раймунд Тулузский выступил в путь. Пройдя через Ругью и Аль-Барру, граф осадил г. Маарат ан-Нуман. Вскоре к нему присоединился князь Тарентский. 11 декабря 1098 г. город был взят с двух сторон провансальцами и нормандцами, после чего крестоносцы учинили в нем страшную резню. После грабежа города Боэмунд вернулся в Антиохию.

Граф Тулузский созвал в Ругье совет предводителей, где предложил им жалование в обмен на то, чтобы он возглавил поход. Боэмунд отверг это предложение, а также потребовал вывода провансальских отрядов из Антиохии. Узнав о переговорах, простые участники похода, находящиеся в Маарат ан-Нумане, возмутились и разрушили городские укрепления. Баронам пришлось смириться с волей большинства и продолжить поход.

13 января 1099 г. Раймунд Сен-Жилль выступил на Иерусалим. Спустя несколько дней за ним последовали Роберт Нормандский, Танкред и прочие вожди. Были отозваны провансальские отряды из Антиохии, и город целиком перешел под власть Боэмунда, который вопреки клятве остался в Антиохии.

В Куфр Табе герцог Роберт и Танкред нагнали провансальцев. Продвижение и снабжение армии обеспечивалось довольно мирными отношениями Раймунда Тулузского с арабскими князьями Сирии, которые шли на контакт с латинянами, чтобы избавиться от тяжкого турецкого владычества. Крестоносцы старались идти без остановок, поэтому местные эмиры приносили им дары, стада скота и спешили отправить к соседям. Так армия миновала Шейзар, Масиаф, Рафанию, Гисн эль-Акрад. В последствии Крак де Шевалье. Потом крестоносцы вступили на территорию эмирата Триполи, где Раймунд Тулузский разорил окресности Аркаса, а его вассалы Раймунд Пеле и Раймунд, виконт Туреньский, захватили Тортосу.

Несколько позже, чем провансальцы, пустились в поход фламандцы и лотарингцы. Князь Тарентский сопровождал их до Латтакии: опасаясь возвращения провансальцев или вмешательства императора, он вернулся в Антиохию. Крестоносцы осадили Джебайл, когда к ним прибыл гонец от Раймунда Тулузского: граф просил помочь ему в осаде Аркаса. Вновь в среде латинян начались раздоры. Готфрид требовал немедленно выступать на Иерусалим, Танкред, которому граф Сен-Жилль мало заплатил, поддерживал Готфрида, вновь волновались простолюдины. Раймунд был вынужден снять осаду и продолжить поход.

Отдохнув три дня в Триполи, войско двинулось к Иерусалиму, не трогая большие города (Бейрут, Сайду, Тир, Акку, Хайфу). 23 мая 1099 г. к армии присоединилась часть рыцарей из Эдессы и Антиохии. В Рамле состоялся последний военный совет: часть баронов предлагала двинуться через Синай в Египет, но большинство решило идти на Иерусалим. Примерно в это же время Танкред и Балдуин Ле Бург захватили Вифлеем. Здесь чуть было не повторились события в Тарсе, но необходимость торопиться не дала разгореться междоусобице.

8. Взятие Иерусалима.

На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы впервые увидели Иерусалим с горы, названной ими Монжуа. Гора радости. Началась осада города. На тот момент в войске крестоносцев было, как сообщает в «Истории франков, которые взяли Иерусалим» Раймунд Ажильский, не более 12 тыс. человек, а рыцарей - 1200-1300. Мужское население осажденного города составляло до 60 тыс. Из хроники Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» // Заборов М.А. История крестовых походов… - С. 135. Это возмещало небольшой гарнизон Иерусалима в 1 тыс. человек, которым командовал Ифтикар ад-Даула.

В то время как франки готовились к осаде, 2 генуэзские галеры и 4 корабля с провизией захватили порт Яффы, откуда бежало население. Вскоре египетский флот Незадолго до описываемых событий Иерусалим был отбит у турок войсками египетского халифа из династии Фатимидов. блокировал Яффу с моря. Тогда моряки посадили суда на мель, а сами, забрав с них все, что можно было, присоединились к крестоносцам. Разобранные части судов употребили для постройки осадных приспособлений, среди которых было 2 осадных башни. Крестоносцы расположили свои тараны и орудия напротив восточной стены, где укрепления были не такими мощными. 8 июля 1099 г. церковники объявили пост и устроили крестный ход вокруг Иерусалима. Крестоносцы так спешили со штурмом (для сравнения, имея гораздо больше сил, они осаждали Антиохию целых семь месяцев), потому что из Египта выступило на выручку Иерусалима войско под командованием визиря аль-Афдала.

Приступ начался 13-14 июля 1099 г. Крестоносцы придвинули к стенам осадные башни под начальством герцога Бульонского и графа Тулузского, сарацины в ответ стали метать в них стрелы, камни, просмоленные, намазанные воском деревяшки, обернутые в горящие тряпки. Из хроники Раймунда Ажильского «История франков, которые взяли Иерусалим» // Заборов М.А. История крестовых походов… - С. 135. Штурм продолжался весь день, и латинянам удалось сломать предстенные укрепления и засыпать ров.

На следующий день штурм возобновился. Ближе к полудню крестоносцам удалось поджечь мешки с хлопком, закрывавшие бойницы. В рядах мусульман возникла паника, воспользовавшись ею, Готфрид Бульонский подвел вплотную к стенам свою башню и перекинул мост. Так крестоносцы вошли в Иерусалим 15 июля 1099 г.

Начались грабежи и жестокое избиение жителей. Ифтикар ад-Даула сдал город и открыл Яффские ворота в обмен на сохранение жизни. Наибольшее сопротивление мусульмане оказали в священном месте Харам аль-Шариф и в башне Давида. В мечети Аль-Акса Танкред и Гастон Беарнский отдали свои знамена мусульманам, сидевшим на крыше, в знак того, что они спаслись, однако на следующий день франки перебили всех мусульман. Вообще, как латинские, так и мусульманские источники отмечают необычайную жестокость победителей в Иерусалиме. Это было вызвано в первую очередь тем, что трудно было контролировать множество жителей Иерусалима при небольшой численности крестоносного войска.

Захватив Иерусалим, необходимо было решать вопрос с организацией управления во вновь созданном королевстве, т.е. выбрать короля. Перед крестоносцами было два варианта: избрать из среды клириков патриарха Последний греческий патриарх Иерусалима умер на Кипре незадолго до описываемых событий. и создать в Иерусалиме церковное княжество, или избрать правителя из среды баронов. В первом случае основным претендентом на трон был капеллан герцога Нормандского Арнульф де Роол, во втором - Готфрид Бульонский и Раймунд Тулузский (герцог Нормандский и граф Фландрский спешили вернуться в Европу). 22 июля 1099 г. королем был избран Готфрид, который отказался от титула короля и принял титул защитника Гроба Господня. 1 августа 1099 г. патриархом был избран Арнульф де Роол. Вскоре церковь признает выборы патриарха недействительными, заменив де Роола на Даимберта Пизанского.

12 августа 1099 г. на равнине к северу от Аскалона франки разбили египетское войско во главе с аль-Афдалом. Сам город они, однако, не взяли из-за распрей между Раймундом и Готфридом. После этого вожди сочли свою миссию выполненной и покинули Иерусалим. В только что созданном королевстве остались Готфрид и Танкред, а с ними около 2 тыс. пехоты и 300 рыцарей.

9. Экспедиции 1100-1101 гг. Итоги первого крестового похода.

Захват Иерусалима произвел сильное впечатление на Западе. Вновь активизировалась деятельность проповедников. Под контролем папы Пасхалия II были созваны 2 церковных собора в Валансе и Пуатье. Под влиянием этих факторов новые массы людей выступили на Восток в 1100 г.

Новая волна крестоносцев двигалась тремя крупными отрядами. Пилигримов Ломбардии возглавил архиепископ Миланский Ансельм. Весной 1101 г. этот отряд достиг Константинополя, где к нему присоединились Этьен Блуаский, немецкие рыцари под предводительством некоего Конрада и греческий отряд в 500 человек. Возглавил войско Раймунд Тулузский, находившийся тогда в столице.

Следуя требованиям ломбардцев, граф Раймунд повел войско освобождать князя Боэмунда, плененного Гази ибн Данишмендом и содержащегося в Никсаре. Крестоносцам удалось взять Анкару, однако в 250 милях от Никсара они были разбиты Кылыч-Арсланом I.

Ополчением из Франции предводительствовали виконт Невера Гийом II и герцог Бургундский Одо. Во главе ополчения южнофранцузских и южнонемецких пилигримом встали герцоги Гийом IX Аквитанский и Вельф IV Баварский. В этом же ополчении были Гуго Вермандуа, маркграфиня Ида Австрийская и архиепископ Зальцбурга Тьемо. Оба ополчения, шедших поодиночке, были разбиты турецкими силами близ Ираклии.

Осознав опасность, малоазийские эмиры объединили свои силы для борьбы. Только в 1097 г. крестоносцам удалось успешно преодолеть территорию Анатолии. Впоследствии такие попытки будут энергично пресекаться. Это отразиться на судьбе христианских государств в Леванте, так как людской поток через Средиземное море будет недостаточен для успешной колонизации.

Первый крестовый поход по праву считается самым результативным. Выполнена была главная его цель - взятие Иерусалим. На Востоке были основаны христианские государства: графство Эдесское, княжество Антиохийское, графство Триполи (Триполи взят в 1109 г., здесь утвердились наследники Раймунда Тулузского) и королевство Иерусалимское, где утвердилась арденн-анжуйская династия (1099-1187 гг.), основателями которой были Готфрид Бульонский и брат его Балдуин I. Европейцы, осевшие на Востоке, принесли сюда европейскую феодальную систему. Вновь прибывшие крестоносцы называли их пуленами.

Успешное проведение похода способствовало возрастанию авторитета папства в Европе. Усилились итальянские республики: за пользование их флотом иерусалимские короли и прочие феодалы предоставляли им торговые выгоды, отдавали улицы и целые кварталы в городах.

Основание христианских государств в Леванте оказало значительное влияние на внешнюю политику некоторых европейских государств, особенно Франции, Германии, впоследствии Англии. Кроме того, крестовые походы оказали влияние на взаимодействие христианского Запада в целом с мусульманским Востоком.

Список источников и литературы.

Источники:

1. Анна Комнина. Алексиада / Вступительная статья, перевод, комментарий Я. Н. Любарского. - СПб.: Алетейа, 1996. - 703.

2. Вильгельм Тирский. История деяний в заморских землях // www.vostlit.info.

3. Даимберт, Готфрид и Раймунд. Письмо папе // www.vostlit.info.

4. Заборов М. А. История крестовых походов в документах и материалах. Учеб. пособие. - М., «Высш. школа», 1977. - 272 с.

5. Михаил Сириец. Хроника // www.vostlit.info.

Литература:

1. Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны / Пер. Д. А. Журавлевой. - СПб.: Евразия, 2003. - 384 с.

2. Гизо Ф. История цивилизации в Европе / Франсуа Гизо. - Мн.: БелЭН, 2005. - 416 с.

3. Заборов М. А. Крестом и мечом. - М.: Сов. Россия, 1979. - 240 с.

4. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1980. - 320 с.

5. Куглер Б. История крестовых походов. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. - 512 с.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 568 с.

7. Мишо Ф. История крестовых походов. - М.: Алетейа, 2003. - 368 с.

8. Морисон С. Крестоносцы / Пер. с фр. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - 176 с.

9. Мюллер А. История ислама: От мусульманской Персии до падения мусульманской Испании: Пер. с нем. / А. Мюллер. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 894 с.

10. Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов / Сост. И. В. Ушаков. - М.: Мысль, 2001. - 442 с.

11. Эпоха крестовых походов / Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо; пер. М. Гершензона. - Изд. испр. и доп. - М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2005. - 1086 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.